Приложение МААМ

«Загадочный мир бабочек». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Ляля Сайфутдинова
«Загадочный мир бабочек». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированное занятие в старшей группе.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Тема "Загадочный мир бабочек"

Публикация «„Загадочный мир бабочек“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах

Цели: Расширить знания детей о бабочках. Познакомить с некоторыми видами бабочками. Ознакомить со строением бабочки. Закрепить знания детей о развитии насекомого, среды обитания. Воспитывать интерес к жизни бабочек.

Словарная работа: бабочка Павлиний Глаз, бабочка Адмирал, бабочка Крапивница, Лимонница, Капустница, куколка, Красная Книга.

Оборудование: картинки и фотографии бабочек, слайды с изображением бабочек, мультимедийное устройство, музыкальная запись Чайковского, краски и бумага.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром насекомых. И в гости к нам прилетела Дюймовочка.

Дюймовочка: Здравствуйте, ребята! Я прилетела к вам из самой тёплой страны, где живут прекрасные эльфы, разнообразные насекомые. Где солнце светит очень ярко, голубое море манит своей красотой. В лесах зреют лимоны и апельсины. Где пахнет миртами и душистой мятой. А по дорожкам бегают весёлые ребятишки. И в этой стране живут….Отгадайте мою загадку, и узнаете о ком я говорю:

1. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотела,

Она вспорхнула и улетела.

2. На большой цветной ковер

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

Дети хором отвечают: Бабочка!

Дюймовочка: В нашей сказочкой стране, также как и в вашей, много бабочек. И дневных и ночных. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными?

Дети пытаются ответить на этот вопрос.

Дюймовочка: Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.

Воспитатель: (на экране строение бабочки) Ребята, а теперь давайте познакомимся со строением бабочки (прилож 1). Тело бабочек состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка. Голова скреплена с грудью. Места соединения не заметны. На груди у бабочек имеется три пары ног. Значит 6 лапок. У бабочек ноги служат в основном для закрепления на определённом месте и только потом - для передвижения. На голове расположены рот -хобот, усики и глаза. Во время приема пищи бабочка расправляет длинный хоботок, погружая его вглубь цветка, и высасывает нектар. В качестве основного источника пищи - нектар. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека. Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет.

Воспитатель: Дюймовочка, расскажи ребятам, как появляются на свет такие красивые бабочки.

Дюймовочка: На верхушках побегов кустов и деревьев бабочка-мама откладывает яйца. Из них появляются маленькие гусеницы. Они сплетают из паутинок гнездо и там живут большой семьёй. Гусеницы поедают зелёные листочки и очень быстро растут, как вы ребята. Отверстия на брюшке на гусеницы начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прячется под листьями и замирает. Внутри нее растет насекомое. Весной из куколки появляется красивейшая бабочка. Вот так появляются на свет эти насекомые (рассказ сопровождается показом слайдов, прилож 2).

Воспитатель: Ребята, а давайте вместе с Дюймовочкой проведём физкульминутку.

Физкультминутка - координация речи с движением. "Гусеница" (В. Егоров).

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся "кокон".

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо- (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Воспитатель: Каких только бабочек нет в природе! Самая большая бабочка Орнитоптера Королевы Александры (показ фотографии) живет далеко от нас, в Бразилии и в Папуа-Новой Гвинеи. Местные жители охотятся за ними и едят. А вот еле заметна самая маленькая дневная бабочка – Зизула, обитает в Австралии (показ фотографии).

-Большой павлиний глаз (показ картинки). Бабочка Павлиний глаз обитает в садах, на пустырях и других цветущих пространствах. Очень любит питаться крапивой.

Размер бабочки небольшой. Бабочка с быстрым полетом. В покое бабочка держит крылья открытыми или сложенными над телом и часто внезапно, показывав глазчатые пятна, чтобы отпугнуть хищников. Зимуют бабочки на чердаках, в подвалах и других темны помещениях.

- Летает на юге нашей страны красивая бабочка Адмирал (показ картинки). Давайте выясним, почему этой бабочке дали такое «морское» название, хотя она ничего общего с морем не имеет? А все из-за необычайно красивого и яркого внешнего вида, который очень похож на одежду адмирала. У этой бабочки большие черные крылья, которые по краям окрашены красной полоской большой ширины. Такие полосы очень похожи на лампасы брюк адмиральского обмундирования и расположены они в передних и нижней части задних крылышек. Причем все крылья бабочки украшены белыми пятнышками, напоминающими звездочки. Эта бабочка еду пробует не ртом-хоботком, а задней или средней ногой. Бабочки часто питаются спелыми фруктами.

- Крапивница. Весной крапивница просыпается самой первой. Крылья сверху кирпично-красные, вдоль крыла спереди крупные черные и желтые пятна, а по бокам крыла – оторочка из голубых треугольников с черной каймой (показ фотографии). А еще гусеницы крапивницы могут поедать крапиву, а сама бабочка может предсказывать погоду. Если в яркий солнечный день прячется в укрытие, то, значит, скоро будет гроза.

- Лимонница. (показ картинки) Просыпается весной после Крапивницы. Бледно-желтого цвета крылья у самочки, а у самца ярко-желтого цвета крылья. Со сложенными крыльями лимонница похожа на желтый листок. Если потревожить бабочку, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает к брюшку ножки. Попробуй, заметь её!

- Капустница. Эту бабочку не любят садоводы, ведь гусеницы Капустницы объедают капустные листья и другие огородные растения. Верхняя сторона крыльев имеет мучнисто-белую окраску. Передняя пара крыльев – с темными углами на верхней стороне. Очень прожорливая бабочка! (показ картинки).

Воспитатель: В нашей республике Татарстан тоже обитает большое количество бабочек. Самыми распространенными в нашем регионе бабочками являются крапивницы, репейницы, капустницы. Встречаются и павлиний глаз, Медведица желтая, красноточечная; Желтушка торфяниковая, Пестрянка черноточечная, Шелкопряд березовый и другие (показ картинок).

Воспитатель: Численность этих крылатых насекомых с каждым годом уменьшается. Среди причин – вторжение человека в места их обитания, использование химических удобрений, ухудшение экологической обстановки. Многие виды бабочек попали в Красную Книгу. Что это значит? (Ответы детей). Их осталось немного и потому они нуждаются в защите. Бабочки полезны как опылители. Если растение не опылят насекомые, сможет оно дать плоды? (Ответы детей).

Воспитатель: Дюймовочка. А ты знаешь, как по-татарски зовётся бабочка? Кубэлек. Ребята повторите это слово (дети произносят слово).

Воспитатель: Жизнь бабочек коротка, и за это время надо успеть сделать многое: найти кормовые растения, разыскать себе пару для супружеской жизни, позаботиться о зимовке, отложить яйца. Во время всех этих хлопот, надо постараться увернуться от хищников, которые так и норовят склевать. Вы знаете, кто питается бабочками?

Дети: Птицы, звери, пауки, другие насекомые.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашей гостье стихи о бабочках.

Дети рассказывают стихи:

1. Белыми крыльями

Машет капустница.

Только поднимется –

Тут же опустится.

Носиком водит

По краю ромашки:

Мёд или чай

В этой беленькой чашке?

2. Живёт, собою Землю украшая,

Порхая с лепестка на лепесток!

При этом тишину не нарушая,

Она сама – летающий цветок!

3. Бабочка-красавица,

Очень мне уж нравится

Платьице твое!

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго:

«Пусть летит она, не трогай

Крылышки ее!»

4. Яз жите, яз жите

Кубелеклер очалар

Алар белен берге бии

Безнен нени балалар (стих на татарском языке).

Воспитатель: Давайте, ребята подведём итог и ответим на вопросы нашей гостьи.

Дюймовочка задаё м вопросы:

1. С какими бабочками вы сегодня познакомились?

2. Расскажите о строении бабочки?

3. Чем покрыты крылья бабочек?

4. Как появляются на свет бабочки?

5. Чем питаются бабочки?

6. Какие бабочки обитают в ваших краях?

7. Чем заняты бабочки в хорошую погоду?

8. Как называется бабочка, в названии которой есть растение?

9. Кто питается бабочками?

10. Какой вред бабочкам наносит человек?

Воспитатель: Ну а теперь предлагаю Вам вместе с Дюймовочкой нарисовать своих бабочек (дети рисуют бабочку, прилож 2).

Во время работы звучит «Вальс цвет» Чайковского.

Литература:

Акимушкин И. И. Насекомые. – М. : Молодая гвардия, 1999,с-141.

Линник Ю. В. Этюды о бабочках // Человек и природа, 2009, № 11.

Плавильщиков Н. Н. Занимательная энтомология. – М. : Детская литература, 1990.

Интернет- сайт Barbariki.ru

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Когда идёт дождь…Когда идёт дождь… Лето, а на улице дождь. Чем же занять детей? А мы сегодня весь день посвятили насекомым. В начале в беседе с детьми мы вспомнили, кто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Загадочный мир бабочек». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Опубликовано: 2 марта 2013 в 15:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Загадочный мир бабочек». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Ляля Сайфутдинова (УИ 66106) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД