Кудряшова Юлия
Консультация «Этапы по преодолению агрессивного поведения у ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Жизненный опыт дает нам радость только тогда,
когда мы можем передать его другим».
Андре Моруа
Этапы преодоления агрессивного поведения
Почему так происходит? Как помочь ребенку? Как выстроить психолого-педагогическую работу, чтобы не навредить ему?
Эти вопросы задает каждый педагог, когда в группе появляется агрессивный ребенок.
Публикация «Консультация „Этапы по преодолению агрессивного поведения у ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Вот и к нам в детский сад, во вторую младшую группу поступил такой Миша. Через некоторое время воспитатель этой группы стала жаловаться, что не может справиться самостоятельно. Тем более, ситуация усугубилась тем, что многие родители стали против Миши, хотели чтобы его перевели в другую группу. И я серьезно задумалась. Что же делать?
Что же хочет Миша сказать, показать своим поведением? Испытывает на прочность, или пытается проверить, как много ему дозволено, насколько взрослые добры к нему. Или это крик о помощи?
На первом этапе я провела наблюдение за ребенком в группе. По телосложению Миша очень крупный ребенок, по сравнению с другими детьми группы. Действительно, пробыв в группе половину дня, я увидела, что по темпераменту ребенок вспыльчивый, непокорный, непредсказуемый. По характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок и проявляет негативизм. У Миши явные нарушения в эмоционально-волевой сфере.
На первом этапе необходимо тесное взаимодействие с семьей ребенка. Определить причину помогло общение с его бабушкой. Она являлась опекуном Миши, т. к мама недавно умерла (примерно около полгода назад, а папа проживает отдельно и злоупотребляет алкоголем. Поэтому воспитанием занимается бабушка, которая его безумно опекает.
Причины агрессивности :
• Неумение ребенка управлять своим поведением;
• Недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.
• Трудности обучения
• Нет единства требований к ребенку;
• Ребенку предъявляют слишком суровые или слабые требования;
• Неблагополучная семейная обстановка:
• Физические (особенно жестокие) наказания;
• Асоциальное поведение родителей;
• Отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
• Плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;
• Психологический климат в дошкольном учреждении.
Основной этап работы с Мишей я построила на основе практических рекомендаций по воспитанию детей от 2 до 7 лет Раздел Эмоциональные нарушения, Автор-составитель: Е. В. Шитова. Она предлагает несколько шагов по преодолению агрессивного поведения :
1-й шаг – стимуляция гуманных чувств:
- стимулируйте у агрессивного ребенка умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;
- учить его не сваливать свою вину на других;
- развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим: сверстникам, взрослым и живому миру.
Например:
«Миша неужели тебе не жалко других детей?»
«Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»
«Спросите у него, почему плачет обиженный ребенок»
«Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»)
2-й шаг – ориентация на эмоциональное состояние другого:
- стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
Например:
«Ты чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
- «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»
Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!
3-й шаг – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния :
- помочь агрессивному ребенку адекватно оценить эмоциональное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное;
- постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженному;
- стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;
- стремитесь поставить агрессивного на место ребенка-жертвы;
- необходимо чаще разговаривать с ребенком о палитре его собственных эмоциональных состояний;
- спросите у ребенка о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
- объясните, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
- расскажите, что такое вспышка гнева, что означает «контролировать» собственную агрессию, зачем это необходимо делать;
- спросите у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;
- объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.
Например:
- Ты стукнул Веру потому, что… а еще почему?»
Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злую мордочку изображу. Это волк! Миша, возьми резинку и злую морду у волка сотри (или незлую изобрази) Как ты думаешь, почему у волка злая морда? (Эти вопросы можно адресовать и ребенку-жертве притеснения.)
«Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А еще почему?
«Я вижу, что тебе плохо!», «Ты сейчас больше злой или добрый или какой?», «Как ты думаешь, почему ты обижаешься?», «Когда тебя обижают, ты отвечаешь сразу или молчишь и долго помнишь обиду?»
На заключительном этапе с воспитателем обсуждаются стратегии по коррекции агрессивного поведения ребенка, т. к зачастую педагог сам не может справиться с негативными эмоциями, как раздражение, гнев, вспыльчивость. Поэтому вырабатываем следующие стратегии:
1. Стратегия на предупреждение агрессивных состояний : - у ребенка : не навешивайте ярлыки на агрессивного ребенка : злой, забияка, драчун, вредина и более обидных;
- у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.
2. Стратегия на переключение состояния: стимулируйте положительные эмоции у ребенка с целью переключения с агрессивного состояния на другое. Используйте новизну, необычность, неожиданность игрового и неигрового поведения, действий с предметами, чтобы переключить ребенка на неагрессивное поведение (Игра в конструктор, Дартс с мячиками-липучками, лего и т. д.);
3. Стратегия на отреагирование агрессивного поведения :
- помогаем ребенку выразить негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
- учим выплескивать гнев в приемлемой форме («Кукла Бобо»);
- учим выражать агрессию словами о том, что ему нравится или не нравится, а не физической агрессией («Клоуны»);
- стремитесь использовать чувство юмора, объяснить ребенку, склонному к агрессии : «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».
Существуют и другие стратегии, но это уже отдельная тема для выступления.
В заключение хочу сказать, что Мишу мы перевели в другую группу (старшую, ситуация меняется к лучшему. Воспитатель этой группы Кондратьева Елена Дмитриевна продолжила работу с Мишей. В своей работе она применяет элементы сказкотерапии по преодолению агрессивного поведения у детей.
Рекомендуемая литература:
Г. Э. Бреслав «Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности»
А. А. Романов «Игротерапия: как преодолеть агрессивность детей».
С. И. Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать».
Т. П. Смирнова «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей».
А. Курпатов «Руководство для Фрекен Бок».
Составитель: Кудряшова Юлия Анатольевна
Педагог-психолог МБДОУ ДС №443 г. Челябинска