«Загадочный мир бабочек». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Ляля Сайфутдинова
«Загадочный мир бабочек». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Интегрированное занятие в старшей группе.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Тема "Загадочный мир бабочек"

Цели: Расширить знания детей о бабочках. Познакомить с некоторыми видами бабочками. Ознакомить со строением бабочки. Закрепить знания детей о развитии насекомого, среды обитания. Воспитывать интерес к жизни бабочек.

Словарная работа: бабочка Павлиний Глаз, бабочка Адмирал, бабочка Крапивница, Лимонница, Капустница, куколка, Красная Книга.

Оборудование: картинки и фотографии бабочек, слайды с изображением бабочек, мультимедийное устройство, музыкальная запись Чайковского, краски и бумага.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром насекомых. И в гости к нам прилетела Дюймовочка.

Дюймовочка: Здравствуйте, ребята! Я прилетела к вам из самой тёплой страны, где живут прекрасные эльфы, разнообразные насекомые. Где солнце светит очень ярко, голубое море манит своей красотой. В лесах зреют лимоны и апельсины. Где пахнет миртами и душистой мятой. А по дорожкам бегают весёлые ребятишки. И в этой стране живут….Отгадайте мою загадку,и узнаете о ком я говорю:

1. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотела,

Она вспорхнула и улетела.

2. На большой цветной ковер

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

Дети хором отвечают: Бабочка!

Дюймовочка: В нашей сказочкой стране, также как и в вашей, много бабочек. И дневных и ночных. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными?

Дети пытаются ответить на этот вопрос.

Дюймовочка: Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.

Воспитатель: (на экране строение бабочки) Ребята, а теперь давайте познакомимся со строением бабочки (прилож 1). Тело бабочексостоит из трех отделов: головы, груди и брюшка. Голова скреплена с грудью. Места соединения не заметны. На груди у бабочек имеется три пары ног. Значит 6 лапок. У бабочек ноги служат в основном для закрепления на определённом месте и только потом - для передвижения. На голове расположены рот -хобот, усики и глаза. Во время приема пищи бабочка расправляет длинный хоботок, погружая его вглубь цветка, и высасывает нектар. В качестве основного источника пищи - нектар. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека. Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет.

Воспитатель: Дюймовочка, расскажи ребятам, как появляются на свет такие красивые бабочки.

Дюймовочка: На верхушках побегов кустов и деревьев бабочка-мама откладывает яйца. Из них появляются маленькие гусеницы. Они сплетают из паутинок гнездо и там живут большой семьёй. Гусеницы поедают зелёные листочки и очень быстро растут, как вы ребята. Отверстия на брюшке на гусеницы начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прячется под листьями и замирает. Внутри нее растет насекомое. Весной из куколки появляется красивейшая бабочка. Вот так появляются на свет эти насекомые (рассказ сопровождается показом слайдов, прилож 2).

Воспитатель: Ребята, а давайте вместе с Дюймовочкой проведём физкульминутку.

Физкультминутка - координация речи с движением. "Гусеница" (В. Егоров).

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся "кокон".

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо- (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Воспитатель: Каких только бабочек нет в природе! Самая большая бабочка Орнитоптера Королевы Александры (показ фотографии) живет далеко от нас, в Бразилии и в Папуа-Новой Гвинеи. Местные жители охотятся за ними и едят. А вот еле заметна самая маленькая дневная бабочка – Зизула, обитает в Австралии (показ фотографии).

-Большой павлиний глаз (показ картинки). Бабочка Павлиний глаз обитает в садах, на пустырях и других цветущих пространствах. Очень любит питаться крапивой.

Размер бабочки небольшой. Бабочка с быстрым полетом. В покое бабочка держит крылья открытыми или сложенными над телом и часто внезапно, показывав глазчатые пятна, чтобы отпугнуть хищников. Зимуют бабочки на чердаках, в подвалах и других темны помещениях.

- Летает на юге нашей страны красивая бабочка Адмирал (показ картинки). Давайте выясним, почему этой бабочке дали такое «морское» название, хотя она ничего общего с морем не имеет? А все из-за необычайно красивого и яркого внешнего вида, который очень похож на одежду адмирала. У этой бабочки большие черные крылья, которые по краям окрашены красной полоской большой ширины. Такие полосы очень похожи на лампасы брюк адмиральского обмундирования и расположены они в передних и нижней части задних крылышек. Причем все крылья бабочки украшены белыми пятнышками, напоминающими звездочки. Эта бабочка еду пробует не ртом-хоботком, а задней или средней ногой. Бабочки часто питаются спелыми фруктами.

- Крапивница. Весной крапивница просыпается самой первой. Крылья сверху кирпично-красные, вдоль крыла спереди крупные черные и желтые пятна, а по бокам крыла – оторочка из голубых треугольников с черной каймой (показ фотографии). А еще гусеницы крапивницы могут поедать крапиву, а сама бабочка может предсказывать погоду. Если в яркий солнечный день прячется в укрытие, то, значит, скоро будет гроза.

- Лимонница. (показ картинки) Просыпается весной после Крапивницы. Бледно-желтого цвета крылья у самочки, а у самца ярко-желтого цвета крылья. Со сложенными крыльями лимонница похожа на желтый листок. Если потревожить бабочку, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает к брюшку ножки. Попробуй, заметь её!

- Капустница. Эту бабочку не любят садоводы, ведь гусеницы Капустницы объедают капустные листья и другие огородные растения. Верхняя сторона крыльев имеет мучнисто-белую окраску. Передняя пара крыльев – с темными углами на верхней стороне. Очень прожорливая бабочка! (показ картинки).

Воспитатель: В нашей республике Татарстан тоже обитает большое количество бабочек. Самыми распространенными в нашем регионе бабочками являются крапивницы, репейницы, капустницы. Встречаются и павлиний глаз, Медведица желтая, красноточечная; Желтушка торфяниковая, Пестрянка черноточечная, Шелкопряд березовый и другие (показ картинок).

Воспитатель: Численность этих крылатых насекомых с каждым годом уменьшается. Среди причин – вторжение человека в места их обитания, использование химических удобрений, ухудшение экологической обстановки. Многие виды бабочек попали в Красную Книгу. Что это значит? (Ответы детей). Их осталось немного и потому они нуждаются в защите. Бабочки полезны как опылители. Если растение не опылят насекомые, сможет оно дать плоды? (Ответы детей).

Воспитатель: Дюймовочка. А ты знаешь, как по-татарски зовётся бабочка? Кубэлек. Ребята повторите это слово (дети произносят слово).

Воспитатель: Жизнь бабочек коротка,и за это время надо успеть сделать многое: найти кормовые растения, разыскать себе пару для супружеской жизни, позаботиться о зимовке, отложить яйца. Во время всех этих хлопот, надо постараться увернуться от хищников, которые так и норовят склевать. Вы знаете, кто питается бабочками?

Дети: Птицы, звери, пауки, другие насекомые.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашей гостье стихи о бабочках.

Дети рассказывают стихи:

1. Белыми крыльями

Машет капустница.

Только поднимется –

Тут же опустится.

Носиком водит

По краю ромашки:

Мёд или чай

В этой беленькой чашке?

2. Живёт, собою Землю украшая,

Порхая с лепестка на лепесток!

При этом тишину не нарушая,

Она сама – летающий цветок!

3. Бабочка-красавица,

Очень мне уж нравится

Платьице твое!

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго:

«Пусть летит она, не трогай

Крылышки ее!»

4. Яз жите, яз жите

Кубелеклер очалар

Алар белен берге бии

Безнен нени балалар (стих на татарском языке).

Воспитатель: Давайте, ребята подведём итог и ответим на вопросы нашей гостьи.

Дюймовочка задаём вопросы:

1. С какими бабочками вы сегодня познакомились?

2. Расскажите о строении бабочки?

3. Чем покрыты крылья бабочек?

4. Как появляются на свет бабочки?

5. Чем питаются бабочки?

6. Какие бабочки обитают в ваших краях?

7. Чем заняты бабочки в хорошую погоду?

8. Как называется бабочка, в названии которой есть растение?

9. Кто питается бабочками?

10. Какой вред бабочкам наносит человек?

Воспитатель: Ну а теперь предлагаю Вам вместе с Дюймовочкой нарисовать своих бабочек (дети рисуют бабочку, прилож 2).

Во время работы звучит «Вальс цвет» Чайковского.

Литература:

Акимушкин И. И. Насекомые. – М.: Молодая гвардия, 1999,с-141.

Линник Ю. В. Этюды о бабочках // Человек и природа, 2009, № 11.

Плавильщиков Н. Н. Занимательная энтомология. – М.: Детская литература, 1990.

Интернет- сайт Barbariki.ru

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Когда идёт дождь…Когда идёт дождь… Лето, а на улице дождь. Чем же занять детей? А мы сегодня весь день посвятили насекомым. В начале в беседе с детьми мы вспомнили, кто.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Правила поведения
  • Экология
Автор публикации:
«Загадочный мир бабочек». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Опубликовано: 2 марта 2013 в 15:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Международный день без бумаги

Очередной тематический день посвящен международной акции, которая ежегодно проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!». Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

22 октября. День белых журавлей

Всем нам хорошо знакома песня «Журавли», созданная в 1969 году Яном Френкелем на стихи Расула Гамзатова. Песня стала последней работой легендарного певца Марка Бернеса и была высоко оценена ветеранами....

Дидактическая игра «Вязаный конструктор» для детей младшей группы
Дидактическая разработка для детей младшей группы детского сада игра «Вязаный конструктор» «Вязаный конструктор» доставляет детям множество положительных...
Макетирование в детском саду
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей...
Фотоотчёт «Театр «Маша и медведь» своими руками, как настоящий»
Когда пришло время создания театра по сказке "Маша и медведь" , сразу возникли трудности с оформлением декораций и созданием кукол. Как сделать всё...