Папки-передвижки

Актуальность сенсорного развития ребёнка в условиях инклюзивной практики

людмила яновская
Актуальность сенсорного развития ребёнка в условиях инклюзивной практики

Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших

сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в

социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамкахобщества и на благо общества.

Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в России

института инклюзивного образования, нацеленного на:

Публикация «Актуальность сенсорного развития ребёнка в условиях инклюзивной практики» размещена в разделах

- вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный

процесс;

- социализация детей-инвалидов в современном обществе;

- создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на

уверенное позиционирование себя в современном обществе;

- умение превращать свои недостатки в достоинства;

- изменение отношения современного общества к людям с

ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение

детей с ограниченными возможностями в наше общество.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения

среднего, профессионального и высшего образования. Её целью является

создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке

людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер

подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, таки разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся,направленных на их работу и развитие взаимодействия с людьми с

ограниченными возможностями, развитие толерантности и изменения

установок. Кроме этого необходимы специальные программы, направленныена облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями вобщеобразовательном учреждении.

Система инклюзивного образования только начинает своё развитие в нашейстране, однако мы уже можем привести некоторые примеры её успешноговнедрения.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на содержательных и организационных подходах, способах, формах и создания адаптивной образовательной среды.

Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений.

Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.

Идея инклюзия основана на концепции «включающего общества». Она означает изменение общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали включению другого (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья). Готовность общества к изменениям навстречу другому – важная предпосылка успешной инклюзии, и она должна воспитываться.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети.

Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

Инклюзивное образование ориентировано на изменение самого общего образования, условий для обучения разных детей с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Согласно статистическим данным каждый двадцатый житель нашей страны относится к категории инвалидов. В их число входит и почти полмиллиона детей, по отношению к которым по Закону Российской Федерации «Об образовании» (п. 6, ст. 5) «государство обязано создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Следует отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает.

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в которой подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество». Стратегия предусматривает Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).

Основные критерии соответствия:

- наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства;

- системные преобразования учебно-воспитательного процесса, его организационных форм и ценностных установок;

- наличие индивидуальной системы поддержки и специальных образовательных условий для нуждающихся детей;

- налаженная система ранней комплексной помощи;

- наличие в школах психолого-педагогических консилиумов и специалистов сопровождения, в тчтьюторов;

- методическая поддержка массового учителя со стороны коррекционных педагогов;

- и последнее - ИО сможет достичь своей цели только тогда, когда оно будет реализовано на всех ступенях образования - от детского сада до вуза.

Формирование модели инклюзивного образования детей с ОВЗ – это создание для них безпрепятственной среды обучение, приспособление среды к их нуждам и обеспечение необходимой поддержки в целях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. При этом необходимо иметь в виду, что инклюзивное образование представляет собой набор ценностей, принципов и методов, направленных на обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся, в рамках которого в первую очередь принимается во внимание Система образования страны ориентирована на увеличение количества инклюзивных школ в разнообразие условий обучения и образовательных потребностей не только детей с ОВЗ, но и всех учащихся.

Инклюзивный подход к образованию детей с ОВЗ вызван к жизни социальным заказом общества и государства и предполагает решения целого ряда вопросов, связанных, в частности, с подготовкой кадров, изменением отношения общества к проблеме, законодательным обеспечением адаптивности и вариативности услуг, и условий общеобразовательного учреждения.

Решение данных проблем во многом зависит от территориальной специфики каждого региона, обусловленной эволюционными процессами в общем и специальном образовании, а также от имеющихся ресурсов и опыта реализации инклюзивного подхода.

Задачи целостной системы развития инклюзивного образования определяются, в первую очередь, тем, что имеющиеся в настоящий момент дефицит научно-методического обеспечения развития инклюзивных процессов в образовании, дефицит кадрового обеспечения, организации подготовки и повышения квалификации специалистов в области психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования позволяют ставить вопрос о необходимости создания ресурсной базы для поддержки инклюзивного процесса в системе общего образования.

Все это заставляет искать новые принципы и формы организации системы образования в целом, психолого-педагогического сопровождения образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в любых образовательных учреждениях города, повышения эффективности коррекционной и развивающей работы, поиска новых форм, методик и технологий образовательной деятельности, оказания принципиально новых видов помощи лицам с ОВЗ и их семьям.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы.

Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе «…творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» Выготский.

Презентация «Актуальность театрализованной деятельности для развития дошкольников» Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.

Дидактический коврик для развития речи и сенсорного развития детей раннего возрастаДидактический коврик для развития речи и сенсорного развития детей раннего возраста Дидактический коврик для развития речи и сенсорного развития Актуальность: Данный коврик предназначен для детей 1-3 лет. У маленьких детей,.

МО педагогов-психологов «Применение сенсорного оборудования в условиях МБДОУ». Видеоролик «Занятия в сенсорной комнате» Семинар-практикум «Применение релаксационного и активационного сенсорного оборудования в условиях МБДОУ»Подготовила: педагог-психолог Несмеянова.

Pегиональный круглый стол «Роль педагога ДОО в построении образовательного процесса в условиях инклюзивной практики»Pегиональный круглый стол «Роль педагога ДОО в построении образовательного процесса в условиях инклюзивной практики» 25 октября 2019 года на базе МДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 21, г. Узловая состоялся региональный круглый стол для педагогов.

Проблемы сенсорного развития ребёнка в дошкольном возрасте В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток.

Современные технологии и практики математического развития детей дошкольного возраста Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком.

Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития 1. Возникновение и развитие педагогики как науки. Связь педагогики с другими науками. Педагогическая отрасль знаний является едва ли не.

Значение сенсорного развития ребёнка дошкольного возраста Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальность сенсорного развития ребёнка в условиях инклюзивной практики
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 21:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД