Ирина Нелепа
Эссе «Моя профессия — психолог»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЕ «Я - ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ»
Я с солнца сбрасываю полог,
Я утро начинаю здесь.
Моя профессия – психолог…
Или призванье это есть?
Я здесь касаюсь откровенья,
Я здесь ступаю не спеша.
Моя профессия – доверье,
Мое призвание – душа.
В ней все – серьезность и ирония,
Вершин триумф, игра теней.
Моя профессия – гармония,
Мое призванье – верность ей.
О. А. Коваль
Публикация «Эссе „Моя профессия — психолог“» размещена в разделах
Радоваться и грустить, удивляться и бояться, восхищаться и разочаровываться, ненавидеть и любить…всё это значит – жить! Жить в мире, среди людей. На первый взгляд - самое простое и самое естественное предназначение человека. Однако, с другой стороны, это и есть наиболее трудная миссия. Современный мир противоречив и непостоянен, предъявляет к человеку множество требований. Как разобраться в отношениях других и собственных ощущениях. Порой это не под силу даже взрослому человеку. А уж ребёнку - и подавно! И он, не осознавая почему, боится, грустит или тревожится…
Мое предназначение, как педагога-психолога – вовремя помочь ребёнку прожить своё детство так, чтобы его элементарные, на первый взгляд, проблемы не переросли в комплексы уже взрослого человека. Ведь именно в детстве можно привить навыки гармоничного взаимодействия с окружающими, основанные, в первую очередь, на внутренней гармонии.
Да-да, именно гармония с самим собой и окружающими позволяет человеку быть независимым от внешних потрясений, проходить собственный, неповторимый жизненный путь.
Я работаю психологом в детском саду. Здесь всегда рядом дети: со своими удачами и проблемами, открытиями и нерешёнными вопросами. А так хочется всем помочь!
Моё твердое правило: с улыбкой встречать всех, кто обращается ко мне за помощью: детей, приходящих ко мне на индивидуальные и групповые занятия; родителей и педагогов, обратившихся за консультацией. Ведь все проблемы можно решить только с оптимизмом!
Ребёнок и взрослый - это две личности, дополняющие друг друга. Ребёнок – ценность перед взрослым, продолжение жизни на Земле, а взрослый для ребёнка – опора и вершина. Свою работу я строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог, идущий в ногу со временем, может повести воспитанника в мир прекрасного, только увлеченный психолог может заинтересовать детей каким-либо делом.
Это и побудило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы. Для более продуктивного использования времени, стараюсь работу с воспитанниками сделать не только познавательной, но и творческой, игровой, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии, менять виды деятельности.
Ориентируясь на возраст дошкольников, подбираю способы организации и материал для воздействия. Ребята у меня на занятих сидят, лежат, двигаются, повторяют, придумывают, перевоплощаются, фантазируют, делятся, слушают, сочувствуют, помогают, угадывают, рисуют, лепят, рассказывают, слушают, складывают, решают творческие задания, логически сопоставляют, подбирают и анализируют, танцуют и поют! То есть играют и развиваются!
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы детям на занятиях и в многочисленных играх было интересно. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт активность, формируется положительный эмоциональный фон. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы каждому ребёнку была близка тема занятия или игры, только тогда он сможет «пропустить через себя» все эмоции и чувства, затрагиваемые мною! В зависимости от ситуации я сама всегда разная: то задорно-эмоциональная, то доверительно-спокойная. И, конечно, одной из целей моих - научить детей проявлять свои эмоции, не стесняясь; создать условия для выражения их личных чувств.
Поэтому для меня очень важно уметь понять каждого ребёнка, увидеть его проблемы, оценить состояние, быть с ним искренней! У Василия Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали азбукой моей деятельности. Я все время стараюсь оценить, насколько комфортно нашим воспитанникам в детском саду и дома; стремлюсь на наших встречах создать уютную обстановку, наладить взаимодоверие. А сама получаю огромное удовольствие от радостных детских глазёнок, внимающих мне, с интересом идущих на контакт. Это, поверьте, самая большая благодарность!
Глубинная работа над проблемами ребёнка не может производиться только единолично психологом. Это работа будет результативной лишь в комплексном взаимодействии: ребёнок-психолог-родители-педагоги. К сожалению, суетный современный мир, жизнь в русле стремительного технического прогресса оставляет немного времени для личностного общения родителей и детей. Особенно от этого страдают дети, возможно даже не осознавая этого. Хотя важно даже не количество времени, которое проведёт родитель со своим малышом, а качество общения. Поэтому я особое внимание уделяю просвещению родителей, психологическому консультированию. Регулярные встречи в рамках родительского объединения позволяют подвести мам и пап к пониманию сущности детской психологии, учат понимать и корректировать изменения в поведении именно их ребёнка, помогают найти взаимопонимание.
Большой пласт моей работы – плотное взаимодействие с воспитателями и другими педагогами, окружающие ребёнка в образовательном учреждении. Ведь они играют немаловажную роль в становлении личности ребёнка. Чем раньше обратить внимание на его изменения в поведенческих реакциях и общении, тем продуктивнее будет коррекционная работа.
Сами педагоги, со своими профессиональными, а иногда и личными проблемами, также нередкие мои собеседники. Ведь только педагог с чувством оптимизма и внутренней гармонии может создать в группе жизнерадостную атмосферу. В этом ракурсе для меня, безусловно, значим стиль отношений с коллегами, родителями, людьми, меня окружающими.
Профессии психолога, можно позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любое движение вперёд не бывает простым; на пути психолога тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха мне помогают наука, способности, постоянное самосовершенствование и, конечно же, оптимизм. Я непрерывно повышаю свой профессиональный уровень. Участвую в методических объединениях, семинарах, круглых столах, активно занимаюсь самообразованием. Советы коллег, мастер-классы учены, педагогические советы, активное участие в работе Ассоциации психологов - это кирпичики фундамента моего успеха. Я уверена, работа с детьми это не только вечная молодость, это ещё и постоянное развитие, движение вперёд!
Своё эссе хочу закончить словами Ш. А. Амонашвили «Человек может жить своей профессией, только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путём он может принести наибольшую пользу обществу».