Анастасия Паршикова
Консультация «Замены звуков: норма или патология»
▼ Скачать + Заказать документы
Все родители понимают, насколько важным является правильное произношение. Когда ребёнок правильно и чётко произносит звуки, его хорошо понимают окружающие, ему легче общаться со сверстниками, и впоследствии усвоение школьных знаний не будет вызывать затруднений.
Давайте рассмотрим, как могут проявляться дефекты речи:
1. Отсутствие звука в речи ребёнка («уки» вместо «руки», «апа» вместо «лапа»).
2. Замена одного звука на другой («луки» вместо «руки», «вапа» вместо «лапа», «сапка» вместо «шапка» и т. д.)
Публикация «Консультация „Замены звуков: норма или патология“» размещена в разделах
3. Искажённое произношение звука.
Примерами искажённого произношения звуков является : «картавое» произношение звука [Р]; межзубное произношение свистящих звуков и др.
В данной публикации мне хотелось бы поговорить подробнее о заменах. Как правило, дети заменяют звук на более простой по артикуляции.
Бывают два типа замен : физиологические (норма для определённого возраста) и патологические (нарушение). Если у ребёнка наблюдаются физиологические замены, то к логопеду не стоит спешить. А если замены патологического типа, то ждать не стоит – нарушение само не исправится.
· Ребёнку 3 года.
Звук [С].
Физиологические замены : на звуки [Сь], [Тъ] или [Ть] (сам – «сям», «там» или «тям»).
Патологические замены : на [Ф] или [Х] (сам – «фам», «хам»).
Звук [З].
Физиологические замены : на звуки [Зь], [Д] или [Дь] (зайка – «зяйка», «дайка», «дяйка»).
Патологические замены : на [В] или [Х] (зайка – «вайка», «хайка»).
· Ребёнку 4 года.
Звук [Ш].
Физиологические замены : на звуки [С], [Сь], [Т], [Ть] (шуба – «суба», «сюба», «туба», «тюба»).
Патологические замены : на [Ф] или [Х] (шуба – «фуба», «хуба»).
Звук [Ж].
Физиологические замены : на звуки [З], [Зь], [Д], [Дь] (жаба – «заба», «зяба», «даба», «дяба»).
Патологические замены : на [В] или [Х] (жаба – «ваба», «хаба»).
Звук [Ц].
Физиологические замены : на звуки [С], [Сь], [Ч] (цапля – «сапля», «сяпля», «чапля»).
Патологические замены : на [Ф] или [Х] (цапля – «фапля», «хапля»).
· Ребёнку 4-5 лет.
Звук [Ч].
Физиологические замены : на звуки [С], [Сь], [Ц] (чай – «сай», «сяй», «цай»).
Патологические замены : на [Ть] (чай – «тяй»).
Звук [Щ].
Физиологические замены : на звуки [Сь], [Ш] (щука – «сюка», «шука»).
Патологические замены : на [Ть] (щука – «тюка»).
· Ребёнку 5-6 лет.
Звук [Л].
Физиологические замены : на звуки [В], [Ль], [Й] (лак – «вак», «ляк», «йак»).
Патологические замены : на [Д], [Г], [Н], [У], [Ы], [Э], [Р] (лак – «дак», «гак», «нак», «уак», «ыак», «эак», «рак»).
Звук [Ль].
Физиологические замены : на звуки [В], [Й] (лимон – «вимон», «йимон»).
Патологические замены : на [Д], [Г], [Н], [У], [Ы], [Э], [Р] (лимон – «димон», «гимон», «нимон», «уимон», «ыимон», «эимон», «римон»).
Звуки [Р], [Рь].
Физиологические замены : на звуки [Л], [Ль], [Й] (рот – «лот», «лёт», «йот»; река – «лека», «йека»).
Патологические замены : на [Д], [Г], [Н], [В], [У], [Ы], [Э] (рот – «дот», «гот», «нот», «вот», «уот», «ыот», «эот»; река – «дека», «гека», «нека», «века», «уека», «ыека», «эека»).