МААМ-картинки

Проект «Этнографический костюм» (2 фото)

Мая чупина
Проект «Этнографический костюм»

Паспорт проекта

Название проекта Этнографический костюм

Руководитель проекта Чупина Мая Ильинична, педагог дополнительного образования

Консультант (ы) проекта (если есть) Чибугаева Таисия Андреевна, Майкова Мария Лаврентьевна –жительницы д. Варзибаш, Алнашского района

Учебный предмет (предметы, в рамках которого проводится работа по проекту; учебные дисциплины, близкие к теме проекта Краеведение

Публикация «Проект „Этнографический костюм“» размещена в разделах

Автор проекта либо состав проектной группы (Фамилия, Имя учащихся, класс) Чупина Мая Ильинична – автор проекта; состав проектной группы : Медведева Алиса, Коновалова Лилия, Сидорова Мария, Симонова Анна – учащиеся 4 класса

Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой и т. д.) информационный,

Цель проекта Изучить особенности национального костюма южных удмурток.

Задачи проекта 1. Приобщать подрастающее поколение к ценностям удмуртской культуры

2. Подобрать литературу и иные информационные материалы по данной тематике

3. Изучить традиционный костюм южных удмуртов.

4. Познакомиться с элементами удмуртской национальной одежды.

Вопросы проекта (3- 4 важнейших проблемных вопроса потеме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения) Мы выбрали эту тему, так как считаем, что одежда и занимает важное место в жизни каждого удмурта. Нас завлекают эти таинственные украшения из серебра, загадочные головные уборы. На сегодняшний день, не только обряды уходят в прошлое, но и многие из нас забывают свой язык. На наш взгляд, выбранная нами тема, актуальна на сегодняшний день. Мы можем предположить, что особенности удмуртского костюма зависят от местных условий, диалекта, верования

Аннотация (описание проблемы, на решение которой направлен проект, основная идея проекта, его актуальность, значимость на уровне школы и социума, кратко — содержание; всего - 2-3 страницы) В статье анализируется по материалам женский традиционный костюм этнографического времени удмуртского народа. Рассмотрены особенности кроя одежды, типы головных уборов Отмечены особенности и значение орнамента на одежде. Сделан вывод об основных типах традиционной национальной женской одежды удмуртского народа и её влиянии на общественную роль женщины.

Предполагаемые продукт (ы) проекта (результаты) Бумажная кукла с одеждой

Этапы работы над проектом (с описанием каждого этапа 1-2 страницы) I этап - подготовительный (сентябрь – октябрь 2019год);

1. Посещение национального музея имени Кузебая Герда;

2. Беседа с представителями удмуртского народа Чибугаевой Таисией Андреевной (85 лет, Майковой Марией Лаврентьевной (82 года, уроженками деревни Варзибаш Алнашского района Удмуртской АССР.

II этап – основной (ноябрь – январь)

- изучение культуры удмуртского народа, населяющего Алнашский район Удмуртской Республики

Национальный костюм южных удмуртов.

III этап - заключительный

Изготовление бумажной куклы, (компьютерная обработка Чупина Яна Владимировна, Вяхирев Алексей Викторович)

Необходимое оборудование и ресурсы (материальные или финансовые затраты (бюджет) Костюм из собственной коллекции. Канцтовары (картон, бумага, клей, ножницы)

Список используемых источников информации Список литературы и источники

1. Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов. – Ижевск: Удмуртия, 1997. –71с.

2. Волкова Л. А. История Удмуртии. – Глазов: Государственный педагогический институт, 2008. – 222 с.

3. Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда. – Ижевск: Удмуртия, 2008. – 38 с.

4. Отчий край. Книга для чтения по удмуртскому краеведению. Учебное пособие для 10-11 классов/ составитель Д. И. Черашняя. - издательство «Удмуртия,», 2000, -112 с.

5. https://www.rukukla.ru/article/where/udmurt/udmu2.htm.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе (если проект групповой) Сбор материала для проекта - участвовали все девочки из 4 класса;

Беседу с знатоками удмуртской одежды вела автор проекта Чупина Мая Ильинична.

Рисование бумажной куклы и одежды – Сидорова Маша и Симонова Аня;

Фотомодели: свадебный костюм – Медведева Алиса; девичий костюм – Коновалова Лилия

Самооценка результатов Проанализировав этапы выполнения проекта, мы обсудили: всё ли из задуманного мы сделали? Получится ли у нас проект? Довольны ли мы им? Хотелось бы в нём что-нибудь исправить? Какие этапы выполнения проекта были для нас наиболее трудоёмкими? Какие знания и умения мне понадобились для изготовления проектного изделия? Объективно ответив на все вопросы, мы оценили свою работу над проектом на «хорошо».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Проектная работа

Тема: «Этнографический костюм»

Автор проекта Чупина Мая Ильинична

педагог дополнительного образования

Оглавление

Введение:

Глава I Национальный удмуртский костюм Алнашского района

Глава II Особенности национального удмуртского народа и их костюма

Глава III Одежда удмуртов

Заключение:

Введение

Во все времена люди трепетно сохраняли и оберегали, как наивысшую святыню, сведения о прошлом своего народа, о его истории и культуре, о природе родного края, о талантах, прославивших его своими трудами, знаниями, искусством. Материальная культура любого народа всегда вызывает большой интерес. Важное место в ней занимает одежда, которая тесно связана с традиционным мировоззрением народа, обозначая место человека в обществе и культуре. По одежде можно было узнать о человеке важную информацию: пол, семейное положение, родовую принадлежность и т. д. Кроме того, одежда выполняла магическую, охранительную функцию. С этой целью использовались различные украшения, дополнения к одежде. Описание костюма всегда содержит информацию о покрое, конструкции, украшениях и головном уборе. Украшения и принадлежности женского костюма являются характерными элементами этнографического облика удмуртского народа. Цель жизни каждого поколения – создание и передача потомкам материальных и духовных ценностей.

Мы изучили традиции, обычаи и национальную одежду удмуртов. Также при изучении об удмуртском народе, мы отметили важнейшие обрядовые праздники. Мы гордимся своим народом и считаем, что мы должны знать и помнить быт и религию наших предков.

Мы решили провести исследовательскую работу о национальной одежде южных удмурток. Мы гордимся своим народом и считаем, что мы должны знать и помнить, как жили и что одевали наши предки.

Мы выбрали эту тему, так как считаем, что одежда занимает важное место в жизни каждого удмурта. Нас завлекают эти таинственные украшения из серебра, загадочные головные уборы. Исходя из этого, объект нашей работы - традиционная одежда южных удмуртов.

Участники проекта – девочки 4в класса

Предмет нашей работы – исчезновение комплекта удмуртских костюма.

Цель проекта – Изучить особенности национального костюма южных удмурток, населяющего Алнашский район Удмуртской Республики. Для достижения результата, мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Приобщать подрастающее поколение к ценностям удмуртской культуры

2. Подобрать литературу и иные информационные материалы по данной тематике

3. Изучить традиционный костюм южных удмуртов.

4. Познакомиться с элементами удмуртской национальной одежды.

Наш народ очень богат своими традициями. На сегодняшний день, не только обряды уходят в прошлое, но и многие из нас забывают свой язык. На наш взгляд, выбранная нами тема, актуальна на сегодняшний день. Мы можем предположить, что особенности удмуртского костюма зависят от местных условий, диалекта, верования. При написании этой работы нам помогли жительницы деревни Варзибаш Чибугаева Таисия Андреевна и Майкова Мария Лаврентьевна

Сроки реализации проекта : сентябрь-февраль 2019 – 2020 учебного года

Партнёры проекта :

- родители учащихся 4вкласса

- национальный краеведческий музей имени Кузебая Герда

1. Реализация проекта

I этап - подготовительный (сентябрь – октябрь 2019год)

- изучение культуры удмуртского народа;

- посещение национального краеведческого музея имени Кузебая Герда;

- встреча-беседа жительницами деревни Варзибаш Алнашского района.

II этап – основной (ноябрь –январь)

- изучение национального костюма удмуртского народа :

1. Национальный удмуртский костюм Алнашского района.

2. Особенности национального удмуртского народа и их костюма.

3. Одежда южных удмуртов.

4. Головной убор.

5. Украшения южных удмурток.

III этап - заключительный (февраль)

Создание бумажной куклы.

Ожидаемые результат:

- углубление представлений об одежде удмуртского народа;

- формирование у учащихся представления о богатой культуре удмуртского народа.

I. Национальный удмуртский костюм Алнашского района.

При изучении национального удмуртского костюма, мы узнали, что южный костюм в Алнашском районе отличается от Малопургинского, хотя считается, что этот комплекс тоже южный. Алнашские женщины-удмуртки сшили рубахи с высокой, а малопургинские – с низкой оборкой. И настоящее время знатоки узнают, откуда эта женская рубаха. Но комплект женской одежды почти одинаковый, отличается только некоторыми деталями. Он состоит из рубахи, фартука с вышивкой удмуртского орнамента и монисто. На голову надевали платок. Платье издревле богато украшалось вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. У каждого рода имелись родовые знаки (воршуд). Многие узоры вышивались свои родовые знаки, например: : крылья утки, след гуся, глаз голубя, рога барана и т. д. Всё в женском костюме : бусы, амулеты, шумящие подвески, вышивка, пояс и фартук – служило оберегом от несчастья. Оберег – предмет, оберегающий человека от болезней и несчастий. Монисто – ожерелье, нагрудное украшение из бус, монет, разноцветных камней.

В качестве верхней одежды носили «зыбын» и камзол, сшитые в талию, из цветной шерстяной ткани, зимой –шерстяной кафтан «дукес» и овчину «ыжку диськут».

Головные уборы сохраняют возрастные отличия. Девушки носили платок, который завязывался назад под свисающим платком и различные налобные повязки. В прошлом невесту одевали высокую берестяную конусообразную шапку (айшон, обшитую холстом и украшенную серебряными монетами (зажиточные невесты, лентами, бисером (из бедной семьи); покрывалом (сюлык, головное полотенце (чалма, с ярко затканными концами, спускаемыми на спину, налобник (йыркерттэт) из льняной или шерстяной повязки, украшенной с серебряными монетами. По рассказам Чигубаевой Т. А. и Майковой М. Л. головное полотенце (чалма) завязывали для того, чтобы берестяная шапка (айшон) при ношении не натёрла голову и показывала, что девушка замужем. Свадебные покрывала были из крашеного в разные цвета холста, с квадратиками и треугольниками по всему полотнищу и кистями по краям. В более поздние времена в качестве таких покрывал использовались и покупные платки.

Также замужние молодые женщины носили такой же сложный головной убор. Пожилые женщины носили платки, которые завязывали назад над свисающим концом платка.

Зато удмуртские лапти имеют особые черты. Они остроносы, на личике представлено как прямое, так и косое плетение, лапти плели в основном из девяти лыковых полос.

Оборы к лаптям делались из пестрых шерстяных пряж и других ниток.

Довольно много до наших дней сохранились удмуртские традиционные украшения.

Кроме колец, серег, браслетов, бус носили еще и нагрудные украшения из монет, полудрагоценных камней, бусин, подвесок – оберегов. Украшения передавались по наследству: от бабушки к матери, потом к дочери и дальше. Подновлялись лишь при необходимости. Вот почему в них есть и архаичные черты – не только нагрудная, но и наспинная части, родовые амулеты (талисманы).

2. Особенности национального удмуртского народа и их костюма.

Внешне удмурты не богатырского телосложения, однако, крепки и удивительно выносливы. Среднего роста, с белой, реже смуглой кожей, часто с голубыми глазами, светло-русыми и рыжими волосами, слегка уплощенным лицом. Мы можем утверждать, что удмурты, в большинстве случаев, миролюбивы, доброжелательны, гостеприимны, «склонны более к веселию, нежели к печали». Подчеркивается их стеснительность до робости, сдержанность чувств до скрытности и замкнутости, бережливость до скупости, терпеливость до самопожертвования, настойчивость до упрямства.

Известный писатель – этнограф Всеволод Лебедев не случайно, наверное, писал: «Когда взглянешь на этот холст, чувствуешь, что кто-то запел на нем песню и песня эта осталась». Художественное вышивание и ткачество считались обязательными, общепринятыми и традиционными занятиями. Вышивку и тканьё должна была уметь создавать и иметь любая уважающая себя женщина. Удмурты бережно относились к одежде, особенно к той, которую надевали по праздникам. Тканые и вышитые рубашки (дэрем) и верхние рубашки (шортдэрем) укладывались в сундуки, чтобы не мялись, их обычно зажимали лубяными или деревянными пластинами. Под особым семейно – родственным надзором находилась обрядовая одежда (восяськон диськут). Её надевали только в момент совершения обрядовой церемонии. Обычай требовал, чтобы каждый человек определенного возраста носил одежду соответствующего цвета и покроя. Молодые женщины, например, и на работу должны были ходить нарядными. Каждая возрастная группа имела несколько комплектов одежды, у неё была и будничная, и праздничная, и обрядовая. К обрядовым относится свадебная (сюан диськут) и погребальная (кулэм мурт диськут).

3. Одежда удмуртов.

В ходе работы над проектом мы выявили особенности национальной одежды северных и южных удмуртов на примере изготовленных моделей и узнали, что существуют разные виды удмуртского национального костюма и со временем он изменялся, имел разный вид в зависимости от территориальной принадлежности (северный и южный варианты). Исследователи народной одежды удмуртов отмечают в ней три костюмных комплекса : северный трёхцветный (белый, красный, чёрный, южный полихромный и бессермянский. Они соответствуют этнографическим подразделениям удмуртского этноса. Каждый из комплексов имел различные варианты. В составе северного отличают верхнечепецкий и нижнечепецкий, а в южноудмуртском – собственно южноудмуртский, калмезский, завятский, или арский, закамский и бавлинский варианты. Между северным и южным комплексами выделяется переходный шарканско-якшурбодьинский костюм. Локальные варианты костюмных комплексов отличаются друг от друга деталями покроя, орнаментацией, украшениями, отдельными предметами, составляющими комплекс.

Одежда удмуртов была из домашнего производства. Шили её из отбеленного посконного, позже льняного холста, сукон и овчины. В 19 веке белый холст на юге вытеснен пестротканью

Костюмный комплекс женщины-удмуртки состоял из туникообразной рубахи (дэрем с широкими оборками, передника (айшет, азькышет, вязаных узорных чулок (чулка или носков (пыдвыл, а также сшитых из холста без пяток носков (чуглэс, лаптей (кут) или башмаков (ката) и валенок (гын сапег).

В южных районах удмуртки ткали из овечьей шерсти и грубого льна. Шили туникообразную рубаху (дэрем) только вручную с льняными нитками и украшали оборками из красных и чёрных шерстяных ниток. Красили нитки природными материалами: свёклой, морковью, малиной и разнотравьем. В комплект одежды входил передник (айшет) из льняной ткани, позже из сатина ситца.

4. Головные уборы были разнообразны: в прошлом женщины носили высокую берестяную конусообразную шапку (айшон, обшитую холстом и украшенную лентами, бисером, покрывалом (сюлык, головное полотенце (чалма, с ярко затканными концами, спускаемыми на спину, налобник (йыркерттэт) из льняной или шерстяной повязки, украшенной с серебряными монетами.

5. Удмуртские женщины носили много украшений, изготовленных из серебряных монет (уксё тирлык) с сопрождающими их черезплечными перевязами (бутьмар, серьги (пельугы, кольца, перстни (зундэс, браслеты (суйпоскес, бусы, ожерелья (весь).

Заключение

В наше время пожилые женщины и часть женщин старше 45 лет носят отдельные элементы национального костюма. Вся одежда шьётся теперь из фабричных тканей и постепенно утрачивает национальную специфику. Из традиционных головных уборов носят только платки и шали. На зиму вяжут чулки и варежки.

Платья шьют на кокетке, с широкими оборками, иногда с манжетами и стоячим воротником. Кокетку и оборку украшают защипами или строчкой. Пожилые предпочитают хлопчатобумажные ткани темных расцветок, а помоложе – однотонные светлые атлас и шелк. Носят вышитые передники. Традиционные украшения надевают на свадьбу, а также на национальные праздники, которые проводят каждый год. Сохранившиеся комплексы из домотканых материалов используют ныне фольклорно-этнографические ансамбли для выступлений на сцене.

В заключении нам хочется сказать, что эта исследовательская работа будет продолжена. Мы будем изучать особенности мужского костюма южных удмуртов, который почти не отличался от женского комплекта.

Проект «Этнографический костюм»
Фото «Этнографический костюм»
Публикации по теме:

Фотоотчет поездки с замещающими семьями в архитектурно-этнографический музейФотоотчет поездки с замещающими семьями в архитектурно-этнографический музей Замещающие семьи с детьми и специалистами отделения сопровождения замещающих семей ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения.

Фотозарисовка «Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ»Фотозарисовка «Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ» Посетить этнографический музей, что находится на Верхней Березовке в Улан-Удэ, я хотела со своей дочерью. Ведь современная молодежь музеи.

Костюм ПетухаКостюм Петуха Костюм Петуха. Мы работаем с детьми раннего возраста. Хоть они ещё и маленькие, но очень любят праздники и развлечения. А чтобы у детей.

Костюм СнегурочкиКостюм Снегурочки Скоро новогодние праздники и тема подбора костюма для выполнения роли героя утренника становится все более актуальной. Вашему вниманию представлен.

Новогодний костюм для девочки «Принцесса»Новогодний костюм для девочки «Принцесса» Батяева Анастасия Владимировна, воспитатель первой категории. Мастер - класс. Новогодний костюм для девочки «Принцесса». Новый год слетает.

Мастер-класс «Костюм Нептуна»Мастер-класс «Костюм Нептуна» Прошел праздник Нептуна. Мне выпала роль властителя морей и океанов. Первая мысль - как и из чего, сделать костюм быстро и без больших.

Новогодний костюмНовогодний костюм В этом году при подготовке новогоднего утренника мы решили, что не будем обязывать родителей изготовлением костюмов по сценарию. Мы объявили.

Костюм к празднику для Бабы-ягиКостюм к празднику для Бабы-яги "То ли ветер свищет, то ли пурга. … Загрустила что ли Баба Яга…" пели в своё время ребята группы «Ариэль». А от чего может грустить настоящая.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Экскурсия в эколого-этнографический музей «Живуны». ФотоотчетЭкскурсия в эколого-этнографический музей «Живуны». Фотоотчет Одной из форм социально-патриотического и нравственно-культурного воспитания дошкольников является музейная педагогика. В нашем комплексе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Этнографический костюм»
Опубликовано: 16 апреля 2020 в 13:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД