Занимательные задания для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Алёна Макейкина
Занимательные задания для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Данный конспект призван дать занимательный литературный материал работникам системы дошкольного воспитания и обучения, учителям начальных классов – всем, кто работает с детьми. Он составлен из литературных викторин, способных разбудить фантазию ребёнка, ненавязчиво пригласить его к сотрудничеству, заставить призадуматься, проанализировать ситуацию, полюбить чтение.

Неотъемлемая часть данной разработки –обширный перечень занимательной литературы.Среди важнейших тем: “Литературные викторины”, “Анатомия”, “Астрономия”, “География”, “Геология”, “Изобразительное искусство”, “Иностранные языки”, “Информатика, “История”, “Москвоведение”, “Музыка”, “Природоведение, естествознание, биология”, “Физика”, “Физическая культура и спорт”, “Химия”, “Экология”, “Экономика”, “Этикет”, “Своими руками”, “Её величество – игра”, “Праздники”.

Для учителей, воспитателей детских садов, логопедов, библиотекарей, вожатых, родителей, детей.

Викторина, согласно “Словарю русского языка” С. И. Ожегова, представляет собой “. игру в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-нибудь общей темой”.

Слово “викторина” восходит к латинскому “victoria” (победа). Истоки игры в ответы на вопросы уходят в глубину веков. В египетской, греческой, римской мифологии герою нередко приходилось отвечать на затейливые вопросы своих противников, разгадывать пророчества оракулов. Вспомним хотя бы загадку Сфинкса,предложенную Эдипу:

“–Скажи мне: кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время.

Эдип тотчас ответил: – Это человек! Когда он мал, когда ещё лишь утро его жизни, он слаб и медленно ползает на четвереньках. Днём, то есть в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах, а вечером, то есть в старости, он становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берёт костыль; тогда он ходит на трёх ногах” (Н. А. Кун “Легенды и мифы Древней Греции”).

Да и на страницах русских народных сказок можно найти россыпи загадочных вопросов и остроумных ответов. Вот фрагмент сказки “Мудрые ответы” из сборника А. Н. Афанасьева,в котором царь устраивает испытание солдату:

“– Ну, теперь, служивый,скажи: высоко ли небо от земли?

– Столь высоко, что там стукнет, а здесь слышно.

– А широка ли земля?

– Вот там солнце всходит, а там заходит – столь широка!”

Занимательные игры-вопросы

1. «Одного отца и одной матери дитя, но ни одного человека не сын». (Дочь.)

2. Что делает свеча, поставленная на стол? (Тень.)

3. Что весьма близко подходит к половине соломинки? (Другая половина.)

4. Один мельник, придя в свою мельницу, имевшую четыре угла, увидел в ней в каждом углу по три мешка, на каждом мешке сидело по три старых кошки, а каждая кошка имела при себе трёх котят. Спрашивается, сколь много тогда было на мельнице ног? (Две ноги, то есть мельниковы, ибо кошки имеют лапы.)

5. Что было завтра, и что будет вчера? (Нынешний день.)

6. Три человека играли вместе целую ночь. Когда перестали, то каждый выиграл. Спрашивается, какие это были игроки? (Музыканты.)

7. Почему не идёт дождь никогда два дня кряду? (Потому что между ними бывает ночь.)

8. Для чего петух, когда поёт, зажмуривает глаза? (Для того, чтобы куры были уверены, что он наизусть может петь.)

9. В какой земле сеют репу? (Ни в какой, ибо везде сеют семена.)

10. Что при столе весьма нужно? (Рот.)

11. Как можно сухую траву изобразить четырьмя буквами? (Сено.)

12. Кто поутру имеет четыре, в полдень две, а к вечеру три ноги? (Человек.)

13. Какие камни по большей части в ручье? (Мокрые.)

14. В какие сосуды нельзя налить вина? (В полные.)

15. Что такое? – Две ноги сидели на трёх. Когда пришли четыре и взяли одну, то две ноги, схватив три, бросили в четыре, дабы четыре оставили одну. (Повар сидел на треножце: когда пришла собака и схватила баранью ногу, то он, схватив треножец, бросил его в собаку, чтобы она бросила баранью ногу.)

16. Кто может на всех языках говорить? (Эхо.)

17. Идёт в баню чёрен, а выходит красен. (Рак.)

18. Что, не причиняя ни боли, ни печали, приводит в слёзы? (Лук.)

19. Один купил трёх коз, а заплатил три рубля. Спрашивается, почему (по чему) каждая коза пришла? (По земле.)

20. Чем больше я верчусь, тем больше богатею и больше я толстею. (Веретено.)

21. Где четыре брата под одною шляпою стоят? (В столе.)

22. Что значит? – Две головы, а только две руки, шесть ног, а десять ногтей, и четыре только ноги в ходьбе. (Едущий на лошади верхом.)

23. Как можно воду в решете принести? (Должно её заморозить.)

24. Когда малые груши, яблоки и другие подобные плоды с аппетитом едятся? (Когда больших достать нельзя.)

25. Горшок не велик, но каша хороша. (Орех.)

26. Хотя я всех моих братьев меньше, беднее и без них ничего не значу, но их обогащаю и возвышаю. (Нуль.)

27. Чем больше того ешь, тем больше остаётся. (Устерсы, орехи и т. п.)

28. Всякий день выхожу, но всегда дома. (Черепаха.)

29. Что бьёт без рук? (Часы.)

30. Какое четвероногое животное пьёт хвостом? (Соболь.)

31. Кто имеет желудок в голове? (Рак.)

32. Для чего носят мельники белые шляпы? (Для прикрытия головы.)

33. Стучит, гремит, вертится, никого не боится, ходит весь век, а не человек. (Часы.)

34. Чем весьма хорош часовой маятник? (Что он бьёт, но ничего не портит.)

35. Кто может ткать без станка и без рук? (Паук.)

36. Кто всегда идёт и с места не сойдёт? (Часы.)

37. Кого никто не видит, а всякий слышит? (Гром.)

38. Кто с ушами ничего не слышит? (Колокол или ушат)”.

затейливый вопрос.

“Две ноги на трёх ногах,

А четвёртая в зубах.

Вдруг четыре прибежали

И с одною убежали.

Подскочили две ноги,

Ухватили три ноги,

Закричали на весь дом –

Да тремя по четырём!

Но четыре завизжали

И с одною убежали.

(Две ноги – мальчик, три ноги – табуретка, четыре ноги – собака, одна нога – куриная)”.

Затейливые задания - вопросы

1. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени.)

2. Чего не устанешь во всю жизнь делать? (Вздыхать.)

3. Что острее меча? (Взор человеческий.)

4. Чего кругом избы не обнесёшь? (Воду в решете.)

5. Где вода столбом стоит, не проливается? (В стакане.)

6. Москву строили, во что первый гвоздь вбивали? (В шляпку.)

7. Где вода да (о)рога? (Где корова пьёт, тут и рога.)

8. Какой вещи человек очень верит? (Замку.)

9. Чего на свете нет жирнее? (Земли.)

10. Может ли быть, чтобы собаки в комнату вбежали и весь пол изъели? (Из ели.)

11. У кого две кожи на ногах? (Кот в сапогах.)

12. Что дале хвоста не уйдёт? (Лошадь.)

13. Между кем самая крепкая любовь? (Между ногами: одна спотыкнётся, другая поддержит.)

14. Отчего собака лает? (Не умеет баять.)

15. Отчего корова ложится? (Не умеет садиться.)

16. Чего языком не достанешь? (Носа.)

17. Отчего кошка бегает? (Она бы полетела, да крыльев нет.)

18. После семи лет что козе будет? (Осьмой пойдёт.)

19. Отчего гусь плавает? (От берега.)

20. Под чем заяц лежит? (Под ушами.)

21. Чего нельзя купить ни за какие сокровища? (Потерянного времени.)

22. Какого животного в Ноевом ковчеге не было? (Рыбы.)

23. Ты не съешь огурец солёный? (С Алёной.)

24. Чем хлеб в огонь сажают? (Тестом.)

25. Что родится без костей? (Язык.)

26. Что со двора не стащишь? (Яму)”.

КОРОЛЬ И ЛИЛИПУТЫ

Поставь нужное слово в конце фрагментов из стихотворений Ю. И. Коваля.

1. Жили-были

Лилипуты,

Лилипуты-чудаки.

Ели

Пили

Лилипуты,

Примеряли

.

2. Заварили

Лилипуты

Прямо кашу,

Кутерьму!

Их связали,

Их схватили,

Их запрятали

в!

3. Я боюсь, ребятки,

Что на этот год

Вырастет на грядке

Страшный.

4. А в реке Москва-реке

Клюнет на крючок –

Как вам это нравится? –

Страшный!

5. Сопел медведь,

Пыхтел медведь,

Медведь

от пота взмок! ;

Но отпереть

Не смог медведь,

Не смог медведь

!

6. А в сундуке

С ключом в руке

Иван Петров сидел.

И много лет

На белый свет

Он в щёлочку.

7. Вот шагает гражданин.

Он один,

Совсем один.

Он ужасно одинок.

Вслед за ним бежит.

8. Этот маленький щенок

Тоже

Очень

.

9. Пели песню

Лилипуты,

Лилипуты-молодцы.

Услыхали лилипутов

Королевские

.

10. – Ух! – сказал король.

Проклятье!

– Ну! – сказал. –

Не потерплю!

Что вы спели?

Как вы смели

Спеть такое

!

11. Осенью на грядке

Крокодил

Поспел!

Огурец в Москва-реке

Всех лягушек

!

12. У меня на грядке –

Крокодил

Растёт!

А в реке Москва-реке

Огурец

!

13. Висел замок.

Никто не мог

Открыть замок

Ключом.

На сундуке

Висел замок

Железным

.

14. Пришли барсук и бурундук,

Но не смогли открыть сундук.

Никак не открывался!

Скрипел, но не!

15. Из норы

глядит сурок,

Он суров

и одинок.

В небе –

солнышко высоко,

Солнце

Тоже

.

16. Эй!

Скорей остановись!

На дорогу!

ОТВЕТЫ

КОРОЛЬ И ЛИЛИПУТЫ

1. Колпаки. “Король и лилипуты”. 2. Тюрьму. “Король и лилипуты”. 3. Бегемот. “Удивительная грядка”. 4. Кабачок. “Удивительная грядка”. 5. Замок. “Сундук”. 6. Глядел. “Сундук”. 7. Щенок. “Вот шагает гражданин”. 8. Одинок. “Вот шагает гражданин”. 9. Гонцы. “Король и лилипуты”. 10. Королю. “Король и лилипуты”. 11. Съел. “Удивительная грядка”. 12. Живёт. “Удивительная грядка”. 13. Калачом. “Сундук”. 14. Сдавался. “Сундук”. 15. Одиноко. “Вот шагает гражданин”. 16. Оглянись. “Вот шагает гражданин”.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Публикации по теме:

«Сказочка о Ягобабочке» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Сказка о Ягобабочке» №1. Музыка «В гостях у сказки» Выход лесовичок. : Здравствуйте, ребята! Это я, лесной стариик, Называюсь Лесовик.

Дидактическое пособие «Увлекательные загадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Цель: расширение детского кругозора. Задачи: -развивать внимание, мышление, воображение, словарный запас детей, обогащать речь; -учить.

Досуг по ПДД для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Эстафета зелёного огонька» Задачи: 1. Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. 2. Закрепить представления детей о значении.

Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях?» (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях» Цель: расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Консультация для родителей «Воспитание ответственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста» Многим родителям хотелось бы приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. И полагают, что решение проблемы - в установлении.

Презентация «Детям о Рождестве» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПрезентация «Детям о Рождестве» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Цели: 1. Дать представление о библейском событии. 2. Познакомить детей с народными.

Сценарий праздника «День матери» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Сценарий. "День Матери". Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Праздник проводится в конце ноября. Зал украшен разноцветными.

Сценарий развлекательной программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей «Мы за чаем не скучаем» Сценарий развлекательной программы для детей и их родителей "Мы за чаем не скучаем" Цель: провести воспитательное мероприятие в одном из.

Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Весёлые старты»Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Весёлые старты» Программное содержание: Пропаганда здорового образа жизни, совершенствование связи между детским садом и школой через совместные мероприятия.

Тематический лэпбук для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Моя Родина» ВидеоТематический лэпбук для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Моя Родина» Видео Тематический лэпбук "Моя Родина" является игровым полем для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагается проработать следующие.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Осень
Автор публикации:
Занимательные задания для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Опубликовано: 30 декабря 2017 в 19:36
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Международный день ветеринарного врача

Добрым и самоотверженным людям, которые лечат братьев наших меньших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к профессии...

24 апреля. День российского стоматолога

В православной традиции есть покровитель зубных врачей и их пациентов – это святой Антипа. День его памяти – 24 апреля – и стал Днём российского стоматолога. Есть смысл воспользоваться этим поводом, чтобы...


Горячие темочки