Папки-передвижки

Этапы работы логопеда по коррекции звукопроизношения

Светлана Лагутеева
Этапы работы логопеда по коррекции звукопроизношения

Этапы работы логопеда по коррекции звукопроизношения

Логопедическую работу по коррекции нарушенного звукопроизношения можно условно поделить на два основных этапа :

1 этап : Подготовительный

В его основе лежит подготовка к овладению правильным звуком, а именно:

а) подготовка просодики: слухового внимания и памяти и правильности восприятия фонем речи (фонематическое восприятие)

Публикация «Этапы работы логопеда по коррекции звукопроизношения» размещена в разделах

б) работа с моторикой и артикуляцией, проведение упражнений и гимнастики на развитие артикуляционного аппарата, речевой мускулатуры, повышение подвижности периферических органов речи.

2 этап : Формирование умений и навыков в произношения

а) искоренение нарушенного произношения звуков

б) формирование умения в различении четко дифференцировать звуки, схожие по произношению или артикуляции.

в) развитие самостоятельной речи и использование навыков в разных видах речевой деятельности.

Методы, применяемые на каждом этапе работы :

Подготовка просодики: слухового внимания и памяти и правильности восприятия фонем речи (фонематическое восприятие).

На данном этапе активно идет постановка правильного произношения и автоматизация звуков. Важно развивать и фонематическое восприятие (различение, вычленение) сходных звуков, так как без четкого их восприятия невозможно и правильное произнесение.

Фонематическое восприятие развивается с самых первых занятий по исправлению произношения. Проводятся игровые упражнения, фронтальная и индивидуальная работа. На первых занятиях мы работаем с неречевыми звуками и постепенно охватываем все звуки речи, которые составляют систему языка. Работа строится от звуков, которые ребенок уже произносит правильно, постепенно вводя те, которые ставятся и вводятся в речь.

Так же с самых первых занятий применяются упражнения на развитие слухового внимания и памяти. Дети учатся вслушиваться в речь окружающих, понимать, различать. Так как поверхностное восприятие окружающей речи зачастую и является причиной нарушенного произношения.

Большое значение на занятиях придается самоконтролю собственной речи, самоисправление, сравнение ее с речью других людей, стремлению преодолевать проблему.

Систему работы по развитию фонематического восприятии (способности различать фонемы языка) можно разделить на условные этапы :

1 этап : научить узнавать неречевые звуки и различать их

2 этап : развивать умения различать высоту голоса, силу его, тембр, темп на разном речевом материале: звуках, звукосочетаниях, словах, фразах.

3 этап : научить различать слова, близкие по звучанию (звуковому составу)

4 этап : развивать умение дифференцировать слоги

5 этап : развивать умение дифференцировать фонемы

6 этап : привить навыки элементарного звукового анализа слов

Артикуляционная гимнастики

Уже на этапе логопедического обследования часто выявляются проблемы строения артикуляционного аппарата, его подвижности, амплитуды движений и т. д.

При этом вместе с развитием фонематических процессов выполняется артикуляционная гимнастика, направленная на развитие мышц щек, языка, губ и т. д., так называемые подготовительные упражнения. Вырабатываются правильные артикуляционные уклады, позы для правильного произнесения звуков. Работа идет от простого к сложному, соединяем простые упражнения в сложные вариации.

Наиболее тщательно прорабатываются такие упражнения, которые нужны для постановки конкретных звуков, или тех, которые нарушены.

Упражнения используются как статические: на поиск и удержание нужной позиции, так и динамические, в которых присутствует смена укладов, быстрый поиск нужного уклада. Каждое упражнение имеет название, для более понятного ребенку образа и поддержания интереса: лопаточка, маляр красит потолок, болтушка или индюк и т. д.

Формирование умений и навыков в произношения

Логопедическая работа по устранению дислалии (нарушенного звукопроизношения) в своей основе имеет выработку новых артикуляционных навыков. Используются компенсаторные возможности на основе восприятия, слуха, зрения, тактильных ощущений и т. д. Ранее недоступные ребенку упражнения постепенно приобретают знакомые ощущения и переходят в навык. Уходит напряжение и ребенку становится легче и проще говорить появившийся звук.

Исправление произношения идет по определенному порядку:

1) постановка нарушенного звука

2) автоматизация правильного произношения от звука, в прямых, обратных, закрытых слогах, слогах со стечением согласных.

3) автоматизация звука в словах

4) автоматизация полученного звука в предложениях

5) дифференциация звука от сходных по звучанию или артикуляции звуков речи

6) автоматизация в речи, введение в собственную самостоятельную речь.

На каждом из этапов велика роль взрослого человека. Кроме педагога это должен быть и ответственный близкий, родной человек в семье. Помочь ребенку справиться с нарушенным произношением, преодолеть трудности, стеснение, капризы - задача родителей. Потребуется порой немало усилий, чтобы поставленный на занятии звук прочно вошел в речь ребенка и вытеснил дефектное звучание. Вместе с мамой работать намного интереснее, веселее и проще. Помогайте своим детям в выполнении несложных упражнений и заданий логопеда и скоро вы вместе порадуетесь чистой и красивой речи ваших малышей.

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Использование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речиИспользование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речи Применение изобразительного творчества в процессе коррекционного обучения называют изотерапией (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация,.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы работы логопеда по коррекции звукопроизношения
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 18:04
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Месячник молодого избирателя. Передвижка «О выборах для детей»

Каждое третье воскресенье февраля в России начинается месячник молодого избирателя.Это мероприятие проводится для ознакомления детей и молодежи с порядком выборов и для повышения социальной активности и...

3 марта. Всемирный день дикой природы. Беседа «Юные защитники природы»

3 марта мы отмечаем Всемирный день дикой природы. Этот экологический праздник учрежден, чтобы напомнить нам о многообразии и красоте природы и о необходимости защищать ее.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД