Наталья Иванова
«Преодолевать себя и совершенствоваться!» Эссе «Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если вы думаете, что воспитатели ничего не делают, возьмите к себе в офис 30 детей и тоже ничего не делайте». (Анекдот, запутавшийся в необъятных сетях интернета.)
Что делают воспитатели? Чем они занимаются на работе? Действительно ли они РАБОТАЮТ с детьми, воспитывая и развивая их? А может они просто присматривают за своими подопечными, обращая внимание лишь на то, чтобы дети остались живы и здоровы?
Публикация «„Преодолевать себя и совершенствоваться!“ Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Большинство простых обывателей, не связанных с педагогикой, представляют работу воспитателя лишь как игру с детьми и ничегонеделание. Они даже не подозревают, сколько кропотливого труда и терпения требуется воспитателю, чтобы каждый ребёнок вырос настоящим человеком.
Здесь хочется вспомнить слова выдающегося педагога Антона Семё новича Макаренко: «Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент, и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?».Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Совершенно уверена, что любовь и уважение дошколят нельзя заслужить, просто вооружившись современными методиками и новыми технологиями. Нужен ещё и нелёгкий труд души, помогающий взрослому видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга. Воспитатель должен суметь обеспечить свободу самовыражения личности своих воспитанников и понять, что ребёнок – человек, обладающий собственным представлением о мире, своим, пусть небогатым, но полезным опытом и своими чувствами.
За годы своей потрясающе интересной, радостной, а порой трудной, работы пришла к выводу, что не имеет значение, какой уровень способностей заложен природой в ребёнке. Важно то, чтобы я смогла помочь поверить ему в свои силы, сумела создать маленький мир, в который каждому моему малышу хотелось возвращаться каждый день.
Мир вокруг нас меняется день ото дня. Меняются и дети. Но все они по-прежнему талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Надо всегда принимать ребёнка таким, каков он есть. И, поэтому, моя исходная позиция, как педагога, в этом вопросе – доверие, опора на имеющийся у воспитанника потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей; стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребёнок смог заняться самосовершенствованием.
А ещё, я каждый день учусь быть справедливой и последовательной в воспитании своих неугомонных дошколят. Я убеждена, что справедливость для воспитателя – критерий профессионализма. Быть справедливым – это, значит, увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребёнка. Но обязательно победу не над другими, а над самим собой – вчерашним. Педагогу очень важно уметь видеть, удивляться, восхищаться, приходить в восторг от способностей своих детей.
Не могу не сказать и о своём девизе, который помогает мне уверенно двигаться по профессиональной дороге: «Преодолевать себя и совершенствоваться!». Современному обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях, личности. Такими мои воспитанники смогут стать, глядя не только на своих родителей, но и беря пример с меня. Я стремлюсь быть для своих дошколят не просто воспитателем, но наставником, с которым можно поделиться горестями и радостями, с которым можно весело поиграть и серьёзно обсудить волнующие вопросы. Наставником, который помогает научиться сопереживать успехам и неудачам своих друзей и близких, нести за них ответственность. Наставником, которого мои маленькие друзья будут вспоминать с радостью и благодарностью.
Я убеждена, когда ребёнок видит перед собой умного, грамотного, успешного, оптимистического, любящего своё дело наставника, то вероятность успеха возрастает. Я всё время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим воспитанникам находиться рядом со мной. Психологическая атмосфера в коллективе мне представляется неким полотном. И с каждым днём новые и новые мазки появляются на нашем полотне.
Моя педагогическая философия проста и понятна : нужно любить своих дошколят, оставаться интересной для них, быть разносторонне образованной, безраздельно преданной избранному делу и встречать каждый новый день с горящими глазами и открытой улыбкой!
И ещё раз хочу обратиться к тем, кто считает мою удивительную профессию и совсем не скучную работу простым времяпрепровождением: «Воспитание ребёнка – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей…»(Януш Корчак, польский педагог и писатель).