Получи документы

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Ёлочка-красавица»

Любовь Клепикова
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Ёлочка-красавица»

Цель: Формирование у детей экологической культуры.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес, обогащать и расширять представления детей о значении ели в жизни обитателей леса и человека.

2. Учить детей видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы.

3. Продолжать формирование экологического сознания в исследовательской деятельности детей.

4. Активизировать и расширять словарь по теме.

Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Ёлочка-красавица“» размещена в разделах

5. Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Предварительная работа:

- Игры и упражнения: «Я знаю пять названий…», «Живая цепочка», «Чьи детки с ветки», «С какого дерева листок». - Чтение глав из книги В. В. Петрова «Лес и его жизнь». - Беседы о значении леса в жизни человека, о гуманном отношении к природе. - Рисование разных пород деревьев. Рисование на тему: «Сохраним леса России». - Коллективная аппликация из ладошек «Ёлочка желаний». - Рассматривание иллюстраций, картин о лесе. - Наблюдения за деревьями на прогулке. - Разучивание девиза:

Каждый из нас природу защитит,

О каждом деревце душа у нас болит.

Готовы мы сейчас

Все вместе о природе рассуждать

- Выпуск сборника стихов и рассказов о елочке «Ёлочка – красавица».

- Распространение буклетов «Живи, ёлочка.

- Просмотр мультфильма «Маша и медведь», (как они выбирали елку)

- Загадывание загадок и разучивание физкультминуток, пальчиковой гимнастики о ели, чтение художественных произведений;

Оборудование: искусственные елки; веточки и шишки ели и сосны; иллюстрации с изображением дятла, клеста, белки, мыши; мнемотаблица к стихотворению И. Токмаковой «Ели»; иллюстрации с изображением хвойных растений.

Формы организации НОД

Обсуждение.

Наблюдение.

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы (елочек на территории детского сада).

Посадка елей.

Ход мероприятия:

Вступительная беседа.

Воспитатель : - Дети, знаете ли вы, что богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются. К сожалению, природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Природа не может безгранично залечивать свои раны. Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезло еще одно млекопитающее, еще одна птица или еще одно растение.

- Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо и постараемся не допустить их исчезновения. Ведь без леса, без растений мы с вами просто не выживем. Поэтому каждый из нас должен бережно относиться к природе, заботиться о ней и не причинять ей боль.

Отгадывание загадки.

- Отгадайте, о каком из них эта загадка.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

И в иголках круглый год. (Ель.)

- А что вы знаете о лесной красавице ели? Чем она отличается от других деревьев?

Дети: - Ель – дерево хвойное. У неё вместо листьев иголки, они не опадают осенью, остаются зелеными на зиму. Ель – вечнозелёное дерево. Ствол у ёлки прямой. У молодого дерева он покрыт тонкой зеленоватой корой и иголками. У старой ели кора теряет иголки, становится темно – серой, шероховатой. Расположение веток у ели не такое, как у других деревьев. Самые длинные ветки – внизу ствола; чем выше расположена ветка, тем она короче. Дерево имеет форму конуса. На ветках взрослых ёлок можно увидеть продолговатые шишки, в них семена. Смола приятно пахнет.

Воспитатель : - Какие ещё хвойные деревья вы знаете?

Дети: - Сосна. Пихта. Лиственница. Кедр.

На этих деревьях вместо листьев тоже растут иголки. Но они отличаются формой кроны, видом хвои, размерами шишек и т. п. Например, у сосны иголки длиннее, чем у ели. Шишки с семенами округлые, твердые. Ствол покрыт корой светло – коричневого цвета, ветки расположены на верхней части ствола.

Пластический этюд «Я стройное дерево».

Воспитатель : - Дети, представьте себя деревцем, вросшим корнями в землю, тянущимся к солнцу, покачивающим ветками при дуновении легкого ветра.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, затем на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Воспитатель : - Дети, давайте рассмотрим и сравним ветки, шишки и семена сосны и ели.

- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

Дети: - Иголочками.

Воспитатель : - По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойным.

- Скажите, почему хвойный лес так называется?

- Какие хвоинки у сосны?

Дети: - Длинные, мягкие, светлые.

Воспитатель : - А у ели?

Дети: - Короткие, колючие, темные.

Воспитатель : - Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

Дети: - Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

Воспитатель : - Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

– Обратите внимание на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

- Какие шишки у ели?

Дети: - Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

Воспитатель : - Что вы расскажете про сосновые шишки?

Дети: - Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

Воспитатель : - Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

- Ребятки, в хвойных деревьях вы теперь разбираетесь очень хорошо. И, конечно же, понимаете, почему на Новый год мы всегда украшаем искусственную ёлочку.

- Скажите, а чем же искусственная ёлка отличается от живой ели?

