шарифуллина татьяна
Эссе «Молчание не золото»
▼ Скачать + Заказать документы
МОЛЧАНИЕ НЕ ЗОЛОТО
«Жить среди людей - это всё равно, что ходить в сказочном саду, где вокруг тебя тончайшие лепестки цветов с дрожащими на них каплями росы. Надо так прикасаться к цветам, чтобы не упала ни одна капля…», - в этих словах В. А. Сухомлинского кроется, пожалуй, смысл и моей педагогической деятельности. Не нарушай гармонию, принимай взрослых и детей такими, какие они есть. А если пытаешься помочь, научить чему-то, то делай это с любовью.
Публикация «Эссе „Молчание не золото“» размещена в разделах
Логопедом я работаю недавно. Да, может быть, у меня нет огромного практического опыта, тем не менее я стараюсь создать на своих занятиях комфортную и безопасную среду, пропитанную теплом и уютом домашнего «дружелюбного» мира, в котором ребенок не чувствовал бы себя скованным, зажатым. А как этого добиться?
Однажды на индивидуальном занятии Маша С. спросила меня: «Мы опять будем слоги повторять?» Ее слова заставили меня задуматься. Ребенок часто не слышит и не понимает собственного произношения. Отсутствие «Р» или замена «Ш» на «С» совсем не мешают ему бегать, прыгать, играть, жить… Это мы, взрослые, сравниваем речь с эталоном и решаем за ребенка, что хорошо, а что плохо. Мы стараемся дать малышу то, что ему совершенно не хочется.
А значит, главное в моей работе, чтобы ребенок сам захотел исправить свою речь. «Важнее всего не просто научить ребенка чему-либо, а возбудить в нем желание научиться всему, чему его могут научить» (Дж. Брунер). Это трудно, но вполне возможно. Нужно ввести ребенка в волшебный мир звуков и слов, потихоньку, «держа за руку», вселяя уверенность: «У тебя все получится!».
Поэтому на занятиях я часто применяю различные игровые приемы. К примеру, рассыпаю мелкие игрушки и придумываю сказку о том, что эти предметы заколдованные и нельзя их трогать руками, но у нас есть волшебный пинцет, с помощью которого можно собрать все игрушки в коробочку.
Некоторым деткам очень нравится самомассаж, причем мы не просто массирует лицо, ушки, пальчики, но и сопровождаем все движения стихами, которые сочиняем вместе: «Щечки помассируем, улыбнемся шире мы…».
А есть ребята, которые любят артикуляционные упражнения. Здесь тоже не обходится без стихов:
Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.
Широко открывать и закрывать рот учимся, повторяя:
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас
Часто использую и сказки, например «Путешествие веселого язычка». Особенно детям нравится, когда я предлагаю им самим придумать продолжение сказки. А иногда это и разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном языке. Такие придуманные истории (сказки) помогают детям находить выход из сложной ситуации, выдержать любые удары судьбы, а мне – лучше понять ребенка и стать ему ближе.
Но бывает, что всего этого недостаточно, ребенок, словно в ракушке, закрывается от общения с окружающими людьми. Вот тогда я вспоминаю актерский кружок, который я посещала в старших классах. Добиться желанной цели помогают инсценировка песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, иллюстрации к ним. Если ребенок не может дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинке. А я при этом читаю стихотворение, пою песенки, сопровождая их жестами, превращая занятие в маленький спектакль.
Мы сидим с ребенком перед зеркалом, и я начинаю строить рожицы, до тех пор пока не увижу улыбку на лице малыша. Скажу больше, он в какой -то момент пытается повторить за мной. Тогда я прошу показать, что умеет и любит делать он сам. Он охотно показывает то, что ему нравится. Я делаю вид, что у меня не получается, прошу помощи и даже получаю наставления от малыша. В этот момент я ставлю себя на место неуверенного в себе ребенка. И он с радостью оказывает мне свою помощь, а при этом сам учится чему-то новому.
И все-таки как трудно порой малышу дается тот или иной звук! Ты с ним и пальчиковую, и дыхательную гимнастику делаешь, и артикуляционные упражнения, а этот противный, зловредный звук не ставится. Да, я молодой специалист, но упорства и терпения мне не занимать. И поэтому я сижу вечерами, штудирую логопедическую литературу и интернет, разговариваю с более опытными коллегами, набираюсь опыта в нелегком, но очень важном для меня деле.
Наступает утро, и я с малышом снова перед зеркалом, и мы вместе пробуем один способ постановки звука за другим, и вдруг «Дррр!» - говорит ребенок и смеется. Ему самому нравится, как это звучит, и он повторяет снова и снова: «Дррр…Дррр…Дррр». Он радуется своей маленькой победе. В этот момент и я абсолютно счастлива! «Мы смогли. Мы сумели!»
Моя профессия очень интересна. Говорят, что душа взрослого с годами каменеет, надеюсь, что со мной этого не случится, потому что каждый день вместе с детьми я испытываю чувство радости, сострадания, удивления, восхищения и множество других эмоций.
Видя результат своей работы, успехи детей, я понимаю, что люблю свою работу, испытываю удовлетворение от нее, по-настоящему горжусь своей профессией. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель»,- считал Л. Н. Толстой. И я всегда буду стремиться к совершенству!