Лучший педагог года

Этапы формирования навыка вербальной коммуникации у неговорящих детей

Якушина Людмила
Этапы формирования навыка вербальной коммуникации у неговорящих детей

На протяжении многих лет перед нами стоит задача как неговорящего ребёнка вывести на коммуникацию, ведь проблема с речью у детей с сочетанными нарушениями остаётся неразрешённой практически до конца жизни. Но тем ни менее мы нашли методы, приёмы, как сделать так, чтобы мы могли понять ребенка, а он нас. Для определения этих методов и приёмов была проведена работа с неговорящими дошкольниками. Эти дети до поступления в ДОУ нигде не могли получить квалифицированную помощь. В начале учебного года было проведено обследование дошкольников, промежуточная диагностика в середине года, и точно такое же обследование было проведено в конце учебного года. Из данных этих обследований можно сделать вывод о том, что нужно для того, чтобы ребёнка подвести к вербальной коммуникации (понимание обращённой к нему речи, нужно чтобы он овладел следующими этапами :

Публикация «Этапы формирования навыка вербальной коммуникации у неговорящих детей» размещена в разделах

-наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком;

-развитие мелкой моторики рук;

-развитие понимания речи;

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком.

Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы занятия, насколько ребенок эмоционально вовлечен. Педагогу необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Необходимо встать на позицию ребенка, научиться играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с ребёнком. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи. Добиться доверия ребенка в этом педагогу помогают игры для самых маленьких – эмоциональные игры.

Обычно неговорящие дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы детьми. Кроме этого, в эмоциональной игре от ребенка не требуется проявления активности, тем более не ставится задача что-то говорить, повторять за взрослым. А если учесть, что очень часто детей, отстающих в речевом развитии, мучают требованиями “Скажи!”, “Повтори!”, такую ненавязчивую форму взаимодействия ребенок воспринимает с благодарностью и с радостью откликается на предложение поиграть.

Не следует рассматривать проведение таких игр как шаг назад в развитии ребенка. Ведь в данном случае цель игры – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных медико-психологических опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму, развитие пространственного мышления, концентрации внимания, усидчивости и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять.

Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях логопеда играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:

1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.

Развитие понимания речи.

Для того чтобы развить понимание речи были выделены три этапа :

- активизация подражательной деятельности;

- активизация речевого подражания;

- расширение объема понимания речи;

1 этап - активизация подражательной деятельности.

Под понятием общее подражание мы понимаем подражание движениям и действиям, а также мимике, жестам, манере поведения и т. п. Целенаправленно развивать следует, прежде всего, подражание движениям и действиям.

Способность ребёнка подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. В случае, когда у ребенка наблюдается отставание в развитии речи, подражание требует специального обучающего воздействия со стороны взрослого. Это необходимо для проведения специальных коррекционных занятий, так на начальном этапе логопедической работы именно принцип подражания ложится в основу обучения ребенка.

2 этап - активизация речевого подражания.

1. Обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы.

2. Вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных и птиц, подражание музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания).

3. Формирование умения называть игрушки, знакомые предметы.

4. Вызывание двухсловных предложений с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут, с названиями игрушек и знакомых предметов.

5. Выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа (“Дай пить”).

3 этап - расширение объема понимания речи;

1. Развитие понимания названий предметов и действий той ситуации, в которой ребенок находится (д/и “Одень куклу”, “Строим башню”).

2. Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок (данная работа проводится при изучении лексико-грамматических тем.)

3. Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди, животные совершают разные действия (“Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит”).

4. Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьет, сидит, спит, бежит).

5. Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий (“Покажи, кто спит?”).

6. Обучение пониманию вопросов Где? Куда? Откуда? На чем? - для выяснения местонахождения предметов.

7. Обучение пониманию вопросов Что? Кого? (у кого) - для выявления объекта действия (“Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама? ”).

8. Обучение пониманию вопроса чем? (“Покажи, чем рисует девочка?”).

9. Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок (“Кто катается на санках? А кто на лыжах? и т. д.).

10. Выполнение действий в определенной последовательности без предмета (“Сядь-встань-попрыгай”).

11. Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (д/и “Поручение”).

В заключении хотелось бы отметить то, что в начале коррекционно-развивающей работы практически все ребята не могли справиться с заданиями, которые указанны выше, но сейчас можно с уверенностью сказать, что все дети понимают обращённую к ним речь. А кто-то даже может ответить на поставленный вопрос.

Публикации по теме:

Развитие и коррекция неговорящих детей ОВЗ в игровой деятельности Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Академия современных образовательных практик Программа.

Игры для неговорящих детей «Будильник. Свечи. Ёжики» «Будильник» Эта игра очень нравится детям. Основная цель: стимуляция произнесения ребенком звукоподражаний: тик-так на эмоциональном подъеме.

Конспект индивидуального занятия для неговорящих детей по теме «Транспорт» Лексическая тема «Транспорт» Цель: знакомство и закрепление обобщенного понятия: «транспорт». Названий основных видов транспорта – «машина»,.

Консультация для родителей «Игры и задания для запуска речи у неговорящих детей» Начинаем говорить, играя Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте.

Консультация «Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет. Рекомендации» Формирование навыка чтения у детей 5-7 лет. Рекомендации. Что нужно знать молодым родителям, воспитателям детских садов, которые занимаются.

Особенности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи Особенности вербальной памяти у детей с Общим недоразвитием речи. Учитель-логопед Гунченко Е. Н. ГКУСО «Ставропольский социальный приют Росинка».

Особенности вызывания звуков у неговорящих детей ОСОБЕННОСТИ ВЫЗЫВАНИЯ ЗВУКОВ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК СМОТРЕЛ НА ЛОГОПЕДА? -яркая помада - говорить, показывая.

Мнемотаблицы для детей дошкольного возраста. Этапы работы над стихотворением Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Мнемотехника для дошкольников.

Воспитание навыка культурного поведения детей дошкольников Воспитание навыка культурного поведения «Дайте, пожалуйста» Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка,.

Консультация «Этапы формирования устной речи» Добриева Х. Б. Этапы формирования устной речи Дети, которым установлен диагноз «моторная алалия», приходят к логопеду с различной степенью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы формирования навыка вербальной коммуникации у неговорящих детей
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 22:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД