Зоя Ашибокова
Эмоциональное состояние взрослых участников образовательного процесса, как опосредующий фактор эмоционального состояния детей
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
для работников дошкольного образования
Терского муниципального района
Тема: «Эмоциональное состояние взрослых участников образовательного процесса, как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»
Подготовила: педагог-психолог МКОУ «НШДС с. п. В-Акбаш»
Ашибокова З. Б.
2017 год
Цель:
1. Повышение коммуникативной компетентности воспитателей.
2. Расширение опыта рефлексии.
3. Расширение опыта групповой работы.
4. Тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.
Публикация «Эмоциональное состояние взрослых участников образовательного процесса, как опосредующий фактор эмоционального состояния детей» размещена в разделах
5. Развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
План проведения:
1. Краткое теоретическое введение в тему.
2. Формы общения воспитателя с детьми.
3. Условия оптимизации педагогического общения.
4. Практическая часть. Способы передачи своих эмоций.
5. Итог: Притча «Мудрец и бабочка» .
На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние не только эмоциональное состояние педагога, но и внимание или невнимание к его состоянию, а также способы взаимодействия педагога с детьми.
• Положительное эмоциональное состояние относится к важнейшим условиям развития личности.
• Термин «эмоциональное неблагополучие» подразумевает в дошкольном возрасте ситуативный дискомфорт, проявляемый внешне в той или иной степени. Эмоциональное неблагополучие способствует развитию отчуждения между взрослыми и детьми.
• В психологии существует такое понятие, как «заражение», то есть непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека к другому. Часто этот эффект мы наблюдаем в детском саду.
• Воспитателям наибольшим образом необходимо находить адекватные формы общения с детьми.
Во взаимоотношениях с ребенком мы обязаны очень тонко подбирать эмоциональные формы воздействия на ребенка. Положительные и отрицательные формы воздействия должны возникать не стихийно (в зависимости от нашего настроения, а преобразоваться в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок.
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
Нам взрослым важно научить детей самостоятельно справляться с ситуацией душевного дискомфорта, это позволит избежать многих трудностей и проблем в их развитии.
Формы общения воспитателя с детьми.
На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько уровней форм общения детей и
взрослых.
1. Непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года).
В его основе лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны взрослых. Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Основными средствами общения на этом этапе являются мимические движения.
2. Ситуативно-деловая форма общения (3года).
Главной особенностью этого вида общения детей с воспитателями, следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами.
3. Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет).
Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общения, ребенок обсуждает с взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.
4. Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет).
Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами на этом уровне общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно - личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.
Условия оптимизации педагогического общения.
1. Искренний интерес к человеку (воспитаннику их родителям, коллегам)
2. Умение слушать других
3. Обращение к ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников по имени.
Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые.
4. Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
5. Улыбайтесь в общении с людьми.
Очень, много, для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.
6. Удовлетворение потребности ребёнка в общении.
Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.
Практическая часть.
Способы передачи своих эмоций : мимика, интонация, взгляд.
1. Упражнение «Мимика».
Показать мимикой эмоции :
Радость (удовольствие, радость, веселье);
Злость (ярость, бешенство, негодование);
Страх (боязнь, испуг, ужас);
Удивление (интерес);
Грусть (печаль, тоска);
Спокойствие (умиротворение).
2. Упражнение «Взгляд».
Продемонстрируйте ваш взгляд на ребё нка:
с укоризной;
с настойчивым запретом;
с безмерным удивлением;
с гневом;
с ожиданием дальнейших действий.
3. Упражнение «Интонация».
Произнесите слово «здравствуйте» так, чтобы было понятно, с каким настроением вы произносите его:
с пренебрежением;
с улыбкой;
с недовольством;
с интересом;
со злостью;
с сарказмом.
Упражнение «Произнеси текст». (Зайку бросила хозяйка или др.)
Шёпотом, с максимальной громкостью, волнообразно, как будто вы страшно замёрзли, как будто у вас во рту горячая картошка, как маленькая девочка.
Итог: трудно ли было передавать эмоции, насколько важны наши эмоции в общении с детьми?
Обсуждается важность умения управлять своими эмоциями, голосом, что наше эмоциональное состояние передаётся детям, и это влияет на их развитие.
Притча «Мудрец и бабочка – Всё в твоих руках».
Обсуждение «Все в наших руках».
Приложение
Памятка педагогам: "Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми".
1. Как вид общения, всякое занятие с детьми - это передача информации (знаний, формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо
разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям, да и вам самим.
2. В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания
одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: "Крик - это самый верный признак отсутствия культуры
человеческих отношений" (В. А. Сухомлинский).
3. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актёры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому, наше настроение заразительно, оно передаётся детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога.
Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенное весёлое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.
4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих детей, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.
5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех "причёсывать под одну гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства того или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка -это прежде всего, признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском коллективе.
Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.
6. Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам ребёнку :"Погоди, некогда, потом!" При этом мы забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.