МААМ-картинки

Закаливающие процедуры как средство оздоровления детей раннего возраста

Папазян Армине
Закаливающие процедуры как средство оздоровления детей раннего возраста

Закаливание – это система специальной тренировки организма, в том числе процессов терморегуляции, с использованием естественных факторов природы (воздух, вода, солнечные лучи). Это делается для того, чтобы расширить возможности приспособления человеческого организма к постоянно меняющимся температурным условиям (6, с. 38).

Для достижения наибольшего эффекта от закаливания ребенка необходимо соблюдать следующие принципы закаливания :

1. Индивидуальность.

Публикация «Закаливающие процедуры как средство оздоровления детей раннего возраста» размещена в разделах

Сопротивляемость внешним воздействиям и способность к регуляции тепла у маленьких детей развита слабее, чем у более старших детей. Поэтому начинать закаливание можно только у совершенно здорового ребенка, учитывая его физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия, индивидуальную чувствительность к действиям закаливающих агентов. К закаливанию ослабленных детей необходимо подходить особенно осторожно.

Учитывая индивидуальные особенности детей их можно разделить на группы, которым требуется разная закаливающая нагрузка.

К I группе относятся абсолютно здоровые дети, с которыми уже проводились закаливающие процедуры

Ко II группе относятся дети, перенесшие острые заболевания и ранее не закаливаемые, таких детей относят к группе риска.

К III группе относятся дети, которые часто болеют, имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья (22, с. 43).

В раннем возрасте большую часть малышей можно отнести к III группе закаливания, и при организации закаливающих процедур лучше ориентироваться на таких детей. Что это значит: процедуры должны быть частыми и короткими и при этом не стоит понижать температуру. А чтобы усилить эффект надо постепенно увеличивать время действия или так же постепенно уменьшать температуру закаливающего фактора.

2. Систематичность вне зависимости от сезона.

Закаливающие процедуры эффективны лишь при условии систематического

проведения, в любое время года, изо дня в день. В случае систематического проведения закаливающих процедур вырабатывается условный рефлекс в виде быстрой реакции кровеносных сосудов на воздействие различной температуры. Адаптация организма к резким колебаниям температуры не создается за несколько дней. Если в дальнейшем условный рефлекс на внешние воздействия не подкрепляется, то он вскоре угасает, а затем исчезает. Перерывы в закаливании более 5 дней у малышей до года снижают приобретенную организмом устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Невозможно закалить один раз и навсегда. Прекращения закаливающих процедур может привести к частым простудным заболеваниям.

3. Постепенность.

При проведении закаливающих процедур, особенно в первые дни, нужно внимательно следить за самочувствием ребенка, массой тела, сном, аппетитом. Постепенность – одно из основных правил закаливания. Не следует сразу подвергать ребенка воздействию холодной воды или лучей палящего солнца. Детский организм постепенно приспосабливается к необычным условиям, к переменам окружающей среды. Только последовательно приучая малышей к изменениям температуры, можно без риска для их здоровья добиться хороших результатов.

Особая осторожность необходима в отношении ослабленных и легковозбудимых детей. Этим малышам целесообразно проводить сначала частичное обливание или обтирание, при воздушной ванне – обнажать на первых порах только ножки и ручки, потом живот, грудь и т. д. По мере улучшения состояния здоровья у ослабленного ребенка можно постепенно перейти к обычным закаливающим процедурам, рекомендованным для здоровых детей (22, с. 45).

4. Многофакторность закаливания.

Система закаливания должна включать разные факторы: холод, тепло,

механическое воздействие воздуха (сквозняк, действие воды и др. И силу воздействия закаливающих факторов увеличивать постепенно.

Очень важно сочетать действия местных и общих закаливающих факторов – это еще один принцип. Недостаточно только обливать ежедневно ножки, устойчивость организма достигается при чередовании общих процедур с местными, причем местные процедуры должны быть направлены на более чувствительные к холоду области (стопы, носоглотка, поясница).

5. Принцип полиградационности. Чтобы ребенок не привыкал к действию какой-то одной процедуры, необходимо соблюдать принцип полиградационности – периодически менять температуру или продолжительность процедуры и т. д.

При проведении закаливающих процедур следует учитывать предшествующую деятельность ребенка, так как интенсивные мышечные нагрузки или какие-то эмоциональные реакции могут затормозить термовосстановительный процесс после охлаждения даже у здорового ребенка.

6. Учет эмоционального состояния ребенка.

Эмоциональное состояние имеет большое значение в эффективности закаливания. Процедуры должны проводиться на фоне положительной настроенности ребенка, если же он проявляет беспокойство, капризничает, их временно отменяют. Маленькие дети требуют особого внимания и подхода, перед началом закаливающей процедуры необходимо создавать такую обстановку, чтобы у ребенка не появлялось чувство страха.

Если ребенок не в настроении, плачет, испытывает дискомфорт, то, конечно же, никаких закаливающих процедур быть не должно. Здесь он быстрее заболеет от действия (даже кратковременного) холодного фактора, чем закалится (22, с. 46).

Вообще реакция ребенка на закаливающую процедуру – хороший барометр, который помогает правильно ориентироваться при определении тактики закаливания (снижать или не снижать температуру, удлинять время действия закаливающего фактора или нет и т. д.)

Иногда отрицательное отношение ребенка к любым водным процедурам является первым симптомом начала острого заболевания или каких-то более серьезных отклонений.

Для установления тесного контакта процедура должна сопровождаться ласковым разговором с малышом, его подбадриванием. Когда закаливание доставляет малышу удовольствие, оно наиболее эффективно.

Все закаливающие процедуры нужно проводить на разных уровнях терморегуляции, т. е. в покое и при различной двигательной активности.

Противопоказания к закаливающим процедурам :

– острые заболевания, сопровождающиеся высокой температурой;

– острые желудочно-кишечные расстройства;

– резко повышенная нервная возбудимость;

– декомпенсированные пороки сердца;

– выраженная анемия (низкий гемоглобин);

– резкое истощение;

– ухудшение сна;

– резко отрицательное отношение к закаливающим процедурам (12, с. 217).

1.3 Закаливание в повседневной жизни детей раннего возраста

Сущность закаливания состоит в тренировке терморегуляторных механизмов, обеспечении равновесия между постоянно меняющейся окружающей средой и внутренними процессами в организме.

Детское закаливание особенно важно для малышей раннего возраста и ослабленных детей (недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом, экссудативным диатезом или другими аллергическими заболеваниями) (9, с. 42).

Закаливанию способствуют правильно организованные прогулки, водные процедуры (обтирание, обливание, солнечные, воздушные и гигиенические ванны. Некоторые из этих средств применяются с первых дней жизни, другие – со второго полугодия и даже позже.

Каждая закаливающая процедура должна проводиться в определенное время, а также иметь определенную дозировку (табл. 1)

Таблица 1

Система закаливающих мероприятий с детьми раннего возраста

Процедура Время проведения Продолжительность

Прогулки и игры на воздухе Утром и днем Осенью и зимой не реже 2 раз по 2ч, летом 6-8ч

Дневной сон на воздухе Утром или после обеда Грудным детям 2-3 раза по 1,5 – 2ч, старшим – 1раз

Воздушные ванны Утром или после дневного сна Осенью и зимой в комнате 2-3 раза по 2-15мин. И дольше; летом на воздухе 30-60мин.

Солнечные ванны 9 – 11 часов Для детей старше 1года начинать с 1-2мин. до 20мин. на все стороны тела

Обтирание Рано утром или до дневного сна 1-2мин.

Обливание Утром или после гимнастики, воздушных и солнечных ванн 30-40мин.

Душ Утром перед едой или перед дневным сном После 1,5 года

по 30-40мин.

Купание в реке, озере, море 9 – 11 часов После 2-х лет по 2-6мин.

Массаж и гимнастика для грудных детей Утром через 40-60мин. после еды 1-2 раза по 5-10-12мин. в зависимости от возраста

Гимнастика Через 20-30мин. после завтрака 1,5-2 года по 8-10мин., после 2-х лет по 12-15мин.

Первым требованием для проведения закаливания в дошкольном учреждении является создание определенных гигиенических условий: систематическое проветривание помещений, стабильная температура в группах, рациональная одежда детей (2, с. 39).

Сквозное проветривание, обеспечивающее бактериальную и химическую чистоту воздуха, проводят кратковременно в течение 5-7 минут в отсутствии детей :

1) утром перед их приходом,

2) перед занятием,

3) перед возвращением с прогулки,

4) во время дневного сна,

5) после полдника.

После сквозного проветривания температура в помещении, как правило, восстанавливается за 20-30 минут.

Температура воздуха в групповых комнатах детей до трех лет – +21-23°С; трех-четырех лет – +20-22° С; пяти-семи лет – +19-21° С.

Для поддержания температуры воздуха в групповых помещениях используется постоянное одностороннее проветривание. Оно проводится в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми одну-две фрамуги (с одной стороны). В туалетной и умывальной комнатах одностороннее проветривание проводят только в отсутствии детей. Важно, чтобы эти помещения чрезмерно не охлаждались. Для контроля температурного режима градусники помещают на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.

Прогулка при правильной ее организации является одним из важнейших моментов закаливания.

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) проводятся на участке группы (2, 42).

Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе практически не имеется. Но дети, страдающие хроническими заболеваниями, должны приступать к ним в летнее время, при условии индивидуального подхода в дозировании мышечной нагрузки по назначению врача.

После перенесения заболевания, протекавшего без осложнений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются от 1-2 физкультурных занятий, а ранее не закаливаемые и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, освобождаются на 2-3 занятия. Дети, имеющие хронические заболевания, после обострения основного или перенесения другого заболевания допускаются к занятиям только после разрешения врача.

Комплекс оздоровительных мероприятий, который может провести воспитатель после сна.

Воспитатель звонит в колокольчик:

Колокольчик золотой,

Он всегда, везде со мной.

«Просыпайтесь!» – говорит.

«Закаляйтесь – всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений.

1. «Киска просыпается! (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки).

На коврике котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться

Всем открыть глаза и встать.

2. «Игры с одеялом» (Дети прячутся под одеяло 2-Зраза)

Вот идет лохматый пес,

А зовут его Барбос!

Что за звери здесь шалят?

Переловят всех котят.

3. «Легкий массаж». (Поутюжить руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь.)

4. Дети выходят из спальни в группу. Ходьба по «дорожкам здоровья»

1-я дорожка – массажные коврики,

2-я – ребристая,

3-я – с жесткой мочалкой,

4-я – перешагивание через препятствия (кирпичики).

Зашагали ножки, топ-топ-топ!

Прямо по дорожке, топ-топ-топ!

Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!

Вот как мы умеем, топ-топ-топ!

Топают ножки, топ-топ-топ!

Прямо по дорожке, топ-топ-топ!

5. Гигиенические процедуры.

Кран откройся!

Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойся, мойся, обливайся!

Закаляйся! Закаляйся! (21, с. 74-76)

Закаливание детей можно условно разделить на два режима.

Первый режим – это начальный период закаливания, в котором происходит становление тепловой устойчивости организма.

Второй режим – поддерживающий период, в котором за счет регулярности занятий сохраняется приобретённая готовность ребёнка воспринимать температурные и другие воздействия внешней среды без функциональных нарушений. Во время первого режима закаливающие нагрузки увеличиваются соответственно схеме выбранных методов закаливания, во время второго они могут колебаться соответственно времени года (8, с. 54).

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

К общим относятся:

правильный режим дня,

рациональное питание,

воздушные ванны при смене подгузника,

прогулки с малышом в любую погоду в соответствующей сезону одежде,

посещение бассейна для грудничков или занятия плаванием в домашней ванне.

Уже эти мероприятия создают условия для правильного развития детского организма.

К специальным (традиционным) мероприятиям относятся: закаливание воздухом (воздушные ванны, солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры) (1, с. 194).

Список литературы

1. Абросимова, Л. И. Физическое воспитание детей /Л. И. Абросимова, Г. П. Юрко. – М. : Просвещение, 1989г. – 243с.

2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина – М. : Просещение, 1987. – 216с.

3. Артюхов, Ю. А. Как закалить свой организм /Ю. А. Артюхов. – Минск, Харвест, 1999. – 224с.

4. Белопольский, Ю. В. Педиатрия / Ю. В. Белопольский, В. Б. Оленич. – М. : Эксмо, 2008. – 512 с.

5. Банникова, Л. П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие /Л. П. Банникова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 48с.

6. Васильева, З. А. Резервы здоровья /З. А. Васильева, С. М. Любинская. – Л. : Медицина, 1984. – 271с.

7. Воронцова, И. М. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. Рекомендации /И. М. Воронцова, Л. А. Беленький. – СПб: Медицина, 2003. – 324с.

8. Воротилкина, И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие/ И. М. Воротилкина. – Москва : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 142c.

9. Голицына, Н. С. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей / Н. С. Голицына, И. М. Шумова. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 120с.

10. Голубева, Л. Г. Закаливание дошкольника : пособие для родителей /Л. Г. Голубева, И. А. Прилепина; под ред. В. А. Доскина. М. : Просвещение,2007 – 32с.

11. Голубева, Л. Г. Растем здоровыми / Л. Г. Голубева, В. А. Доскин. – М. : Просвещение, 2003. – 49с.

12. Голубев, В. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для вузов / В. В. Голубев. – М. : Академия, 2003. – 415с.

13. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Бересневой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 32с.

14. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников /М. Ю. Картушина. – ТЦ Сфера, 2009. – 208.

15. Лаптев, А. П. Закаливайтесь на здоровье /А. П. Лаптев – М. : Медицина, 1991. – 159с.

16. Малая медицинская энциклопедия. Т. 4 /Под ред. акад. РАМН В. И. Покровского. – М. :Медицина, 1996. – 576с.

17. Никитин, Б. П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. – Л. : Лениздат, 1990. – 191с.

18. Никитин, Б. П. Резервы здоровья наших детей / Б. П. Никитин, Л. А. Никитина М. : Физкультура и спорт, 1990. – 221с.

19. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие /Под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. – Спб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 171с.

20. Основы медицинских знаний / Под ред. Р. В. Тонковой - Ямпольской, М. : Просвещение, 1981. – 245c.

21. Онучин, Н. А. Закаливание. Массаж. Гимнастика / Н. А. Онучин. – М. : АСТ, 2005. – 158 с.

22. Празников, В. П. Закаливание детей дошкольного возраста /В. П. Празников. – М. : Медицина, 2002. – 220с.

23. Российская федерация. Приказы. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования: принят 20 июля 2011. №2151. – Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – №337. – СТ 2603.

24. Сперанский, Г. Н. Физиологические адаптации к теплу и холоду /Г. Н. Сперанский. – М. : Просвещение, 1979. – 224с.

25. Спирина, В. П. Закаливание детей : Пособие для воспитателя детского сада /В. П. Спирина. – М. : Просвещение, 1977. – 196с.

Публикации по теме:

Дыхательная гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста 1 слайд «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» 2 слайдДыхание — одно из основных проявлений жизнедеятельности.

Консультация для родителей «Купание летом — закаливающие процедуры» Лето – замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов:.

План работы по самообразованию «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию инструктора по физической культуре Шиленко Г. Я. «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного.

План работы по самообразованию на тему «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Тема: «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста». Цель: выявление и внедрение организационно-педагогических.

Общение как средство речевого развития детей раннего возраста Введение: Общение детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками привлекает пристальное внимание исследователей. Наиболее полно проблемы.

Закаливающие гигиенические процедуры после дневного сна в ДОУ Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как.

Закаливающие процедуры в детском саду Организация закаливания детей в группе. Уважаемые родители, предлагаем Вам перечень мер, которые мы используем для оздоровления Ваших детей.

Закаливающие процедуры в летнее время Кто из родителей не мечтает видеть своего ребёнка здоровым и жизнерадостным? Ответ ясен. Но одного желания мало. Чтобы ребёнок не простужался,.

Закаливающие процедуры для детей в летний период Закаливающие процедуры в летний период, способствующие укреплению иммунной системы организма ребенка. Закаливание организма - одно из лучших.

Закаливающие процедуры во второй младшей группе Закаливающие процедуры во второй младшей группе Актуальность: Закаливание создаёт основу для физического и психического развития детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Закаливающие процедуры как средство оздоровления детей раннего возраста
Опубликовано: 13 сентября 2018 в 21:07
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД