Елена Саяпина
Элементарное музицирование как средство коммуникативной и социальной адаптации ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Элементарное музицирование как средство коммуникативной и социальной адаптации ребенка.
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».
Карл Орф.
Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982) занимает важное место.
Публикация «Элементарное музицирование как средство коммуникативной и социальной адаптации ребенка» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.
Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах.
Для того чтобы развить музыкальный слух и способности, которые в той или иной степени есть абсолютно у всех, надо дать возможность ребенку быть активным деятелем, сочинителем. Орф был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажорно-минорной гармонии. Он был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования. Она должна быть доступна, понятна и привычна ребенку. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, чем-нибудь звенеть, греметь. Звуки окружают нас везде и повсюду – мы живем в звуковой среде. Они вызывают у нас самые различные ощущения, которые бывает очень сложно характеризовать. Одни звуки нам мешают (даже очень тихие, другие (порой очень громкие) совершенно нас не беспокоят. Особенно значим и интересен мир звуков для детей. Именно дети часто слышат и откликаются на звуки, на которые мы, взрослые, даже не обратим внимание. Часто и необъяснимые страхи ребенка тоже приходят из мира звуков и задача нас, взрослых, помочь ему разобраться и адаптироваться в этом необычном и многогранном мире.
. Особое, очень важное внимание в концепции Орфа уделяется импровизации с аккомпанементом «звучащих жестов». Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопывание ногами, щелчки пальцами. Необычное и вместе с тем простое звучание орфрвских инструментов понятно и привычно для детей, что дает возможность с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных и бархатных, хрустящих. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки.
На занятиях я знакомлю детей с различными звуками, объясняю, что есть звуки музыкальные, а есть шумы. Прислушавшись, вместе с ребятами, мы начинаем придумывать и показывать все звуки, которые мы услышали. Затем мы играем – я начинаю петь упражнение,сочиненное Т Боровик, а ребята показывают заданные звуки: «В доме моем тишина, в доме моем я одна. Только слышно как «ШУРШУНЧИКИ»(храпунчики, щелкунчики, сопунчики, бурчунчики, смешунчики, пискунчики, шептунчики и т. д) шумят.»
Можно добавить другие звуки и те, что придумают сами ребята. Это упражнение всегда вызывают оживление у детей, даже самые замкнутые дети с удовольствием принимают в нем участие. С большим удовольствием дети выполняют и веселое задание, где они подражают различным звукам природы, которые можно услышать весной. Текст произносит воспитатель, дети же его озвучивают:Пригрело весеннее солнце. (Все поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, и каждый поет свой звук в фальцетном регистре. Дети должны слушать звучащий кластер и не петь очень громко.) С пригорка побежал веселый ручеек. (Дети болтают языком, изображая бульканье ручейка.) До краев наполнил большую глубокую лужу. (Все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр.) Перелился через край. (Несколько рядом сидящих детей по знаку педагога на фоне «бульканья» остальных делают голосом «волну» – вверх-вниз.)И дальше побежал. (Половина детей «булькает» на фоне звучащего солнца – кластер.) Выбрались из-под коры жучки (жжж-жжжж, в низком регистре) и букашки (ззз-зззз, в более высоком, расправили крылышки (крш, с повышающейся интонацией) и полетели кто куда (тр-тр-тр, шепотом на разной высоте, у кого на какой получится).Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур, шур-шур).И вылез ежик. (Сопит носом, энергично втягивая и выдувая воздух.)Ожил под теплым весенним солнцем и муравейник. (Каждый поет острые, веселые звуки в разных регистрах.)Лес наполнился птичьими голосами. (Имитация птичьих голосов всеми одновременно.) Вот и пришла весна. (Каждый поет свой звук, как в начале упражнения. Затем мы озвучиваем это упражнение с помощью различных шумовых инструментов, а затем можно предложить нарисовать дома «портрет» понравившегося звука.
С удовольствием дети выполняют и следующее упражнение:
«Дождик накрапывает» (игра с использованием звучащих жестов») Мелкий дождик моросит Кап – кап – кап – кап! (удары пальчиками по парте)В листьях сада шелестит Кап – кап – кап – кап! (шуршим «ладошками») Мокнет мячик у ворот, Кап – кап – кап – кап! (шлепаем по коленям ладошками)Мокнет поле, огород Кап-кап-кап-кап! (Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя.).
Также ребята с удовольствием добавляют звучание подходящих по тембру шумовых инструментов в аккомпанемент тех песен, которые мы с ними слушаем и поем: «Пестрый колпачек» Г. Струве, «Песенка- капель» В. Алексеева, «Музыкальная табакерка» А. Лядова, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Кавалерийская» Д. Кабалевского, «Смелый наездник» Р. Шумана и др. С большим удовольствием дети подыгрывают, слушая осетинские танцевальные мелодии и исполняя песни осетинского крмпозитора Л. Цаллаговой. Именно четкий ритм, веселый легкий характер многих осетинских мелодий раскрывают большие возможности для полета детской фантазии и проявления творчества.
. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования. Цель музыкального воспитания перестает быть локальной и естественно соединяется с главной целью образования—помогать ребенку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой.
«Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать» – именно этот тезис Песталоцци лежит в основе принципов обучения Карла Орфа. Урок музыки должен стать «обучением в действии». Не только слушая, исполняя, но и сочиняя элементарную музыку дети познают ее в реальном действии. Именно в этом заложена успешность не только обучения, но и воспитание творческого, активного мыслящего ЧЕЛОВЕКА.