Лучший педагог года

Элементарное музицирование как средство коммуникативной и социальной адаптации ребенка

Елена Саяпина
Элементарное музицирование как средство коммуникативной и социальной адаптации ребенка

Элементарное музицирование как средство коммуникативной и социальной адаптации ребенка.

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Карл Орф.

Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982) занимает важное место.

Публикация «Элементарное музицирование как средство коммуникативной и социальной адаптации ребенка» размещена в разделах

Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.

Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах.

Для того чтобы развить музыкальный слух и способности, которые в той или иной степени есть абсолютно у всех, надо дать возможность ребенку быть активным деятелем, сочинителем. Орф был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажорно-минорной гармонии. Он был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования. Она должна быть доступна, понятна и привычна ребенку. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, чем-нибудь звенеть, греметь. Звуки окружают нас везде и повсюду – мы живем в звуковой среде. Они вызывают у нас самые различные ощущения, которые бывает очень сложно характеризовать. Одни звуки нам мешают (даже очень тихие, другие (порой очень громкие) совершенно нас не беспокоят. Особенно значим и интересен мир звуков для детей. Именно дети часто слышат и откликаются на звуки, на которые мы, взрослые, даже не обратим внимание. Часто и необъяснимые страхи ребенка тоже приходят из мира звуков и задача нас, взрослых, помочь ему разобраться и адаптироваться в этом необычном и многогранном мире.

. Особое, очень важное внимание в концепции Орфа уделяется импровизации с аккомпанементом «звучащих жестов». Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопывание ногами, щелчки пальцами. Необычное и вместе с тем простое звучание орфрвских инструментов понятно и привычно для детей, что дает возможность с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных и бархатных, хрустящих. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки.

На занятиях я знакомлю детей с различными звуками, объясняю, что есть звуки музыкальные, а есть шумы. Прислушавшись, вместе с ребятами, мы начинаем придумывать и показывать все звуки, которые мы услышали. Затем мы играем – я начинаю петь упражнение,сочиненное Т Боровик, а ребята показывают заданные звуки: «В доме моем тишина, в доме моем я одна. Только слышно как «ШУРШУНЧИКИ»(храпунчики, щелкунчики, сопунчики, бурчунчики, смешунчики, пискунчики, шептунчики и т. д) шумят.»

Можно добавить другие звуки и те, что придумают сами ребята. Это упражнение всегда вызывают оживление у детей, даже самые замкнутые дети с удовольствием принимают в нем участие. С большим удовольствием дети выполняют и веселое задание, где они подражают различным звукам природы, которые можно услышать весной. Текст произносит воспитатель, дети же его озвучивают:Пригрело весеннее солнце. (Все поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, и каждый поет свой звук в фальцетном регистре. Дети должны слушать звучащий кластер и не петь очень громко.) С пригорка побежал веселый ручеек. (Дети болтают языком, изображая бульканье ручейка.) До краев наполнил большую глубокую лужу. (Все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр.) Перелился через край. (Несколько рядом сидящих детей по знаку педагога на фоне «бульканья» остальных делают голосом «волну» – вверх-вниз.)И дальше побежал. (Половина детей «булькает» на фоне звучащего солнца – кластер.) Выбрались из-под коры жучки (жжж-жжжж, в низком регистре) и букашки (ззз-зззз, в более высоком, расправили крылышки (крш, с повышающейся интонацией) и полетели кто куда (тр-тр-тр, шепотом на разной высоте, у кого на какой получится).Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур, шур-шур).И вылез ежик. (Сопит носом, энергично втягивая и выдувая воздух.)Ожил под теплым весенним солнцем и муравейник. (Каждый поет острые, веселые звуки в разных регистрах.)Лес наполнился птичьими голосами. (Имитация птичьих голосов всеми одновременно.) Вот и пришла весна. (Каждый поет свой звук, как в начале упражнения. Затем мы озвучиваем это упражнение с помощью различных шумовых инструментов, а затем можно предложить нарисовать дома «портрет» понравившегося звука.

С удовольствием дети выполняют и следующее упражнение:

«Дождик накрапывает» (игра с использованием звучащих жестов») Мелкий дождик моросит Кап – кап – кап – кап! (удары пальчиками по парте)В листьях сада шелестит Кап – кап – кап – кап! (шуршим «ладошками») Мокнет мячик у ворот, Кап – кап – кап – кап! (шлепаем по коленям ладошками)Мокнет поле, огород Кап-кап-кап-кап! (Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя.).

Также ребята с удовольствием добавляют звучание подходящих по тембру шумовых инструментов в аккомпанемент тех песен, которые мы с ними слушаем и поем: «Пестрый колпачек» Г. Струве, «Песенка- капель» В. Алексеева, «Музыкальная табакерка» А. Лядова, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Кавалерийская» Д. Кабалевского, «Смелый наездник» Р. Шумана и др. С большим удовольствием дети подыгрывают, слушая осетинские танцевальные мелодии и исполняя песни осетинского крмпозитора Л. Цаллаговой. Именно четкий ритм, веселый легкий характер многих осетинских мелодий раскрывают большие возможности для полета детской фантазии и проявления творчества.

. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Цель музыкального воспитания перестает быть локальной и естественно соединяется с главной целью образования—помогать ребенку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой.

«Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать» – именно этот тезис Песталоцци лежит в основе принципов обучения Карла Орфа. Урок музыки должен стать «обучением в действии». Не только слушая, исполняя, но и сочиняя элементарную музыку дети познают ее в реальном действии. Именно в этом заложена успешность не только обучения, но и воспитание творческого, активного мыслящего ЧЕЛОВЕКА.

Публикации по теме:

Авторская разработка. «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма» Авторская педагогическая разработка Автор разработки: Приходько Елена Анатольевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад компенсирующего.

Работы детей кружка «Кудесники» на осеннюю темуРаботы детей кружка «Кудесники» на осеннюю тему В наше время большое внимание уделяется развитию творческих способностей у детей. Развитое творческое мышление относится к числу безусловных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Элементарное музицирование как средство коммуникативной и социальной адаптации ребенка
Опубликовано: 9 января 2015 в 22:12
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД