ирина польшина
Этапы реализации проекта по ознакомлению с Лебедянским краем. III этап (организационный). IV этап (практический)
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы реализации проекта по ознакомлению с Лебедянским краем. III этап (организационный). IV этап (практический
III ЭТАП
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
На организационном этапе предлагается проектирование культурно-образовательной среды в группе «Сказка».
Публикация «Этапы реализации проекта по ознакомлению с Лебедянским краем, III этап (организационный), IV этап (практический)» размещена в разделах
- Лебедь. Все о лебедях
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
В детском саду необходимо организовать развивающую среду, состоящую из двух блоков: макро- и микросреды, каждый из которых включал несколько компонентов (см. схему)
Центральным звеном в макросреде ДОУ по знакомству с родным краем является
Центр краеведения. При его создании должны быть соблюдены следующие условия.
1. Приоритетность регионального культурного наследия.
В соответствии с этим необходимо подобрать материал о Лебедянском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной). Помимо этого необходимо так же подготовить карты, буклеты, схемы, модели, символы для ознакомления с городом, которые помогут детям лучше усвоить материал.
2. Интегративность знаний.
Установление взаимосвязи о природном и социальном окружении. Организация этого условия обеспечивает формирование у детей целостной картины мира. В соответствии с этим необходимо подобрать материал о заповедных местах Лебедянского края, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.
3. Удовлетворение потребности ребенка в познании родного края.
В соответствии с этим условием хорошо изготовить панораму родного города и карту Лебедянского района с гербом и флагом (совместная работа воспитателя, детей и родителей).
4. Диалогичность.
Реализует характерные и разноуровневые диалоги культур, времен, ребенка с культурой прошлого и настоящего. С этой целью можно оформить уголок «русская горница», где будут представлены предметы и элементы быта русского народа.
5. Развитие ребенка в деятельности.
В соответствии с этим в макросреде ДОУ необходимо (а можно и в микросреде, т. е. в группе создать мастерскую художественного труда, где дети будут заниматься разными видами художественно – творческой деятельности (например, кружок «Умелые руки»).
6. Опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка.
Это будет прослеживаться в музыкальной деятельности. В работе с детьми хорошо использовать фольклор Лебедянского края (частушки, потешки, песни, народные музыкальные инструменты.
С учетом возрастных особенностей детей необходимо отобрать наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала.
Так в старшей группе необходимо отразить и представить альбомы о ближайшем окружении («Моя семья», «Улицы нашего района», «Мой детский сад» и др.); оформить витрины по микрорайону «Достопримечательности родного города».
А в подготовительной группе тематика расширится. И тогда необходимо отразить и представить альбомы «Промышленность города Лебедянь», «Люди нашего города», а также собрать коллекции семян, камней, гербарий «Растения нашего края»; оформить витрины продукции предприятий нашего города; подобрать карты и схемы города, его герб и флаг, материал о защитниках живущих в нашем крае. Весь этот материал обогащает представления детей о родном крае, позитивно отражается на развитии ребенка.
В группе необходимо создать условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с родителями и воспитателями работах (изготовление макетов, моделей, поделок из глины, пластилина, природного и бросового материала).
Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем : «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто первый найдет дорогу к детскому саду», «Городской транспорт», «Зеленый друг», «Мозаика с видом достопримечательностей города» и др.
Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми (родителями и воспитателями). Так экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.
Таким образом, созданные условия будут выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.
IV ЭТАП
ПРАКТИЧЕСКИЙ
Данный этап включает :
1) ежемесячное НОД с детьми в соответствии с перспективным планом (см. выше)
2) совместные мероприятия с семьями воспитанников (см. выше)
3) экскурсии по улицам города, к памятникам и памятным местам
4) пополнение развивающей среды
5)выставки рисунков, фотографий, поделок на краеведческие темы, собирание коллекций, фото-выставки, коллажи
6)сотрудничество с краеведческим музеем, школой ремесел, детской библиотекой.
7) встречи с интересными людьми.
8) акции: природоохранные, милосердия.
9) познавательные игры, викторины, конкурсы, музыкально-литературные вечера.
10)Сбор материалов об истории города, его улиц, детского сада.
Для закрепления знаний детей, формирования и поддержки познавательного интереса, повышения родительской компетентности по истории и культуре родного города необходимо ежемесячно проводить совместные мероприятия с родителями воспитанников или межгрупповые мероприятия. Это может быть игра-путешествие, литературная гостиная, КВН, интеллектуальные игры, устный журнал и пр.
Чтобы помочь детям реализовать полученные сведения в практической деятельности необходимо организовать краеведческие мини-центры. Мини-центры должны содержать различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток, карты и атласы и пр., так и игровой (куклы в национальной одежде, предметы быта, дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материалы мини-центров необходимо постоянно пополнять, изменять. Развивающая среда должна полностью соответствовать требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.
Экологическое воспитание является составной частью проекта. Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе с детьми помогут нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков д,с, походы к реке, на луг, лесную поляну, участие в праздниках природы, проводимых в д/с, а так же педагогами начальной школы («День земли», «День воды»).
Вся эта работа не только учит чуткости, доброте, отзывчивости, но и служит сплочению детей, развитию их активности и творческих способностей. В заключение хотелось бы отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми.
V ЭТАП
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ
Данный этап, включает в себя:
1) итоговое диагностирование детей,
2) повторное анкетирование родителей,
3) анкетирование педагогов,
4) участие в педагогическом совете «Взаимодействие детского сада и семьи в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края» .
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
На данном этапе подводятся итоги всей проделанной работы.
Заключительная диагностика показывает знания детей о родном крае.