Светлана Лагутеева
Этапы работы логопеда по коррекции звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы работы логопеда по коррекции звукопроизношения
Логопедическую работу по коррекции нарушенного звукопроизношения можно условно поделить на два основных этапа :
1 этап : Подготовительный
В его основе лежит подготовка к овладению правильным звуком, а именно:
а) подготовка просодики: слухового внимания и памяти и правильности восприятия фонем речи (фонематическое восприятие)
Публикация «Этапы работы логопеда по коррекции звукопроизношения» размещена в разделах
б) работа с моторикой и артикуляцией, проведение упражнений и гимнастики на развитие артикуляционного аппарата, речевой мускулатуры, повышение подвижности периферических органов речи.
2 этап : Формирование умений и навыков в произношения
а) искоренение нарушенного произношения звуков
б) формирование умения в различении четко дифференцировать звуки, схожие по произношению или артикуляции.
в) развитие самостоятельной речи и использование навыков в разных видах речевой деятельности.
Методы, применяемые на каждом этапе работы :
Подготовка просодики: слухового внимания и памяти и правильности восприятия фонем речи (фонематическое восприятие).
На данном этапе активно идет постановка правильного произношения и автоматизация звуков. Важно развивать и фонематическое восприятие (различение, вычленение) сходных звуков, так как без четкого их восприятия невозможно и правильное произнесение.
Фонематическое восприятие развивается с самых первых занятий по исправлению произношения. Проводятся игровые упражнения, фронтальная и индивидуальная работа. На первых занятиях мы работаем с неречевыми звуками и постепенно охватываем все звуки речи, которые составляют систему языка. Работа строится от звуков, которые ребенок уже произносит правильно, постепенно вводя те, которые ставятся и вводятся в речь.
Так же с самых первых занятий применяются упражнения на развитие слухового внимания и памяти. Дети учатся вслушиваться в речь окружающих, понимать, различать. Так как поверхностное восприятие окружающей речи зачастую и является причиной нарушенного произношения.
Большое значение на занятиях придается самоконтролю собственной речи, самоисправление, сравнение ее с речью других людей, стремлению преодолевать проблему.
Систему работы по развитию фонематического восприятии (способности различать фонемы языка) можно разделить на условные этапы :
1 этап : научить узнавать неречевые звуки и различать их
2 этап : развивать умения различать высоту голоса, силу его, тембр, темп на разном речевом материале: звуках, звукосочетаниях, словах, фразах.
3 этап : научить различать слова, близкие по звучанию (звуковому составу)
4 этап : развивать умение дифференцировать слоги
5 этап : развивать умение дифференцировать фонемы
6 этап : привить навыки элементарного звукового анализа слов
Артикуляционная гимнастики
Уже на этапе логопедического обследования часто выявляются проблемы строения артикуляционного аппарата, его подвижности, амплитуды движений и т. д.
При этом вместе с развитием фонематических процессов выполняется артикуляционная гимнастика, направленная на развитие мышц щек, языка, губ и т. д., так называемые подготовительные упражнения. Вырабатываются правильные артикуляционные уклады, позы для правильного произнесения звуков. Работа идет от простого к сложному, соединяем простые упражнения в сложные вариации.
Наиболее тщательно прорабатываются такие упражнения, которые нужны для постановки конкретных звуков, или тех, которые нарушены.
Упражнения используются как статические: на поиск и удержание нужной позиции, так и динамические, в которых присутствует смена укладов, быстрый поиск нужного уклада. Каждое упражнение имеет название, для более понятного ребенку образа и поддержания интереса: лопаточка, маляр красит потолок, болтушка или индюк и т. д.
Формирование умений и навыков в произношения
Логопедическая работа по устранению дислалии (нарушенного звукопроизношения) в своей основе имеет выработку новых артикуляционных навыков. Используются компенсаторные возможности на основе восприятия, слуха, зрения, тактильных ощущений и т. д. Ранее недоступные ребенку упражнения постепенно приобретают знакомые ощущения и переходят в навык. Уходит напряжение и ребенку становится легче и проще говорить появившийся звук.
Исправление произношения идет по определенному порядку:
1) постановка нарушенного звука
2) автоматизация правильного произношения от звука, в прямых, обратных, закрытых слогах, слогах со стечением согласных.
3) автоматизация звука в словах
4) автоматизация полученного звука в предложениях
5) дифференциация звука от сходных по звучанию или артикуляции звуков речи
6) автоматизация в речи, введение в собственную самостоятельную речь.
На каждом из этапов велика роль взрослого человека. Кроме педагога это должен быть и ответственный близкий, родной человек в семье. Помочь ребенку справиться с нарушенным произношением, преодолеть трудности, стеснение, капризы - задача родителей. Потребуется порой немало усилий, чтобы поставленный на занятии звук прочно вошел в речь ребенка и вытеснил дефектное звучание. Вместе с мамой работать намного интереснее, веселее и проще. Помогайте своим детям в выполнении несложных упражнений и заданий логопеда и скоро вы вместе порадуетесь чистой и красивой речи ваших малышей.