Валентина Вильчинская
Занимательная картотека игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на формирование умения сравнивать системы.
Игра «Теремок» (с 4-х лет)
Правила игры: У детей в руках различные предметные картинки. Ведущий сидит в «теремке» Каждый, кто приходит в «теремок» может туда попасть, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Игра закрепляет у детей алгоритм системного мышления.
Ключевые слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?»
Ход игры:
Развитие речи
Дети: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
Публикация «Занимательная картотека игр» размещена в разделах
- Это я, ткань. А ты кто?
Дети: Я - ковер. Пусти меня.
- Пущу, если скажешь, какой могу быть и я, и ты.
Дети: Разноцветными, яркими, квадратными, мягкими.
Математика
Дети: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
- Это я, квадрат. А ты кто?
Дети: Я - треугольник. Пусти меня.
- Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
Дети: И у меня, и у тебя есть стороны, углы. Мы геометрические фигуры.
Изобразительная деятельность
Дети: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
- Это я, краски. А ты кто?
Дети: Я - карандаш. Пусти меня.
- Пущу, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Дети: Я сделан из дерева, а ты - нет. Я рисую сам по себе, а для тебя нужна вода, кисточка.
Ознакомление с окружающим
Дети: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
- Это я, стол. А ты кто?
Дети: Я - диван. Пусти меня.
- Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
Дети: И ты, и я - мебель. Я помогаю человеку, и ты тоже. Мы с тобой можем быть одного цвета. У тебя есть ножки, и у меня есть.
Живая система
Дети: Тук - тук. Кто в теремочке живет?
- Это я, петух. А ты кто?
Дети: Я - ворона. Пусти меня.
- Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.
Дети: Мы - птицы, ты можешь кричать, и я могу кричать. У тебя есть крылья, и у меня есть крылья. Я питаюсь зерном и ты тоже.
- А теперь скажи, чем мы с тобой различаемся.
Дети: Ты. петух, домашняя птица, а я нет. Мы с тобой различаемся по цвету. Я хорошо летаю, а ты - плохо.
Игра «На что похоже?» (с 4-х лет)
Правила игры: Ведущий называет объект, а дети – объекты, похожие на него.
Ход игры:
Развитие речи
- На что похож звук «Р-Р-Р»?
Дети: На рычание собаки, льва, на шум машины…
Математика
-На что похож треугольник?
Дети: На ёлку, на косынку, на крышу дома…
Изобразительная деятельность
-На что похожа жёлтая краска?
Дети: На солнышко, на цыплёнка, на одуванчик…
Ознакомление с окружающим
-На что похожа расчёска?
Дети: На ёжика, на зубную щётку, на забор…
Неживая система
-На что похож этот камушек?
Дети: На пуговицу, на конфетку, на большую бусинку…
Игра «Теремок» (С 5-7 лет)
Правила игры: У, детей в руках различные предметные картинки. Ведущий сидит в «теремке». Каждый, кто приходит в «теремке» может туда попасть, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Игра закрепляет у детей алгоритм системного мышления.
Усложнение: Ведущим может быть ребенок, выбираются более сложные объекты.
Ход игры:
Развитие речи
Дети: Тук, тук. Кто в теремке живет?
- Это я - велосипед.
Дети: А я - стул. Пусти меня к себе жить.
- Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
Дети: Я, стул, тоже служу людям. И на тебе и на мне можно сидеть. У тебя и у меня есть железные части. Ты, велосипед, живешь в доме - сарае, гараже и я - в доме, комнате. И за тобой, и за мной ухаживают - моют, если сломаешься - чинят. Ты сделан из твердых человечков, я - тоже.
- А теперь скажи, чем ты отличаешься от меня и я тебя пущу.
Дети: Я, стул, имею 4 ноги, а у тебя, велосипед, 2 колеса. Моя главная функция – удерживать человека, чтобы он отдыхал. Ты нужен для переезда в другое место. У нас цвет разный. Я меньше тебя.
Математика
Дети: Тук, тук. Кто в теремке живет?
- Это я - плюс.
Дети: А я - минус. Пусти меня к себе жить.
- Пущу, если скажешь, чем ты от меня отличаешься.
Дети: Я, минус, все отнимаю, уменьшаю, а ты, плюс, все прибавляешь, увеличиваешь. Я состою из одной палочки, а ты - из двух.
- Я - знак равенства. Пустите меня к себе жить.
- Пустим, если скажешь, чем ты похож на нас.
Дети: Я тоже знак, и помогаю людям решать задачи. Я тоже, как и вы, состою из палочек. Меня тоже можно найти в учебнике, на доске.
Музыкальное развитие
Дети: Тук, тук. Кто в теремке живет?
- Это я - танец.
Дети: А я - песня. Пусти меня к себе жить.
- Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
Дети: Мы с тобой относимся к миру музыки, у нас есть автор, мы состоим из нот, имеем ритм. Когда нас слушают или исполняют, то у людей поднимается настроение.
Ознакомление с окружающим
Дети: Тук, тук. Кто в теремке живет?
- Это я - день. А ты кто?
Дети: А я - ночь. Пусти меня к себе жить.
- Пущу, если скажешь, чем мы с тобой различаемся.
Дети: Я отличаюсь тем, что ночью темно, а днем светло. Ночью видны звезды, и днем - нет. Ночью люди спят, а днем - гуляют, ходят на работу. Ночью на небе луна, а днем - солнце.
- Заходи! А чем же мы с тобой похожи?
Дети: Мы с тобой длимся почти одинаковое время. Есть животные, которые охотятся днем, но есть и те, которые охотятся ночью.
Живая система
Дети: Тук, тук. Кто в теремке живет?
- Это я - луг.
Дети: А я - лес. Пусти меня к себе жить.
- Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
Дети: И на тебе, и во мне растут травы, цветы, обитают насекомые, мелкие животные, растут грибы. И ты, и я - живые системы. И на лугу, и в лесу можно гулять. Когда дует ветер, ты шумишь, и я шумлю.
Дети: Тук, тук. Я - озеро. Пустите меня к себе жить.
- Пустим, если скажешь, чем ты отличаешься от луга.
Дети: Я состою из воды, а на лугу воды почти нет. Во мне обитают такие животные, которых не встретишь на лугу. Человек приходит ко мне купаться, а не гулять.
Неживая система
Дети: Тук, тук. Кто в теремке живет?
- Это я - огонь.
Дети: А я - вода. Пусти меня к себе жить.
- Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
Дети: И ты, и я помогаем человеку приготовить пищу. Без огня человек погибнет от холода, и без воды погибнет. Мы оба можем быть горячими. И ты, и я можем принести человеку большой вред, если нас слишком много (пожар и потоп).
Игра «Давай поменяемся»
Правила игры: Игра проводится с подгруппой детей. Каждый ребенок загадывает объект и говорит, что тот умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, и дети объясняют свои новые возможности с достаточной степенью достоверности.
Ход игры:
Развитие речи
1 ребёнок: Я одежда. Защищаю человека от холода и сохраняю его тепло.
2 ребёнок: Я - игрушка. Помогаю не скучать.
3 ребёнок Я - посуда. Помогаю хранить еду.
4 ребёнок: Я - транспорт. Помогаю перевозить человека и грузы.
- Давайте поменяемся функциями.
Дети объясняют, как одежда может помочь не скучать, или как транспорт спасает человека от холода.
Математика
1 ребёнок: Я - утро. Утром все просыпаются, умываются, уходят на работу.
2 ребёнок: Я - день. Все взрослые работают, дети в детском саду, школе.
3 ребёнок: Я - вечер. Все собираются дома, смотрят телевизор, ужинают, играют.
4ребёнок :Я - ночь. Все спят, отдыхают.
