МААМ-картинки

Занимательная картотека игр

Валентина Вильчинская
Занимательная картотека игр
▼ Скачать + Заказать документы

Игры на формирование умения сравнивать системы.

Игра «Теремок» (с 4-х лет)

Правила игры: У детей в руках различные предметные картинки. Ведущий сидит в «теремке» Каждый, кто приходит в «теремок» может туда попасть, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Игра закрепляет у детей алгоритм системного мышления.

Ключевые слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?»

Ход игры:

Развитие речи

Дети: Тук - тук. Кто в теремочке живет?

Публикация «Занимательная картотека игр» размещена в разделах

- Это я, ткань. А ты кто?

Дети: Я - ковер. Пусти меня.

- Пущу, если скажешь, какой могу быть и я, и ты.

Дети: Разноцветными, яркими, квадратными, мягкими.

Математика

Дети: Тук - тук. Кто в теремочке живет?

- Это я, квадрат. А ты кто?

Дети: Я - треугольник. Пусти меня.

- Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.

Дети: И у меня, и у тебя есть стороны, углы. Мы геометрические фигуры.

Изобразительная деятельность

Дети: Тук - тук. Кто в теремочке живет?

- Это я, краски. А ты кто?

Дети: Я - карандаш. Пусти меня.

- Пущу, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

Дети: Я сделан из дерева, а ты - нет. Я рисую сам по себе, а для тебя нужна вода, кисточка.

Ознакомление с окружающим

Дети: Тук - тук. Кто в теремочке живет?

- Это я, стол. А ты кто?

Дети: Я - диван. Пусти меня.

- Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.

Дети: И ты, и я - мебель. Я помогаю человеку, и ты тоже. Мы с тобой можем быть одного цвета. У тебя есть ножки, и у меня есть.

Живая система

Дети: Тук - тук. Кто в теремочке живет?

- Это я, петух. А ты кто?

Дети: Я - ворона. Пусти меня.

- Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.

Дети: Мы - птицы, ты можешь кричать, и я могу кричать. У тебя есть крылья, и у меня есть крылья. Я питаюсь зерном и ты тоже.

- А теперь скажи, чем мы с тобой различаемся.

Дети: Ты. петух, домашняя птица, а я нет. Мы с тобой различаемся по цвету. Я хорошо летаю, а ты - плохо.

Игра «На что похоже?» (с 4-х лет)

Правила игры: Ведущий называет объект, а дети – объекты, похожие на него.

Ход игры:

Развитие речи

- На что похож звук «Р-Р-Р»?

Дети: На рычание собаки, льва, на шум машины…

Математика

-На что похож треугольник?

Дети: На ёлку, на косынку, на крышу дома…

Изобразительная деятельность

-На что похожа жёлтая краска?

Дети: На солнышко, на цыплёнка, на одуванчик…

Ознакомление с окружающим

-На что похожа расчёска?

Дети: На ёжика, на зубную щётку, на забор…

Неживая система

-На что похож этот камушек?

Дети: На пуговицу, на конфетку, на большую бусинку…

Игра «Теремок» (С 5-7 лет)

Правила игры: У, детей в руках различные предметные картинки. Ведущий сидит в «теремке». Каждый, кто приходит в «теремке» может туда попасть, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Игра закрепляет у детей алгоритм системного мышления.

Усложнение: Ведущим может быть ребенок, выбираются более сложные объекты.

Ход игры:

Развитие речи

Дети: Тук, тук. Кто в теремке живет?

- Это я - велосипед.

Дети: А я - стул. Пусти меня к себе жить.

- Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

Дети: Я, стул, тоже служу людям. И на тебе и на мне можно сидеть. У тебя и у меня есть железные части. Ты, велосипед, живешь в доме - сарае, гараже и я - в доме, комнате. И за тобой, и за мной ухаживают - моют, если сломаешься - чинят. Ты сделан из твердых человечков, я - тоже.

- А теперь скажи, чем ты отличаешься от меня и я тебя пущу.

Дети: Я, стул, имею 4 ноги, а у тебя, велосипед, 2 колеса. Моя главная функция – удерживать человека, чтобы он отдыхал. Ты нужен для переезда в другое место. У нас цвет разный. Я меньше тебя.

Математика

Дети: Тук, тук. Кто в теремке живет?

- Это я - плюс.

Дети: А я - минус. Пусти меня к себе жить.

- Пущу, если скажешь, чем ты от меня отличаешься.

Дети: Я, минус, все отнимаю, уменьшаю, а ты, плюс, все прибавляешь, увеличиваешь. Я состою из одной палочки, а ты - из двух.

- Я - знак равенства. Пустите меня к себе жить.

- Пустим, если скажешь, чем ты похож на нас.

Дети: Я тоже знак, и помогаю людям решать задачи. Я тоже, как и вы, состою из палочек. Меня тоже можно найти в учебнике, на доске.

Музыкальное развитие

Дети: Тук, тук. Кто в теремке живет?

- Это я - танец.

Дети: А я - песня. Пусти меня к себе жить.

- Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

Дети: Мы с тобой относимся к миру музыки, у нас есть автор, мы состоим из нот, имеем ритм. Когда нас слушают или исполняют, то у людей поднимается настроение.

Ознакомление с окружающим

Дети: Тук, тук. Кто в теремке живет?

- Это я - день. А ты кто?

Дети: А я - ночь. Пусти меня к себе жить.

- Пущу, если скажешь, чем мы с тобой различаемся.

Дети: Я отличаюсь тем, что ночью темно, а днем светло. Ночью видны звезды, и днем - нет. Ночью люди спят, а днем - гуляют, ходят на работу. Ночью на небе луна, а днем - солнце.

- Заходи! А чем же мы с тобой похожи?

Дети: Мы с тобой длимся почти одинаковое время. Есть животные, которые охотятся днем, но есть и те, которые охотятся ночью.

Живая система

Дети: Тук, тук. Кто в теремке живет?

- Это я - луг.

Дети: А я - лес. Пусти меня к себе жить.

- Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

Дети: И на тебе, и во мне растут травы, цветы, обитают насекомые, мелкие животные, растут грибы. И ты, и я - живые системы. И на лугу, и в лесу можно гулять. Когда дует ветер, ты шумишь, и я шумлю.

Дети: Тук, тук. Я - озеро. Пустите меня к себе жить.

- Пустим, если скажешь, чем ты отличаешься от луга.

Дети: Я состою из воды, а на лугу воды почти нет. Во мне обитают такие животные, которых не встретишь на лугу. Человек приходит ко мне купаться, а не гулять.

Неживая система

Дети: Тук, тук. Кто в теремке живет?

- Это я - огонь.

Дети: А я - вода. Пусти меня к себе жить.

- Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

Дети: И ты, и я помогаем человеку приготовить пищу. Без огня человек погибнет от холода, и без воды погибнет. Мы оба можем быть горячими. И ты, и я можем принести человеку большой вред, если нас слишком много (пожар и потоп).

Игра «Давай поменяемся»

Правила игры: Игра проводится с подгруппой детей. Каждый ребенок загадывает объект и говорит, что тот умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, и дети объясняют свои новые возможности с достаточной степенью достоверности.

Ход игры:

Развитие речи

1 ребёнок: Я одежда. Защищаю человека от холода и сохраняю его тепло.

2 ребёнок: Я - игрушка. Помогаю не скучать.

3 ребёнок Я - посуда. Помогаю хранить еду.

4 ребёнок: Я - транспорт. Помогаю перевозить человека и грузы.

- Давайте поменяемся функциями.

Дети объясняют, как одежда может помочь не скучать, или как транспорт спасает человека от холода.

Математика

1 ребёнок: Я - утро. Утром все просыпаются, умываются, уходят на работу.

2 ребёнок: Я - день. Все взрослые работают, дети в детском саду, школе.

3 ребёнок: Я - вечер. Все собираются дома, смотрят телевизор, ужинают, играют.

4ребёнок :Я - ночь. Все спят, отдыхают.

- Давайте представим, что получится, если утром все лягут спать, а ночью пойдут на работу, в детский сад, школу.

Изобразительная деятельность

1 ребёнок: Я - карандаш. Оставляю след на бумаге.

2 ребёнок: Я - глина. Из меня можно лепить.

3 ребёнок: Я - цветная бумага. Я являюсь основой для аппликации.

- Давайте поменяемся. Карандаш, расскажи, как из тебя можно сделать аппликацию. Как можно лепить из цветной бумаги? Как глина оставляет на бумаге след?

Ознакомление с окружающим

1 ребёнок: Я - часы. Показываю время.

2 ребёнок: Я - плита. Варю еду.

3 ребёнок: Я - диван. На мне человек отдыхает.

4 ребёнок: Я - туфли. Защищаю ноги человека от холода.

- А теперь поменяйтесь функциями и расскажите, что получилось.

Живая система

1 ребёнок: Я - хамелеон. Могу изменять цвет кожи.

2 ребёнок: Я - саранча. Могу съесть весь урожай.

3 ребёнок: Я - кенгуру. Могу носить детеныша в сумке.

4 ребёнок: Я - пчела. Умею делать мед.

Затем идет обмен функциями. Хамелеон теперь может съесть весь урожай, саранча умеет делать мед. (Обязательно достаточная степень достоверности).

Неживая система

1 ребёнок: Я - река. Могу течь.

2 ребёнок: Я - ветер. Могу дуть, пригибать деревья.

3 ребёнок: Я - огонь. Могу освещать путь.

Идет обмен функциями: Огонь может дуть и пригибать деревья, ветер научился течь.

Игра «На что похоже?» (С 5-7 лет)

Правила игры: Ведущий называет объект, а дети – объекты, похожие на него.

Ход игры:

Развитие речи

- На что похоже газета?

Дети: На лист бумаги по форме; на птицу, когда летит4 на телевизор, потому что там тоже самое можно узнать…

-На какие другие слова похоже слово «злость»по назначению?

Дети: Ярость, ненависть, вредность, жестокость…

Математика

- На что похож шестиугольник?

Дети: На солнце с лучами, на мамины часы, на две тарелки, сложенные вместе, на вазу такой формы…

Музыкальное развитие

-На что похожа мелодия вальса?

Дети: На распускающийся цветок, на шелест листьев.

Ознакомление с окружающим

- На что похож ковшик?

Дети: На ковш экскаватора, на половник, на созвездие Большой и Малой Медведицы…

Живая система

- На что похожи колючки у кактуса?

Дети: На иголку, на колючки ежа, на лезвие, оно тоже острое, на стержень от ручки…

Неживая система

- На что похоже северное сияние?

Дети: На сломанный телевизор, там тоже такие полоски и рябь. На фольгу, на радугу, потому что разноцветная. На волны на море, на траву, которая колышется на ветру. Оно искрится как огни на ёлке.

Игры на классификацию объектов.

Игра «Да – Нет»

Правила игры: Ведущий загадывает объект, дети задают вопросы, сужающие поле поиска и отгадывают объект. Возможны лишь те вопросы, которые предполагают ответ «да» или «нет». К 6-7 годам возможен такой вариант игры: Ведущий сразу говорит название объекта, но это название детям незнакомо. Далее дети, используя обычный алгоритм суждения поля поиска, отгадывают, что это за объект.

Ход игры:

Развитие речи

-Я загадала объект с этой картины.

Дети:- это природный мир? (Нет).

-это рукотворный мир? (Да).

- он сделан из нескольких материалов? (Да).

-он больше козы? (Нет).

-он нужен для защиты от холода? (Нет).

-он нужен, чтобы на нём сидеть? (Нет).

- это помощник человека? (Да).

-он находится в левой части картины? (Да).

-у него есть металлическая часть? (Да).

-она острая? (И да, и нет).

-у него есть острая сторона? (Да).

-у него есть деревянная ручка? (Да).

-это топор.

Эта игра может использоваться в начале занятия как вводный момент.

Математика

- Я загадала кусочек времени.

Дети: - Это историческое время? (Нет).

-это астрономическое время? (Да).

-это часть суток? (Нет).

- это время, которое отсчитывают часы? (Да).

-это больше минуты? (Нет).

-это меньше минуты? (Да).

-это секунда.

-Я загадала число от одного до ста.

Дети: - это больше 50 (Нет).

-это меньше 25? (Нет).

-это больше 40? (Да).

-это меньше 45? (Да).

-это меньше 42? (Да).

-это число 41.

- Я загадала объект, находящийся в группе

Дети: - это справа от вас? (Нет).

Это слева от вас? (Да).

-это сзади от вас? (Да).

- это выше часов? (Нет).

-это ниже окна? (Да).

- это стоит на ковре? (Да).

- это диванчик.

Музыкальное развитие

Перед детьми в одну полоску выложены музыкальные инструменты.

-Я загадала музыкальный инструмент.

Дети: - это справа от бубна? (Да).

-это между барабаном и маракасом? (Да).

-это слева от маракаса? (Да).

-скрипка.

Ознакомление с окружающим

- Слово «иглу». Что это?

Дети: - это рукотворный мир? (Да).

-это одежда? (Нет).

-это обувь? (Нет).

- это мебель? (Нет).

-это здание? (Да).

-оно многоэтажное? (Нет).

-одноэтажное? (Да).

- оно прямоугольное? (Нет).

-у него есть треугольная крыша? (Нет).

-оно сделано из ткани? (Нет).

-в нём живут на севере? (Да).

-оно белое? (Да).

-оно из снега? (Да).

-оно изо льда? (Да).

- правильно, это ледяное жилище северных народов.

Живая система

-Я объект.

Дети: - это природный мир? (Да).

-это живая природа? (Да).

-это животное? (Да).

-это насекомое? (Нет).

-это птица? (Нет).

-это рыба? (Да).

-это речная рыба? (Нет).

-это хищная рыба? (Да).

-она может напасть на человека? (Да).

-она бывает тигровая? (Да).

- это акула.

Неживая природа

- Я загадала объект.

Дети: - это природный мир? (Да).

-это живая природа? (Нет).

-это жидкое? (Нет).

-это твёрдое? (Да).

-это может быть разного размера? (Да).

-это бывает около воды? (Да).

-в горах? (Да).

-его можно поднять, кинуть? (Да).

-это камень.

Игра «Кто заблудился?»

Правила игры: Ведущий перечисляет несколько объектов, один из них не классифицируется с остальными в одну группу. Ребёнок дожжен определить этот объект, а остальные назвать одним словом. Принимаются классификации по любому признаку, если ребёнок может его доказать.

Ход игры:

Развитие речи

- А, О, У, Г, И. Кто заблудился?

Дети: Г – гласный звук остальные – гласные.

Математика

- Утро, день, час, вечер, полночь, ночь. Кто заблудился?

Дети: Час. Это не часть суток.

Изобразительная деятельность

- Красный, жёлтый, синий, оранжевый. Кто заблудился?

Дети: Синий – это холодный цвет, остальные – тёплые.

Ознакомление с окружающим

- Учитель, врач, инженер, брат, парикмахер. Кто заблудился?

Дети: Брат – это не профессия.

- Компьютер, телевизор, автомобиль, карета, пылесос. Кто заблудился?

Дети: Карета. Остальные вещи используются сейчас, а карета из другой эпохи.

Живая система

- Корова, обезьяна, собака, человек, черепаха, кенгуру. Кто заблудился?

Черепаха. Все – млекопитающие, а она – нет. А я думаю кенгуру, потому что у неё есть сумка, а у других нет.

Неживая система

- Огонь, вода, гора, земля, воздух. Кто заблудился?

Дети: Гора, потому что это не стихия. А может земля, в ней нет буквы «О», а в остальных словах есть.

Публикации по теме:

«Занимательная математика для дошкольников». Презентация .

«Занимательная наука» для детей с ОВЗ. Видеоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Наша лаборатория «Хочу все знать» вновь открыта для наших любознательных дошколят. В подготовительной.

Дидактическая игра «Занимательная математика»Дидактическая игра «Занимательная математика» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю дидактическую игру «Занимательная математика». Начиная, с младшего возраста по программе знакомят.

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе Тема НОД: Занимательная математика Ведущая образовательная деятельность:.

Лэпбук «Занимательная геометрия»Лэпбук «Занимательная геометрия» Знакомство детей с миром математики начинается уже в дошкольном возрасте. Одной из задач до школьного воспитания является формирование.

Лэпбук «Занимательная математика» для детей 3–4 летЛэпбук «Занимательная математика» для детей 3–4 лет Такое пособие, как лепбук, используют уже многие педагоги дошкольного образования в своей работе. Это не просто книжки, а целые "сокровищницы".

Лэпбук по математике «Занимательная математика»Лэпбук по математике «Занимательная математика» ЛЭПБУК по математике "Занимательная математика". Приветствую всех моих коллег, дорогих друзей и уважаемых гостей на моей страничке. Я.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения выявлять подсистемные связи. «Что это, если у него есть?»Правила игры: Ведущий называет части объекта, а ребенок.

Занимательная деятельность в детском саду С введение ФГОС ДО изменились требования к проведению образовательной деятельности. Каждому педагогу охота провести такое занятие, чтобы.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения выявлять надсистемные связи. Игра: «Где живёт» (с 4 – х лет)Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательная картотека игр
Опубликовано: 9 мая 2020 в 15:47
+148Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занимательная картотека игр» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Вильчинская (УИ 74090) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД