Ольга Прокопьева
Задачи физического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее важным разделом, работы с детьми дошкольного
возраста является правильная организация физического воспитания.
Общие задачи физического воспитания детей младшего дошкольного
возраста следующие :
Охрана и укрепление здоровья ребенка с целью нормального
функционирования всех органов и систем организма;
Обеспечение своевременного и полноценного физического развития;
Развитие движений;
Публикация «Задачи физического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка;
Воспитание культурно-гигиенических навыков. (Л. Д. Глазырина,
2001).
Воспитывать интерес к жизни и деятельности окружающих людей, к
явлениям природы. Воспитывать умение сосредоточить внимание на
предметах и явлениях ближайшего окружения.
Развивать способность устанавливать простейшие связи между
воспринимаемыми предметами и явлениями.
Осуществлять под руководством медицинского персонала комплекс
закаливающих процедур с использованием воздуха, солнца, воды.
Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде.
Проводить ежедневно утреннюю гимнастику продолжительностью 5 – 6
мин.
Приучать детей участвовать в совместных подвижных играх и
физических упражнениях на прогулке, учить пользоваться физкультурным
оборудованием вне занятий.
Упражнять в ходьбе на лыжах, скольжениям по ледяным дорожкам,
катании на санках, трехколесном велосипеде. (М. А. Васильева, 1987).
Задачи физического воспитания в дошкольном детстве, сохраняя общую
целевую направленность, конкретизируются с учетом анатомофизиологических и психологических особенностей.
В дошкольном возрасте осуществляются оздоровительные,
образовательные и воспитательные задачи физического воспитания.
Оздоровительные задачи.
Определяя задачи физического воспитания, следует учесть, что
дошкольный возраст характеризуется быстрым ростом и развитием, но
органы и системы работают еще несовершенно, слабо развиты защитные
функции организма. Дети более подвержены неблагоприятным влияниям
внешней среды, у них легко возникают различные заболевания. Поэтому
главной задачей физического воспитания детей этого возраста является
охрана жизни и укрепления здоровья. (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева,
1972).
В дошкольном возрасте особенно необходимо заботиться о развитии
дыхательной системы. Верхние дыхательные пути у детей относительно
узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными
сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, и в результате
дыхание резко нарушается. Кроме того, у детей слабо развита дыхательная
мускулатура. Поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в плохо
вентилируемых частях легкого. Ткани легких очень нежны и
функционально еще не созрели. Ритм дыхания у детей неустойчив, легко
нарушается. Подвижность грудной клетки ограничена.
В связи с указанными особенностями дыхательной системы детей
возникает необходимость научить их дышать через нос.
У детей дошкольного возраста следует также укреплять дыхательную
мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, устойчивость ритма
дыхания, жизненную емкость легких.
Учитывая особенности работы сердечно-сосудистой системы детей в
дошкольном возрасте, необходимо способствовать укреплению мышц
сердца, а также стенок всех сосудов, в том числе и сосудов мозга,
усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и
развивать способность приспосабливаться к внезапно изменяющейся
нагрузке. (Д. В. Хухлаева, 1971).
Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и
систем организма.
Особого внимания в дошкольном возрасте требует костная система. От
скелета зависит форма тела, кости скелета защищают от ударов и
повреждений спинной и головной мозг, внутренние органы. Скелет у детей
относительно слабый, так как содержит значительное количество
хрящевой ткани, суставы у детей очень подвижны, связки легко
растягиваются, сухожилие короче и слабее, чем у взрослых. Правильное и
своевременное развитие костного аппарата, связок, суставов обеспечивает
нормальное положение тела и развитие всех органов и систем. При
искривлении позвоночника, сутуловатости, плоскостопии нарушаются
условия работы важных органов, что приводит в дальнейшем к их
заболеванию. В связи с особенностями костной системы у дошкольников
возникает необходимость помогать правильному и своевременному
окостенению, формированию физиологических изгибов позвоночника,
развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата. Кроме
того, следует способствовать развитию правильного соотношения частей
тела (пропорций, регулированию роста и веса кости.
Мышечная система закрепляет отдельные части скелета в определенном
положении, сохраняя равновесие, и изменяет это положение, т. е.
производит движение, а также выполняет защитную функцию: защищает
от ударов, повреждения, охлаждения костную систему, внутренние
органы.
Мышцы у детей развиты сравнительно слабо и составляют всего лишь 20
– 22 % веса всего тела. Они богаче водой и бедны белковыми веществами,
жирами. Развитие отдельных мышц происходит не равномерно.
В связи с этим необходимо укреплять все группы мышц, особенно
разгибателей.
Не менее важно развивать у детей сердечно-сосудистую систему. Она
начинает функционировать раньше других систем, поэтому ко времени
рождения ребенка достигает наибольшей зрелости.
Кровеносные сосуды у детей шире, чем у взрослых, в связи с этим
кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных
сокращений. Ритм сокращений сердца легко нарушается сердце, быстро
утомляется от напряженной работы и не сразу может приспособиться к
внезапно изменившейся деятельности. Пульс у маленьких детей очень
частый: 120-140 ударов в минуту. Постепенно он становится реже и к 5-6
годам доходит до 80-110 ударов в минуту.
Учитывая особенности работы сердечно-сосудистой системы у детей в
дошкольном возрасте, необходимо способствовать укреплению мышц
сердца, а также стенок всех сосудов, в том числе и сосудов мозга,
усилению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокращения и
развивать способность приспосабливаться к внезапно изменившейся
нагрузке.
Нервная система к моменту рождения ребенка еще далеко не готова к
выполнению своих многообразных функций; более развита вегетативная
система. Детям свойственна недостаточная уравновешенность процессов
возбуждения и торможения, подвижность их, преобладание возбуждения
над торможением. В связи с этими особенностями становится задача
способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения,
подвижности их, развитию активного торможения, а также
совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств (зрение,
слух и др.).
Образовательные задачи.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста не
менее важно решать образовательные задачи : формирование двигательных
навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены,
освоение знаний о физическом воспитании.
17
Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки
формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, ходьба, бег,
ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в
повседневной жизни для передвижения.
Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и
способствуют ее познанию: так, ребенок, научившись ползать, сам
приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомятся с
ними; дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде,
легче познают свойства снега, ветра; при плавание дети знакомятся со
свойствами воды.
Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на
развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Например, ребенок,
научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через
плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения
туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих
групп мышц, связок, суставов.
Сформированные двигательные навыки позволяют экономить
физические силы ребенка. Если ребенок выполняет упражнения легко, без
напряжения, то он тратит меньше нервной энергии. Благодаря этому
создается возможность повторять упражнение большее количество раз и
более эффективно влиять на сердечно-сосудистую, дыхательную системы,
а также развивать физические качества.
Использование прочно сформированных двигательных навыков
позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях
двигательной и игровой деятельности. Так, ребенок, научившись
правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо
прыгать, например, в игре «Волк во рву», а о том, как лучше спастись от
волка.
Двигательные навыки, сформированные до 7 лет, составляют фундамент
для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в
дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Многие известные
спортсмены (И. Тер-Ованисян, В. Брумель и др.) начали регулярно
заниматься физическими упражнениями именно в детстве.
У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки
выполнения упражнений основной гимнастики (строевые,
общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба, бег,
упражнения в равновесии, лазанье, ползанье, перелезание, метание,
прыжки, спортивных видов физических упражнений. Кроме того, следует
научить детей играть в спортивные игры, выполнять элементы спортивных
игр.
Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней
жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту,
гибкость, силу, выносливость, равновесие и др.). О наличие возможностей
для развития этих качеств, свидетельствуют количественные показатели.
Например, с развитием силы, быстроты и ловкости увеличивается длина,
высота прыжка, дальность метания. Развитие выносливости позволяет
детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие
расстояния. Без развития физических качеств ребенок не смог бы
выполнять даже элементарные упражнения, совершенствовать
различенные виды деятельности, включающие движения.
У детей дошкольного возраста очень важно воспитать навык правильной
осанки, то есть уметь сохранять правильное положение тела, когда ребенок
сидит, ходит. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной
деятельности всех органов и систем организма, она во многом зависит от
развития костно-мышечной системы. Но правильная осанка – это навык,
который надо своевременно формировать.
В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных
навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, освобождение носа,
посещение туалет, перед занятиями физическим упражнениями, забота о
костюме, обуви, поддержание в чистоте игрушек, физкультурных пособий,
помещения и т. д.) от этих навыков, привычек во многом зависит здоровье
детей.
Детям дошкольного возраста важно сообщать элементарные знания,
связанные с физическим воспитанием. Полученные знания позволяют
детям заниматься более осознанно и более полноценно самостоятельно
использовать средства физического воспитания в детском саду и в семье.
Важно, чтобы дети знали о пользе занятий, о значении физических
упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические
условия, естественные факторы природы, физический труд, имели
представление о правильной осанке, технике движений, о правилах
подвижных игр, а также элементарные знания о личной и общественной
гигиене.
Дети должны знать название частей тела. Направление движений (вверх,
вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.) и т. д., название и назначение
физкультурного инвентаря, правило хранения и уход за ним, правило
ухода за одеждой и обувью. Объем знаний, относящихся физическому
воспитанию, с возрастом детей расширяется. (А. В. Кенеман, Д. В.
Хухлаева, 1972).
Воспитательные задачи.
В процессе физического воспитания не менее важно решать широкие
воспитательные задачи. Необходимо вырабатывать у детей потребность,
привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать
умения самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском учреждении и дома, проводить наиболее простые со своими сверстниками
и детьми, более младших возрастов. (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, 1972).
У детей необходимо воспитывать интерес к результатам своих занятий.
(Д. В. Хухлаева, 1971).
В процессе физического воспитания имеются большие возможности для
осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового
воспитания.
При выполнении физических упражнений создаются наилучшие условия
для воспитания положительных черт характера и нравственных качеств
(честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение
заниматься в коллективе и т. д., а также для проявления волевых качеств
(смелость, решительность, настойчивость и др.).
Умственное и физическое воспитание тесно связаны между собой.
Правильное физическое воспитание создает наиболее благоприятные
условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других
органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию.
Кроме того, у детей закрепляются знания, не только относящиеся к
физическому воспитанию, но и полученные в разных видах деятельности
(например, о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы и
общественной жизни). У детей развиваются все психические процессы
(восприятие, внимание, представления, мышление, речь, память,
воображение и др., а также мыслительные процессы (наблюдение,
сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).
Необходимо воспитывать у детей умение творчески пользоваться
приобретенными знаниями и навыками в двигательной деятельности,
проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку,
находчивость.
У детей дошкольного возраста очень важно воспитывать положительные
эмоции, обеспечивая бодрое, жизнерадостное настроение, а также
развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое
состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции
благоприятно влияют на работу всех органов и систем организма,
обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных
навыков.
Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического
воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует
поощрять развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать и
правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений,
осанки; красоту костюмов, физкультурных пособий, всей окружающей
обстановки; воспитывать стремление к эстетически оправданному
поведению, непримиримости по отношению к грубому в действиях,
словах, поступках.
В процессе физического воспитания осуществляется трудовое
воспитание. Подготовка к труду заключается в том, что у детей
развивается способность к быстрому овладению двигательными навыками
и, воспитываются физические качества, необходимые для труда.