- Давайте представим, что получится, если утром все лягут спать, а ночью пойдут на работу, в детский сад, школу.
Изобразительная деятельность
1 ребёнок: Я - карандаш. Оставляю след на бумаге.
2 ребёнок: Я - глина. Из меня можно лепить.
3 ребёнок: Я - цветная бумага. Я являюсь основой для аппликации.
- Давайте поменяемся. Карандаш, расскажи, как из тебя можно сделать аппликацию. Как можно лепить из цветной бумаги? Как глина оставляет на бумаге след?
Ознакомление с окружающим
1 ребёнок: Я - часы. Показываю время.
2 ребёнок: Я - плита. Варю еду.
3 ребёнок: Я - диван. На мне человек отдыхает.
4 ребёнок: Я - туфли. Защищаю ноги человека от холода.
- А теперь поменяйтесь функциями и расскажите, что получилось.
Живая система
1 ребёнок: Я - хамелеон. Могу изменять цвет кожи.
2 ребёнок: Я - саранча. Могу съесть весь урожай.
3 ребёнок: Я - кенгуру. Могу носить детеныша в сумке.
4 ребёнок: Я - пчела. Умею делать мед.
Затем идет обмен функциями. Хамелеон теперь может съесть весь урожай, саранча умеет делать мед. (Обязательно достаточная степень достоверности).
Неживая система
1 ребёнок: Я - река. Могу течь.
2 ребёнок: Я - ветер. Могу дуть, пригибать деревья.
3 ребёнок: Я - огонь. Могу освещать путь.
Идет обмен функциями: Огонь может дуть и пригибать деревья, ветер научился течь.
Игра «На что похоже?» (С 5-7 лет)
Правила игры: Ведущий называет объект, а дети – объекты, похожие на него.
Ход игры:
Развитие речи
- На что похоже газета?
Дети: На лист бумаги по форме; на птицу, когда летит4 на телевизор, потому что там тоже самое можно узнать…
-На какие другие слова похоже слово «злость»по назначению?
Дети: Ярость, ненависть, вредность, жестокость…
Математика
- На что похож шестиугольник?
Дети: На солнце с лучами, на мамины часы, на две тарелки, сложенные вместе, на вазу такой формы…
Музыкальное развитие
-На что похожа мелодия вальса?
Дети: На распускающийся цветок, на шелест листьев.
Ознакомление с окружающим
- На что похож ковшик?
Дети: На ковш экскаватора, на половник, на созвездие Большой и Малой Медведицы…
Живая система
- На что похожи колючки у кактуса?
Дети: На иголку, на колючки ежа, на лезвие, оно тоже острое, на стержень от ручки…
Неживая система
- На что похоже северное сияние?
Дети: На сломанный телевизор, там тоже такие полоски и рябь. На фольгу, на радугу, потому что разноцветная. На волны на море, на траву, которая колышется на ветру. Оно искрится как огни на ёлке.
Игры на классификацию объектов.
Игра «Да – Нет»
Правила игры: Ведущий загадывает объект, дети задают вопросы, сужающие поле поиска и отгадывают объект. Возможны лишь те вопросы, которые предполагают ответ «да» или «нет». К 6-7 годам возможен такой вариант игры: Ведущий сразу говорит название объекта, но это название детям незнакомо. Далее дети, используя обычный алгоритм суждения поля поиска, отгадывают, что это за объект.
Ход игры:
Развитие речи
-Я загадала объект с этой картины.
Дети:- это природный мир? (Нет).
-это рукотворный мир? (Да).
- он сделан из нескольких материалов? (Да).
-он больше козы? (Нет).
-он нужен для защиты от холода? (Нет).
-он нужен, чтобы на нём сидеть? (Нет).
- это помощник человека? (Да).
-он находится в левой части картины? (Да).
-у него есть металлическая часть? (Да).
-она острая? (И да, и нет).
-у него есть острая сторона? (Да).
-у него есть деревянная ручка? (Да).
-это топор.
Эта игра может использоваться в начале занятия как вводный момент.
Математика
- Я загадала кусочек времени.
Дети: - Это историческое время? (Нет).
-это астрономическое время? (Да).
-это часть суток? (Нет).
- это время, которое отсчитывают часы? (Да).
-это больше минуты? (Нет).
-это меньше минуты? (Да).
-это секунда.
-Я загадала число от одного до ста.
Дети: - это больше 50 (Нет).
-это меньше 25? (Нет).
-это больше 40? (Да).
-это меньше 45? (Да).
-это меньше 42? (Да).
-это число 41.
- Я загадала объект, находящийся в группе
Дети: - это справа от вас? (Нет).
Это слева от вас? (Да).
-это сзади от вас? (Да).
- это выше часов? (Нет).
-это ниже окна? (Да).
- это стоит на ковре? (Да).
- это диванчик.
Музыкальное развитие
Перед детьми в одну полоску выложены музыкальные инструменты.
-Я загадала музыкальный инструмент.
Дети: - это справа от бубна? (Да).
-это между барабаном и маракасом? (Да).
-это слева от маракаса? (Да).
-скрипка.
Ознакомление с окружающим
- Слово «иглу». Что это?
Дети: - это рукотворный мир? (Да).
-это одежда? (Нет).
-это обувь? (Нет).
- это мебель? (Нет).
-это здание? (Да).
-оно многоэтажное? (Нет).
-одноэтажное? (Да).
- оно прямоугольное? (Нет).
-у него есть треугольная крыша? (Нет).
-оно сделано из ткани? (Нет).
-в нём живут на севере? (Да).
-оно белое? (Да).
-оно из снега? (Да).
-оно изо льда? (Да).
- правильно, это ледяное жилище северных народов.
Живая система
-Я объект.
Дети: - это природный мир? (Да).
-это живая природа? (Да).
-это животное? (Да).
-это насекомое? (Нет).
-это птица? (Нет).
-это рыба? (Да).
-это речная рыба? (Нет).
-это хищная рыба? (Да).
-она может напасть на человека? (Да).
-она бывает тигровая? (Да).
- это акула.
Неживая природа
- Я загадала объект.
Дети: - это природный мир? (Да).
-это живая природа? (Нет).
-это жидкое? (Нет).
-это твёрдое? (Да).
-это может быть разного размера? (Да).
-это бывает около воды? (Да).
-в горах? (Да).
-его можно поднять, кинуть? (Да).
-это камень.
Игра «Кто заблудился?»
Правила игры: Ведущий перечисляет несколько объектов, один из них не классифицируется с остальными в одну группу. Ребёнок дожжен определить этот объект, а остальные назвать одним словом. Принимаются классификации по любому признаку, если ребёнок может его доказать.
Ход игры:
Развитие речи
- А, О, У, Г, И. Кто заблудился?
Дети: Г – гласный звук остальные – гласные.
Математика
- Утро, день, час, вечер, полночь, ночь. Кто заблудился?
Дети: Час. Это не часть суток.
Изобразительная деятельность
- Красный, жёлтый, синий, оранжевый. Кто заблудился?
Дети: Синий – это холодный цвет, остальные – тёплые.
Ознакомление с окружающим
- Учитель, врач, инженер, брат, парикмахер. Кто заблудился?
Дети: Брат – это не профессия.
- Компьютер, телевизор, автомобиль, карета, пылесос. Кто заблудился?
Дети: Карета. Остальные вещи используются сейчас, а карета из другой эпохи.
Живая система
- Корова, обезьяна, собака, человек, черепаха, кенгуру. Кто заблудился?
Черепаха. Все – млекопитающие, а она – нет. А я думаю кенгуру, потому что у неё есть сумка, а у других нет.
Неживая система
- Огонь, вода, гора, земля, воздух. Кто заблудился?
Дети: Гора, потому что это не стихия. А может земля, в ней нет буквы «О», а в остальных словах есть.