Дети: - Искусственная ёлка не может расти, у неё нет корней, в её шишках нет семян. Она не засыхает, не нуждается в земле, воде, свете. Её можно много лет использовать, украшать игрушками на Новый год в детском саду и дома.

Живая ель растет, каждый год становится выше, на ней появляются почки и молодые ветки. У неё есть корни, которыми в теплое время года ель всасывает из почвы воду и полезные вещества, необходимые для ее роста. Иголки у живой ели постепенно меняются – старые опадают, новые вырастают. Если дерево срубят, оно засохнет.

Физкультминутка.

Семена деревья в землю уронили,

А дожди осенние семена полили.

(Дети присаживаются на корточки, показывают указательными пальчиками дождь.)

Поднялись расточки, (Поднимаются на ножки, «вырастают».)

Превратились в лес,

Тянут руки – ветви прямо до небес. (Тянут руки вверх, становятся на цыпочки.)

Ветер их качает, шелестит листвой. (Качают руками над головой.)

Лес – наш друг хороший,

Сашин, Гришин, Машин, твой и мой! (Показывают руками на себя и на детей, которых называют.)

Воспитатель : - Какие стройные, красивые деревья у вас получились!

Многих лесных обитателей можно встретить именно в хвойном лесу, особенно в ельнике. Как вы думаете, чем же животных, птиц и насекомых привлекает это дерево?

Дети: - Животные и птицы питаются его семенами. Птицы вьют гнезда среди густых веток. Муравьи используют опавшую хвою при строительстве муравейников.

Воспитатель : (Сопровождает рассказ показом иллюстраций.)

– Да, много в лесу любителей полакомиться еловыми шишками: дятлы, клесты, белки, мыши. Каждый старается шишку сорвать и до семян добраться. Зеленую молодую шишку ели с удовольствием съест белка. Пристроив созревшую шишку в расщелине веток, дятел своим крепким клювом выдолбит семена. Клест цепкими коготками удерживается на раскачивающихся ветках ели и загнутым клювом достаёт из шишек семена.

Он устраивает свое гнездо в теплом ельнике, птенцов выкармливает зимой семенами ели. Глухарь любит селиться в глухих местах в ельнике. В летнее время глухарь питается ягодами, семенами лесных трав, насекомыми. А зимой глухари кормятся хвоей.

Елочка помогает многим животным в лесу. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев. Под соснами растут грибы подосиновики, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома.

- А знаете ли вы, как человек использует ель? (воспитатель дополняет ответы детей)

Дети: - Из древесины ели делают мебель, бумагу, картон, искусственные ткани, целлофан, лекарства, а также музыкальные инструменты – скрипки, балалайки, домры.

Воспитатель : - Хвойные иголки очень полезны: ободрав их с веток, колючки можно запарить и потом искупаться в этой воде: такая процедура успокоит нервы и поможет при сердечно - сосудистых заболеваниях. Свежие сосновые опилки, распаренные в кипятке, прикладывают к пояснице и больным суставам. Растертую хвою полезно нюхать при насморке.

Пальчиковая игра «Деревья».

Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья (открывают ладони и растопыривают пальцы).

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна (соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»).

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза («фонарики» с движением сверху вниз).

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка (показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы).

Липа цветом зацвела, (собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

Пчелок в гости позвала (делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят).

Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

И грибочки все закрыла ( показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка).

Шелестят листвой деревья, (трут ладони друг о друга – «шуршат»)

Словно разговор ведут, (стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц).

Воспитатель : - Ель очень красивое дерево. Особенно нарядна она зимой, когда стоит среди голых деревьев пушистая и зеленая. Ели высаживают во дворах, и скверах и парках. Это дерево в любое время года очищает воздух, а значит, дарит людям здоровье. О нем написано много стихов и песен.

(С опорой на мнемотаблицы воспитатель читает стихотворение

И. Токмаковой «Ели». Затем 2-3 раза читают дети.)

Ели на опушке – до небес макушки –

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата – ёлочки, тонкие иголочки,

У лесных ворот водят хоровод.

Воспитатель : -. Существуют специальные питомники, где выращивают ёлочки. Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели (количество мутовок плюс один). Ёлочка 5-7 лет ещё не высокая, ниже ребёнка, которому столько же лет. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.

Воспитатель : - Давайте вспомним строение елочки. Из чего же она состоит? Дети: - Конечно же, корни, которые питают нашу елочку, дальше высокий стройный ствол, на стволе укреплены ветки (которые еще иногда называют еловыми лапками, ну а на ветвях в свою очередь растут иголочки-хвоинки. Ну и, конечно же, шишки.

Воспитатель : - А теперь предлагаю вам поиграть.

Игра «Собери картинку».

Воспитатель : - Дети, я предлагаю вам собрать из частей картинки, на которых изображены птицы и звери, питающиеся семенами и хвоей ели.

(Звучит музыка, дети собирают картинки с изображением белки, дятла, клеста, лося, глухаря)

Дидактическое упражнение «Один-много»

Воспитатель : - Дети, к предложенным словам вам нужно добавить слово «много» и назвать заданное слово во множественном числе.

Ель – много елей.

Сосна – много сосен.

Снег – много снега.

Хвоя – много хвои.

Шишка – много шишек.

Древесина – много древесины.

Ветка – много веток.

Дерево – много деревьев.

Корень – много корней.

Воспитатель : - Ребята, объясните с позиции экологии следующие пословицы :

1. «Бережливость – лучшее богатство».

2. «Как аукнется, так и откликнется».

3. «Без хозяина – дом сирота».

Фитотерапия.

Воспитатель : - Дети, давайте с Вами вдохнем запах сосны.

(Каждому ребеночку капнуть капельку масла на ручку).

Воспитатель : - Вокруг нашего сада много елей. Мы с вами имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок, можем украсить под Новый год елку на улице.

- Сегодня я предлагаю вам посадить еще одно еловое дерево своими руками и ухаживать за ним.

(Перед посадкой вспоминаем, как правильно это делать, что такое дренаж, какая нужна земля, нужна ли вода.)

Рефлексия.

- О чем мы сегодня вели беседу?

- Какой можете сделать вывод?

Значение ели в природе:

1. Обогащает атмосферу кислородом.

2. Поглощают углекислый газ.

3. Выделяют фитонциды.

4. Выполняют противоэрозионную функцию.

5. Участвуют в образовании климата.

6. Являются кормом для животных (белки, клесты).

7. Являются домом для животных (дятлы, сороки, белки, ит. д.).

8. Образуют органическое вещество.

Значение ели для человека:

1. Источник энергии и тепла (дров).

2. Сырье для бумаги.

3. Сырье для лекарств.

4. Строительный материал.

5. Материал для озеленения городов и сел.

6. Материал для изготовления музыкальных инструментов.

7. Источник витамина С.

8. Материал для производства искусственных волокон, красителей, химикатов и т. д.

- Какую елочку мы украсим к Новогоднему празднику?

- Какой сюрприз для гостей мы подготовим?

Выводы.

В результате проведенной работы дети узнали и поняли, что:

• ели играют в природе и в жизни человека важную роль;

• вырубка елей наносит большой вред природе;

• как помочь хвойным деревьям жить долго и приносить людям пользу и

радость;

• как правильно посадить ели и как за ними ухаживать.

Подводя итоги своей работы, мы можем сделать вывод: мы добились

поставленной цели, дети узнали много нового и интересного о зелёной красавице, о её значении в природе и жизни человека. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей.

Идею посадки елей поддержали не только в нашем детском саду, но и во всех других садах нашего города, активно обсуждали предложенные нами рекомендации.

Список используемой литературы.

1. Кондратьева Л. Н. «Мы». Программа экологического образования детей. СПб: «Детство-пресс, 2001.

2. Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.

3. Грехова Л. И. В союзе с природой. М. : Илекса, 2000.

4. Николаева С. Н. Юный эколог. «Мозаика-синтез», 1999.

Публикации по теме:

Конспект НОД по аппликации «Ёлочка-красавица» (подготовительная группа)Конспект НОД по аппликации «Ёлочка-красавица» (подготовительная группа) Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию "Ёлочка- красавица". Цели и задачи:Закреплять умение составлять сюжетную композицию.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Наблюдение за нарциссами»Конспект НОД по экологическому воспитанию «Наблюдение за нарциссами» Цель: расширить представление о нарциссах Задачи: - познакомить детей с особенностями строения нарцисса (найти у растения стебель, листья,.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Дубочки» (средняя группа) Конспект НОД по экологическому воспитанию «Дубочки» Возраст детей: средняя группа Цель: формирование экологического сознания. Задачи:.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Круговорот воды в природе» Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию "Круговорот воды в природе". Образовательная область: познавательное развитие.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «На бабушкином дворе» Цель:создание социальной ситуации развития детей в процессе беседы о домашних животных. Задачи: дать первоначальные представления об их.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «На птичьем дворе» Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе беседы о домашних птицах. Задачи. Уточнить представление о домашних птицах:.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Наш дом — природа» ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Занятие по экологическому воспитанию Тема: «Наш дом – природа» Воспитатель: Саакян К.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в наш лес»Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в наш лес» Цель: закрепление знаний о лесе и его значении в природе. Задачи: - формировать бережное и гуманное отношение к живой природе леса и его.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Мир вокруг нас» Программное содержание 1. Продолжать прививать детям чувство ответственности за все живое. 2. Учить детей видеть в самых простых вещах сложную.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Знакомство со свойствами почвы» Занятие «Знакомство со свойствами почвы» с детьми средней группы. Задачи: Формировать у детей интерес к опытнической работе, продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Ёлочка-красавица»
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 13:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД