Получи документы

Консультация «Забытые традиции русского народа в хореографии»

Елена Карымова
Консультация «Забытые традиции русского народа в хореографии»

Забытвые традиции русского народа в хореографии

Карымова Елена Николаевна

преподаватель хореографических дисциплин МБУДО «Детская хореографическая школа «Спектр» г. Юрги», г. Юрга

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

Михаил Ломоносов

Публикация «Консультация „Забытые традиции русского народа в хореографии“» размещена в разделах

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и развивать лучшие традиций национальной хореографической культуры народов. России.

В современной искусствоведческой литературе известны две формы существования хореографических фольклорных традиций : в их собственной естественной среде и в сценическом искусстве. Кто решает задачи сохранения фольклорных традиций - вводит нас в практику нескольких групп коллективов, которые в своей творческой деятельности претворяют народное танцевальное искусство и отличаются друг от друга, как по способам его интерпретации, так и по некоторым другим параметрам.

Точное определение термина «фольклор» затруднительно, т. к. эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции

Термин «фольклор» впервые было введен ученым Уильямом Томасом в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка, так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа.

Фольклорная хореография является достижением нашего народа. Рассмотрим аспекты народного танца. Народный танец является одним из самых распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. Народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарем крестьян, сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая). Он также связан с различными сторонами быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождения, свадьбы, игры). В танце народ передавал и передает свои мысли, чувства, настроение, отношение к жизненным явлениям.

Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы, общества).

В наши дни встает проблема принципиального характера, связанная с освоением фольклора, русского народного танца. Фольклор является ценнейшим культурным достоянием народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Мы озабочены судьбой русского народного танца, как народной культурой в целом. Ведущие деятели русского хореографического искусства всегда осознавали важность сохранения и развития русского народного танца, в его традициях, в исторической динамике. Важнейшей задачей работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов – это сoхранить богатство традиций танцевальной культуры, бережно передать танцевальный фольклор в современных условиях.

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и развивать лучшие традиций национальной хореографической культуры народов России. Выявляя возможности создания целенаправленной системы освоения основных черт русского танца, я подчёркиваю, что неотъемлемой частью русской танцевальной культуры является то, что несёт в себе богатство, природные свойства, стилистические черты, связанные с культурной традицией. Образы русской хореографии – это исполнительский эталон, в который необходимо “вписываться”.

Русская народная хореография прошла многовековой путь развития. Дальнейшее сохранение школы народного танца невозможно без корректуры, с одной стороны, систем среднего и высшего хореографического образования, а с другой стороны без стабильности хореографического репертуара, базирующего на эстетике русского народного творчества, профессиональных и любительских ансамблей народного танца России. Красота, эстетическая ценность народных танцев известна издавна. Не рассчитанные на специальный зрительский просмотр, они из века в век, от поколения к поколению накапливали и оттачивали гармонию составляющих их выразительных средств. Составляя часть ритуала, обычаев, сценария традиционных праздников и гуляний, народный танец был органичной частью этих бытовых событий. Лучшие из танцев и после изменения уклада жизни сохранились и составили художественную сокровищницу народного искусства.

В настоящее время значительная часть всех сценических художественных произведений, так или иначе связанных с искусством танца, сочиняется в России на материале современной хореографии, заимствованной из западной культуры. Поэтому сегодня, как никогда необходимо сохранять культурную самобытность, укреплять лучшие традиции танцевального искусства России, поднимать её авторитет в мире, содействовать реализации творческого потенциала, как профессиональных, так и начинающих балетмейстеров.

Художественная разработка является более высокой ступенью трансформации народного творчества по сравнению с обработкой. Из фольклорного образца как бы вычленяется основное образное ядро, самый яркий пластический мотив, ведущая идея (в лексике, рисунке, исполнительстве, образности - в любом из компонентов танца, которые разрабатываются, развиваются иногда вплоть до перехода их в новое качество. По сути дела, здесь происходит разработка фольклорного произведения на отдельные элементы, их переосмысление, трансформация и новая сборка уже сценического произведения в соответствии с замыслом автора. Преобразованию подвергаются все структурные элементы фольклорного танца: его музыкально ритмическая формула, сюжетостроения, образность. Здесь еще четче, чем при обработке, проявляется опосредованность фольклора традициями профессионального сценического искусства.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в середине лета «Ивана Купала». Ивана Купала один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала.

Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине- Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей "макушку лета" стали праздновать через две недели после самого солнцестояния.

У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил ни кто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ, чье рождество праздновалось 24 июня.

Ночь Ивана Купала приходится с 6 на 7 июля (24 июня по старому стилю). В наше время из "народного" праздник стал fun-мероприятием, символом сближения с природой. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника, довольно просты и незатейливы: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение растениями построек, разжигание костров, гадания на суженого, купание. В Ночь Ивана Купала разжигают огромный костер, огонь для которого добывают только древним способом — трением дерева о дерево. Как только его пламя разгорается, юноши и девушки, взявшись за руки, начинают через него прыгать. После веселых хороводов и танцев разгоряченная молодежь отправляется купаться.

Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно и нужно, но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника.

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Ивана Купала, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-культурным ценностям, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Ивана Купала, возрождать интерес к обрядовым русским праздникам, обогащать духовно-культурный мир учащихся, обобщить и закрепить знания учащихся о празднике «Ивана Купала», вызвать эмоциональное сопереживание и приобщить всех учащихся к традиции проведения народного праздника.

Проектная работа на тему: «Ильин день»

Цель проекта:

Формирование у учащихся духовно – нравственных качеств по средствам приобщения к христианским традициям, раскрыть значение праздника Ильин день в жизни русского народа.

Задачи проекта:

1. изучить историю возникновения праздника Ильин день;

2. познакомиться с обрядами, обычаями и традициями этого праздника;

3. проанализировать и сделать вывод: какова роль праздника Ильин день в жизни русского народа.

Вся жизнь человека подразделена на праздники и будни. Есть такие праздники, когда народ не просто отдыхает, а веселиться, танцует и поёт совершая ритуальные действия.

Исторически сложилось, что календарь объединяет в себе церковные и народные праздники. В чём их отличие и единство, когда они зародились и как празднуются сегодня?

В уже забытые языческие времена люди чтили природу, считая её своей матерью и кормилицей. Поклонялись солнцу и просили солнце согреть себя своим теплом. Они возвышали воду и уговаривали её подарить им много рыбы для пропитания. Древние люди поклонялись небу и просили его напоить землю водой, чтобы был хороший урожай.

Интересно, что в старину не выделялись народные детские праздники, поскольку их главной идеей было мифологическое олицетворение природных сил, они носили магический характер и были призваны обеспечить благополучие общины.

Первый перелом произошёл в 988 году, когда князь Владимир окрестил Русь. Это событие изменило календарь и характер языческих обрядов.

Русские народные праздники не только красивы и веселы, они наполнены смыслом и духовностью, тематическое содержание каждого несёт идейную нагрузку, что особенно важно для молодёжи. Такая форма досуга ставит личность в условия активной духовной деятельности, её функцией становиться не только культурно – творческая, но и развивающая работа.

В 21 веке народные праздники России в их естественном виде – экзотика. Только в сельских глубинках можно отыскать живой фольклор. С целью сохранения славянской самобытности, уважения культурных традиций, бережного отношения к матушке – природе и пропаганды здорового образа жизни ведётся активная работа возрождения забытых культовых гуляний наших предков.

Сегодня я расскажу вам об одном русском празднике, название ему Ильин день.

В 9 веке до н. э., за 900 лет до рождения Христа, в иудейском городе Фесвия родился ребёнок, которому суждено было стать пророком Ильёй. О жизни Ильи известно, что пророк был примером целомудренной жизни, всеми силами противостоял идолопоклонничеству и нечестивым действиям.

Ильин день – это традиционный народный праздник у восточных и южных славян, приуроченный к церковному дню памяти пророка Ильи, одного из наиболее чтимых на Руси святых.

Ильин день или день Святого пророка Ильи отмечается 2 августа. С этим днём связано очень много поверий и примет. Есть версия, что Ильин день стал правопреемником культа языческого бога Перуна.

Перун в языческие времена был покровителем грома и молнии. Люди верили, что именно от Ильи зависит плодородие и урожай. Во время грозы грохот его огненной колесницы вызывает характерные раскаты по небу. А проливной дождь вызван тем, что Илья освобождает заточённую злым змеем Велесом воду в результате битвы на небе.

История праздника Ильин день показывает суровость и одновременно щедрость. Пророк был высоко почитаем среди всех Святых. Он всегда благосклонно относился к верующим, праведникам и был суров с грешниками. Он исполнял человеческие и Божьи законы.

Многие интересуются, пытаются найти в истории праздника Ильин день, почему нельзя купаться. С этим связано несколько поверий.

2 августа, в Ильин день, запрещено купаться в открытых водоёмах. Раньше верили, что это может накликать большую беду и нанести сильнейший вред здоровью. Часто люди тонули в этот праздник. Есть несколько версий, почему не стоит купаться. Одна из них говорит, что пророк остудил воду. Другая версия говорит, что с этого дня начинает цвести вода. Считается, что во время цветения вода приобретает неприятный запах. На поверхности озёр и рек появляется тина. Всё это может нанести вред здоровью. Некоторые люди верили, что в ночь на 2 августа у водоёмов собирается нечисть. С этого дня они начинают хозяйничать на воде.

В истории праздника Ильин день приметы имели немаловажное значение:

1. Со 2 августа ночи становятся тёмными.

2. До Ильина дня дождя у небес пальцем не выманишь, а после – любой сможет приманить дождик.

3. Нельзя считать копны.

4. Нельзя работать, так как Илья отберёт благополучие.

5. Илья был щедрым святым, он наделял людей богатством, урожаем, скотом и здоровьем. Крестьяне считали его повелителем дождя.

6. В ильинскую неделю обычно устраивали молебен, а в некоторых деревнях совершали обряды жертвоприношения.

7. Ильинским дождём умывались, чтобы предохраниться от злых чар.

8. Ильин день был для целого ряда областей России переломным днём, границей между летом и осенью. Крестьяне считали, что к этому дню должен быть закончен сенокос.

История праздника Ильин день для детей рассказывает, что было принято заготавливать воск для свечей. Свечи, приготовленные в этот день, хранятся в доме весь год и зажигаются по особым случаям. Для торжества накануне 2 августа принято было печь обрядное печенье, проводить обряды для защиты дома от воды, молнии.

Праздник Ильин день

Ведущий:

Всем ли места хватило? Всем ли слышно? Всем ли видно?

Добрый день девицы красивые, парни сильные, дети малые. У нас сегодня важная задача, всех ждёт большая удача! Потому как в такой день веселиться нам не лень, будем «Ильин день» встречать!

А скажите мне пожалуйста какие вы летние месяца знаете?

Дети называют месяцы.

Ведущий:

Наступило долгожданное лето. Согрело своими тёплыми лучами землю. Весной мы много работали в полях и огородах. Наступила пора собирать урожай. На Руси любили всё делать с песней. И мы с вами начнём с песни «Во поле берёза стояла». (Хоровод).

Ведущий:

Август 3 месяц к нам в гости пришёл. 2 августа на Руси отмечали необычный праздник – день Ильи-пророка, говорили, что в этот день грозный Илья-пророк ездит по небу на огненной колеснице, из-за этого начинается сильная гроза, бьют огненные молнии и грохочет гром. Но люди не жаловались, потому что в древней Руси Илью-пророка называли Ильёй-громовержцем, покровителем небесной стихии. Его просили о дожде. Если лето выдалось засушливое, то дождь был очень важен, ведь иначе на полях мог погибнуть весь урожай. А давайте отгадаем несколько загадок:

1. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт. И никуда я не пойду, покуда он идёт. (Дождь)

2. Меня никто не видит, а всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния)

3. Пушистая вата плывёт куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

4. Конь бежит, земля дрожит, на небе стукнет – на земле слышно. (Гром)

Ведущий:

А ещё 2 августа считалось днём окончания купального сезона, потому что солнце начинает поворачиваться к осени, говорили, что в этот день прибегает с севера олень – золотые рога, волшебные копытца. Он касается копытцем воды и остужает её.

Исполнение песни «Олени» с движениями.

Ведущий:

Эй, олени, все за мной! (Учащиеся поднимают руки вверх и скрещивают их над головой.)

Поспешим на водопой!

(Бегут на месте, поднимая высоко колени.)

Посмотрите, вот река –

Широка и глубока.

(Наклоняются вперёд и разводят руки в сторону.)

Не достанешь и до дна,

А водица так вкусна.

(Снова складывают руки в «рога», поднимая высоко колени.)

Как попьём водицу, постучим копытцем.

(Поочерёдно поднимают каждую ногу и кивают головой – «благодаря».)

Ведущая:

Ребята, а какие овощи созрели у вас на огороде (Ответы)

А какие фрукты созрели в саду (Ответы)

А ещё ребята, после праздника «дня Ильи», люди обычно заготавливают берёзовые веники на зиму. А мы с вами поиграем в музыкальную игру – скороговорку, которая так и называется – «Веники» :

Веники, веники, веники – помелики,

На печи валялися, с печи оборвалися,

Кум Гаврило, кум Гаврило, я Гавриле говорила…. (Скороговорка повторяется сначала.)

Ведущий:

А это кто за гость к нам пожаловал? Мы гостям всегда рады!

Веник славный, - веник полезный,

От хвори избавит, коль ты болезненный!

Эх, русская банька! Деревянная шайка!

Веник да мыльце – приходите помыться!

Приходите париться, мишки да зайки,

И ученик – егоза, и девица – краса!

Ведущий:

Умели веселиться на Руси, но работа – это самое главное в жизни. Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о труде? (Учащиеся называют пословицы и поговорки.)

Ведущий:

Ребята, а знаете ли вы народные приметы в Ильин день?

- с Ильина дня на деревьях лист желтеет;

- с Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются;

- на Ильин день и камень прозябнет;

- муха до Ильина дня кусается, а после - запасается;

- на Ильин день дождь – будет мало пожаров.

Ведущий:

А теперь проверим вас:

Кто здесь в играх самый ловкий,

У кого высокий класс физкультурной подготовки? (Дети делятся на 2 команды.)

1. Конкурс «Водоносы»

В течении 3 минут члены команды (по очереди) в ложке переносят воду на другой конец площадки и сливают в мерные стаканы. Выигрывает команда, у которой больше воды в мерном стакане.

2. Конкурс «Гонки в Бабок - Ёжек».

(2 ведра, 2 веника) Команды по очереди про проходят дистанцию поставив 1 ногу в ведро и зажав между коленок веник. Побеждает команда, 1 закончившая маршрут.

Ведущий:

Теперь вы знаете, какой это интересный праздник – Ильин день. После 2 августа дни становятся заметно короче, и в народе говорят : «Илья – пророк 2 часа уволок».

Наша встреча подошла к концу, но это не повод огорчаться: впереди ещё целый месяц лета и красочные праздники осени! До скорой встречи!

Заключение

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у учащихся любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Учащиеся ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них эстетическую восприимчивость. Сделанная подборка различных игр и инсценировки на развитие музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.

Анализируя результаты проекта, я увидела, что учащиеся с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и за других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель – сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Приобщение детей к традициям русского народаПриобщение детей к традициям русского народа Масленица " в детском саду № 1 «Аленушка» с/п детский сад «Рябинка». Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа» В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Забытые традиции русского народа в хореографии»
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 06:30
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД