Папки-передвижки

Этапы работы логопеда по коррекции звукопроизношения

Светлана Лагутеева
Этапы работы логопеда по коррекции звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы

Этапы работы логопеда по коррекции звукопроизношения

Логопедическую работу по коррекции нарушенного звукопроизношения можно условно поделить на два основных этапа :

1 этап : Подготовительный

В его основе лежит подготовка к овладению правильным звуком, а именно:

а) подготовка просодики: слухового внимания и памяти и правильности восприятия фонем речи (фонематическое восприятие)

Публикация «Этапы работы логопеда по коррекции звукопроизношения» размещена в разделах

б) работа с моторикой и артикуляцией, проведение упражнений и гимнастики на развитие артикуляционного аппарата, речевой мускулатуры, повышение подвижности периферических органов речи.

2 этап : Формирование умений и навыков в произношения

а) искоренение нарушенного произношения звуков

б) формирование умения в различении четко дифференцировать звуки, схожие по произношению или артикуляции.

в) развитие самостоятельной речи и использование навыков в разных видах речевой деятельности.

Методы, применяемые на каждом этапе работы :

Подготовка просодики: слухового внимания и памяти и правильности восприятия фонем речи (фонематическое восприятие).

На данном этапе активно идет постановка правильного произношения и автоматизация звуков. Важно развивать и фонематическое восприятие (различение, вычленение) сходных звуков, так как без четкого их восприятия невозможно и правильное произнесение.

Фонематическое восприятие развивается с самых первых занятий по исправлению произношения. Проводятся игровые упражнения, фронтальная и индивидуальная работа. На первых занятиях мы работаем с неречевыми звуками и постепенно охватываем все звуки речи, которые составляют систему языка. Работа строится от звуков, которые ребенок уже произносит правильно, постепенно вводя те, которые ставятся и вводятся в речь.

Так же с самых первых занятий применяются упражнения на развитие слухового внимания и памяти. Дети учатся вслушиваться в речь окружающих, понимать, различать. Так как поверхностное восприятие окружающей речи зачастую и является причиной нарушенного произношения.

Большое значение на занятиях придается самоконтролю собственной речи, самоисправление, сравнение ее с речью других людей, стремлению преодолевать проблему.

Систему работы по развитию фонематического восприятии (способности различать фонемы языка) можно разделить на условные этапы :

1 этап : научить узнавать неречевые звуки и различать их

2 этап : развивать умения различать высоту голоса, силу его, тембр, темп на разном речевом материале: звуках, звукосочетаниях, словах, фразах.

3 этап : научить различать слова, близкие по звучанию (звуковому составу)

4 этап : развивать умение дифференцировать слоги

5 этап : развивать умение дифференцировать фонемы

6 этап : привить навыки элементарного звукового анализа слов

Артикуляционная гимнастики

Уже на этапе логопедического обследования часто выявляются проблемы строения артикуляционного аппарата, его подвижности, амплитуды движений и т. д.

При этом вместе с развитием фонематических процессов выполняется артикуляционная гимнастика, направленная на развитие мышц щек, языка, губ и т. д., так называемые подготовительные упражнения. Вырабатываются правильные артикуляционные уклады, позы для правильного произнесения звуков. Работа идет от простого к сложному, соединяем простые упражнения в сложные вариации.

Наиболее тщательно прорабатываются такие упражнения, которые нужны для постановки конкретных звуков, или тех, которые нарушены.

Упражнения используются как статические: на поиск и удержание нужной позиции, так и динамические, в которых присутствует смена укладов, быстрый поиск нужного уклада. Каждое упражнение имеет название, для более понятного ребенку образа и поддержания интереса: лопаточка, маляр красит потолок, болтушка или индюк и т. д.

Формирование умений и навыков в произношения

Логопедическая работа по устранению дислалии (нарушенного звукопроизношения) в своей основе имеет выработку новых артикуляционных навыков. Используются компенсаторные возможности на основе восприятия, слуха, зрения, тактильных ощущений и т. д. Ранее недоступные ребенку упражнения постепенно приобретают знакомые ощущения и переходят в навык. Уходит напряжение и ребенку становится легче и проще говорить появившийся звук.

Исправление произношения идет по определенному порядку:

1) постановка нарушенного звука

2) автоматизация правильного произношения от звука, в прямых, обратных, закрытых слогах, слогах со стечением согласных.

3) автоматизация звука в словах

4) автоматизация полученного звука в предложениях

5) дифференциация звука от сходных по звучанию или артикуляции звуков речи

6) автоматизация в речи, введение в собственную самостоятельную речь.

На каждом из этапов велика роль взрослого человека. Кроме педагога это должен быть и ответственный близкий, родной человек в семье. Помочь ребенку справиться с нарушенным произношением, преодолеть трудности, стеснение, капризы - задача родителей. Потребуется порой немало усилий, чтобы поставленный на занятии звук прочно вошел в речь ребенка и вытеснил дефектное звучание. Вместе с мамой работать намного интереснее, веселее и проще. Помогайте своим детям в выполнении несложных упражнений и заданий логопеда и скоро вы вместе порадуетесь чистой и красивой речи ваших малышей.

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Использование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речиИспользование техники «коллаж» и элементов аппликации в системе работы по коррекции речи Применение изобразительного творчества в процессе коррекционного обучения называют изотерапией (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация,.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Нейро-игры в работе логопеда для коррекции речи детейНейро-игры в работе логопеда для коррекции речи детей Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Если соединить.

Песок — лучший материал для работы логопедаПесок — лучший материал для работы логопеда "Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка" К. Д. Ушинский Песок -природный материал, обладающий множеством полезных свойств. Тем более,.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игрушки «Говорящий попугай» для коррекции звукопроизношенияМастер-класс по изготовлению дидактической игрушки «Говорящий попугай» для коррекции звукопроизношения Самодельная дидактическая игрушка «Говорящий попугай» для коррекции звукопроизношения с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Этапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка»Этапы работы над проектом «Гербарий «Плодовые деревья и кустарники нашего приусадебного участка» Подготовительный этап проекта Поиск необходимой литературы по теме проекта Так как в этом проекте ребёнку помогали родители, то первоначальный.

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье»Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье» Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы работы логопеда по коррекции звукопроизношения
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 18:04
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы работы логопеда по коррекции звукопроизношения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лагутеева (УИ 999690) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД