МААМ-картинки

Этические беседы с дошкольниками

Гульнара Галеева Раисовна
Этические беседы с дошкольниками

Этические беседы с дошкольниками

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Мы стараемся, дать характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Публикация «Этические беседы с дошкольниками» размещена в разделах

Воспитание этических норм поведения у ребенка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения. Поэтому с детства следует формировать у детей этические нормы поведения. Эта проблема особенно актуальна в наши дни, когда, с одной стороны, наблюдается снижение культуры общения, поведения вследствие многих причин, а с другой - общество идет вперед, предъявляя новые требования к личности – наличие образования и культуры.

Главная задача этических бесед заключается в разъяснении значения моральных норм и правил поведения, анализе поступков детей и взрослых, коллективном обсуждении этических проблем. Негативные проявления поведения также могут стать поводом для разговора, который нужен для выработки у детей соответствующей оценки отрицательного поступка и стремления избегать его.

Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках.

Будучи воспитателем, в своей работе большое внимание уделяю именно этой форме обучения и воспитания дошкольников - этической беседе, помогающей детям освоить нормы и правила нравственного воспитания, обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. (Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.)

«Спасибо за правду»

Цель: формировать у детей представление о том, что всегда нужно говорить правду, что за правду хвалят.

Ход беседы

Педагог начинает разговор с вопроса:

- За что мы говорим «спасибо»?

Затем воспитатель предлагает послушать рассказ Л. Толстого «Чашка»

Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

Вопросы для обсуждения

- Когда мы говорим «спасибо»?

- Как вы думаете, мальчику трудно было сознаться в своей оплошности?

- Что мальчик почувствовал, когда отец спросил: «Кто разбил?» (Испугался, «затрясся от страха».)

- Как можно охарактеризовать мальчика? (Правдивый, смелый, честный.)

- А что можно сказать об отце мальчика? (Он ценит правду, честность.)

В процессе обсуждения рассказа воспитатель использует такие понятия, как «честность», «нечестность», «обман», «ложь».

«У ленивого Федорки всегда отговорки»

Цель: воспитывать быть внимательными друг к другу, помогать родным, заботиться о них, выполнять просьбы старших.

Ход беседы

Воспитатель вспоминает с детьми правила, которые существуют в каждой семье: быть внимательными друг к другу, помогать родным, заботиться о них, выполнять просьбы старших.

- Помогаете ли вы старшим? В каких семейных делах вы принимаете участие?

- А теперь послушайте рассказ об одной девочке и подумайте, бываете ли вы иногда похожи на нее?

Г. Браиловская «Ушки-неслушки»

Пришел папа с работы, просит дочку:

- Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!

- А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки.

- Анюта, – зовет из кухни мама, – отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!

- А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки.

- Куда же это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка, – просит бабушка.

- А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки.

Отложил дедушка газету, вздохнул.

- Ведь вот, – говорит, – досада! А я собрался спросить, что тебе на праздник подарить – большую куклу или заводную машинку? Или книжку?

- Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта.

- Ой, что-то ничего не слышу. Уши точно ватой вдруг заложило. Не слышу ничего.

Вопросы для обсуждения

- Что было дальше? Придумайте продолжение рассказа.

- Почему Анюта не слышала обращений папы, мамы и бабушки?

- Почему Анюта услышала слова дедушки?

- Почему дедушка не захотел услышать Анюту? (Она обманула всех. Она не захотела помочь родным.)

- Как вы назовете девочку, которая не хочет помогать своим родным, да еще делает вид, что не слышит их просьб? (Обманщица, ленивая, невежливая.)

- Правильно ли поступил дедушка, когда тоже не услышал просьбу внучки?

- Объясните пословицу «У ленивого Федорки всегда отговорки».

- Подходит ли эта пословица к истории про Анюту?

«Правила дружной игры»

Цель: объяснить детям, зачем нужны правила игры; учит решать спорные вопросы, избегать ссор.

Ход беседы

В беседе воспитатель пытается объяснить детям, зачем нужны правила игры; учит решать спорные вопросы, избегать ссор. Педагог предлагает детям послушать рассказ «Домино».

«Домино»

Анна Ивановна предложили детям поиграть в домино. Ребята собрались вокруг стола. В игру пригласили и новенькую девочку Аню. Но она отказалась. Началась игра. Сначала все шло хорошо. Но вдруг Витя спохватился, пропустив свой ход: «У меня есть желуди! Только я не заметил». «Все! Я уже сделал ход», – сказал Сеня. Катя и Оксана поддержали его. Но Витя не сдавался: «У меня есть эта карточка! Это неправильно». Тогда Анна Ивановна предложила: «Мы не договорились, как нужно поступать в этом случае. Давайте вместе придумаем правило». После обсуждения Коля сказал: «Теперь, кто прозевал, пропускает ход!». Игра продолжилась. Дети стали более внимательны. Но тут в игру вмешалась Аня: «Дайте мне тоже карточки». Анна Ивановна объяснила, что нельзя вступать в игру в середине партии. «Ты что, сама не понимаешь? Ты сама отказалась играть», – возмущенно сказал Коля. Анна Ивановна успокоила детей, и все решили, что Аня дождется следующего кона. Включившись в игру, Аня очень переживала, выиграет она или нет. Она вскакивала, просила подождать, пока еще раз проверит свои карточки. Не выиграв, она бросила карточки со словами: «Плохая ваша игра, не буду больше в нее играть», – и ушла.

Вопросы для обсуждения

- Как вы думаете, ребята играли дружно?

- Как вела себя Аня? Почему? (Она не понимала правила игры.)

- Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход? (Они не стали ссориться, а договорились о новом правиле игры.)

- Почему Аня вела себя плохо? (Она не понимала правил игры.)

- У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли обижаться на выигравшего?

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они чувствовали, когда выигрывали и когда проигрывали.

- Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить проигравшего?

- А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за проигрыш?

В конце занятия дети с помощью воспитателя составляют «Правила дружной игры»

• знать правила игры и следовать им;

• не злиться на проигрыш;

• не дразнить проигравшего;

• спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.

«Каждой вещи – свое место»

Цель: воспитывать у детей навыки бережного отношения к вещам, довести до сознания детей мысль о том, что отношение к людям проявляется через отношение к вещам, к труду, все вещи должны лежать на своих местах.

Ход беседы

Педагог напоминает детям о бережном отношении к вещам, о том, что все вещи должны лежать на своих местах.

Воспитатель читает стихотворение 3. Александровой «Что взяла, клади на место!»

Это Оленьке известно:

Что взяла – клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку,

Прячет ботики в буфет.

Все на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать все сначала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать…

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло все не там…

Помогите ей, ребята,

Все расставить по местам.

Вопросы для обсуждения

- Клала ли Оленька на место свои вещи?

- Что смешного в поведении Оли? Почему она так делала? (Девочка еще маленькая.)

- Куда надо положить вещи, которые взяла Оленька?

- А кто из вас поступает так же, как Оленька?

- Часто ли мама говорит вам: «Положи на место»?

Далее воспитатель показывает детям заранее подготовленные кукольные комнаты: в одной из них кукольные вещи лежат на своих местах, а в другой – разбросаны в беспорядке. Педагог предлагает детям одеть кукол. Затем интересуется, какую куклу удалось одеть быстрее.

«Умей увидеть тех, кому нужна помощь»

Цель: знакомит детей с понятием, что люди иногда нуждаются в поддержке, важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему.

Ход беседы

Воспитатель объясняет детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Педагог начинает беседу с рассказа «Как Аня начала ходить в детский сад».

Аня первый раз пришла в детский сад. «Это Аня. Она теперь будет ходить в нашу группу», – сказала воспитательница. Аня робко огляделась, ей стало страшно и захотелось к маме. Она села на стульчик и заплакала. Сначала никто не замечал девочку, все были заняты игрой. Потом подружки, Оля и Соня, увидели, что Аня плачет. Они подошли и пригласили ее поиграть. Но Аня продолжала сидеть и ронять слезы. Тогда подружки принесли самые интересные игрушки: клоуна, который кувыркается, и куклу, которая говорит «мама». Девочка перестала плакать и с любопытством посмотрела на забавные игрушки и на подружек, которые весело смеялись. Теперь Аня с радостью ходит в детский сад: там ее всегда ждут Оля и Соня, с которыми она теперь неразлучна.

Вопросы для обсуждения

- Как вы думаете, почему дети сначала не замечали, что девочке нужна помощь? (Аня сидела тихо. Дети были невнимательны.)

- Как можно назвать девочек, которые стали успокаивать Аню? (Внимательные, добрые.)

- Как девочки успокаивали Аню?

- Почему в саду появились три неразлучные подружки?

- Какое правило, мы узнали из этого рассказа?

Это правило выражено в стихотворении автор Н. Найденова «Новая девочка».

Девочка новая

В детском саду.

К девочке новой

Сейчас подойду.

- Зачем ты в сторонке?

Ведь скучно одной.

Вот наши игрушки,

Вот слон заводной.

Деятельность по теме.

Нарисуйте игрушки, которые помогли успокоить Аню. Рисование игрушек, которые помогли успокоить Аню. Можно предложить детям сделать инсценировку по прочитанному рассказу.

Публикации по теме:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Конспект беседы со старшими дошкольниками «День Победы» с рисованием поздравительной открытки для ветерановКонспект беседы со старшими дошкольниками «День Победы» с рисованием поздравительной открытки для ветеранов Цель:Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством беседы о Великой Отечественной войне. Задачи:Расширять знания детей.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей 5–7 лет» 1.«Животные – наши друзья». Цель: Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. Ход беседы: Педагог.

Конспект по теме: Этические беседы на тему «Вежливость». Конспект по теме: Этические беседы на тему «Вежливость».Пояснительная записка. Нравственное воспитание дошкольников является одной из сложнейших.

Лэпбук «Весна» для работы с дошкольникамиЛэпбук «Весна» для работы с дошкольниками Здравствуйте, уважаемые МААМовцы! Предлагаю вашему вниманию очередной лэпбук. В этот раз лэпбук "Весна". Вы уже, наверно, заметили, что.

Оригами «Собачка» с дошкольникамиОригами «Собачка» с дошкольниками Оригами "Собачка" Цель:формирование у дошкольников интереса к искусству оригами, развитие творческих способностей у детей. Задачи:.

Пересадка помидоров с дошкольникамиПересадка помидоров с дошкольниками За окошком весна! Пришла пора заняться огородными делами. Вот и мы решили не отставать. Наши семечки уже давно проросли и пришла пора их.

Экспериментирование с младшими дошкольникамиЭкспериментирование с младшими дошкольниками Младший дошкольный возраст время "почемучек",детям в этот период интересно абсолютно все. И зима самое удачное время для изучения свойств.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этические беседы с дошкольниками
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 23:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД