Консультация «Задержка речевого развития»

Евгения Чернова
Консультация «Задержка речевого развития»

Задержка речевого развития (ЗРР,  с  таким  заключением врачей и логопедов в последнее время сталкивается всё большее число родителей. В этой статье мы рассмотрим поподробнее, что такое ЗРР и что необходимо делать, если   у вашего ребёнка задержка речевого развития.

Задержка речевого развития (ЗРР).

Понятие подразумевает временное отставание развития речи в целом или отдельных  её функций.   Такое речевое заключение может быть поставлено ребёнку до 3-4 лет.   Если  малыш старше, то это уже будет, как правило, общее недоразвитие речи.

На практике приходится сталкиваться с тем, что заключение задержка речевого развития  встречается в карточках детей с более серьёзной патологией, хотя такого быть не должно.   ЗРР часто пишут аутистам, алаликам, детям с интеллектуальной недостаточностью. Конечно же все эти дети имеют проблемы с речью, но это не  задержка речевого развития и подходы в тех случаях должны отличаться, быть более серьёзными.

Нередко,  только  работая с ребёнком, у которого подозревалась задержка развития речи, можно заподозрить более серьёзные  речевые, психические  или интеллектуальные проблемы.  Поэтому, если у вашего ребёнка ЗРР, не ждите, что оно само рассосётся. Предпринимайте активные действия, занимайтесь с логопедом или сами по рекомендациям логопеда.

Консультируйтесь с другими  специалистами, если нет динамики  речевого развития. Пока ребёнок мал, очень многое можно скорректировать.

Как заниматься родителям с ребёнком с  задержкой речевого развития

Занятие  здесь понятие условное. Упражнения с ребёнком  ни в коем случае не должны напоминать уроки или занятия в детском саду за столами.   Все рекомендуемые действия  должны органично включаться в повседневную жизнь малыша.

1.  Окружению ребёнка стоит избегать таких слов, как  скажи, повтори.   У крохи с задержкой речевого развития часто  бывает «аллергия» на такие  просьбы,  и это даёт обратный эффект.

2. Взрослые должны контролировать свою речь.  При общении с ребёнком, у которого проблемы с речью,  следует говорить чётко, не спеша, использовать простые,  короткие фразы, избегать витиеватых оборотов.

3. Все свои действия при малыше взрослому желательно проговаривать, при этом используя одно и то же слово многократно  в разных контекстах. (Надеваем  сапоги.  Какие красивые сапоги. Покажи, какие у тебя сапоги.  Что это у тебя на ножках? Пауза, чтобы дать ребёнку возможность попытаться сказать, но не надо настаивать.И сами отвечаем: «Сапоги». И так продолжаем, пока ребёнок не потерял интереса к предмету).

4. Используйте ситуации, когда ребёнок чем-то активно заинтересован.   Малыш с большим интересом катает машинку,  и именно  в этот момент с ним стоит говорить о машинке, о том, как она гудит.  Когда малыш принимает пищу,  говорим о еде,  посуде, о том, что именно в этот момент привлекает внимание ребёнка.  Если кроха строит башню, а  вы в этот момент хотите показать картинки в книжке, толку не будет.   Лучше сконцентрироваться на постройке, кубиках, на том, как они падают и всё это надо оречевлять, тогда у вас будет больше  шансов, что  малыш начнёт повторять.

5. Когда вы общаетесь с ребёнком, старайтесь, чтобы вам  ничто не мешало. Особенно негативно действует телевизор, который работает фоном.   Сократите до минимума или вовсе исключите просмотр телевизора ребёнком.

6. Привлекайте внимание малыша к своей артикуляции. Обращайте его  внимание на то, как работают губы, язык.  Можно попытаться делать простейшую артикуляционную гимнастику, обыгрывая её.  Рассматриваем игрушку слона, а потом пытаемся показать, какой у слона хобот, тянем губы трубочкой, хорошо, если поблизости окажется зеркало, и малыш сможет увидеть свой хобот в зеркале.  Играем с котёнком, показываем, как котёнок лакает молоко и т. п.

7.  Развиваем слуховое восприятие.  Привлекаем внимание ребёнка к различным звукам на улице, дома, где угодно.   Учимся различать звуки. Сначала  контрастные, потом более сходные.  Играем со звучащими игрушками: «Угадай, что звучит?», «На чём играю?», «Угадай, кто позвал?».

8. Развиваем мелкую моторику.   Пальчиковые краски, лепка, игры с пальчиками, массаж пальцев рук  и многое другое стимулирует развитие речи  ребёнка.   Особенно хорошо, если во время этих занятий вы активно оречевляете свои действия и действия ребёнка.

9.  Используйте театрализованную деятельность.  Игры-драматизации очень стимулируют речь малыша. Можно использовать куклы бибабо или пальчиковый театр, а можно разыгрывать представления, используя обычные игрушки. Сначала ребёнок будет просто зрителем, а  затем  он включается  и является актёром в этом театре. Не стоит при этом критиковать несовершенную речь малыша, поощряйте любую речевую активность.

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они,главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что тaкое задержка психического развития» Зaдержка психического развития особый тип aномалии, проявляющийся в нарушении темпов развития ребёнка. ЗПР относится к разряду слабовыраженных.

Консультация для педагогов «Задержка психического развития» Особые дети: Задержка психического развития 1. Актуальность 2. Понятие ЗПР 3. Причины 4. Классификация ЗПР 5. Особенности воспитания и обучения.

Консультация «Задержка психического развития у детей» Задержка психического развития – нарушение установленных сроков созревания эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер ребенка, замедление.

Консультация «Условия успешного речевого развития детей» Условия успешного речевого развития детей Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап.

Задержка психического развития: учимся, развиваясь В детские сады и школы всё чаще приходят дети, отстающие в развитии от своих сверстников. Наблюдения за детьми и изучение истории их развития.

Задержка психического развития Под термином "задержка психического развития", который был предложен Сухаревой Г. Е., понимаются синдромы временного отставания развития.

Задержка психического развития детей дошкольного возраста Психическое развитие человека проходит в определенном темпе. Даже неспециалисты в психологии и педагогике могут определить возрастные возможности.

Задержка психического развития психогенного происхождения Среди четырех типов задержек психического развития единственным типом, имеющим сохранные мозговые системы, является ЗПР психогенного происхождения.

Задержка психического развития у детей О задержке психического развития можно говорить при нарушениях работы отдельных функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой.

Консультация для родителей «Задержка речевого развития» ЗРР — это отставание в речи от нормы развития детей. Данный диагноз невропатологии могут поставить детям до 3,5. Признаки ЗРР. В 1 год у.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация «Задержка речевого развития»
Опубликовано: 4 мая 2018 в 09:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

1 декабря. Всероссийский день хоккея

Очередной тематический день посвящен одному из самых захватывающих командных состязаний — игре в хоккей. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы заинтересовать детей этим зимним видом спорта.

Конспект творческого занятия «Птицы — наши друзья» с беседой о зимующих птицах и...
Цели и задачи: систематизировать и углублять представление детей о птицах, развивать творческое воображение и логическое мышление, развивать интерес и...
Проект «Зимушка-зима» в старшей группе
Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Задачи: • расширять представления детей о...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Веселый светофор»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, видах транспортных средств , сигналах светофора. Понимать значение красного, жёлтого, зелёного...