Занимательный речевой материал для закрепления и автоматизации трудных звуков

Людмила Груздева
Занимательный речевой материал для закрепления и автоматизации трудных звуков

"Занимательные игры по речевому развитию".

Хочу поделиться накопленным материалом. Знаю, что многие используют его в работе, кто-то полностью, кто-то частично.

Мною несколько раз проводились семинары для коллег по речевому развитию детей в рамках нашего дошкольного учреждения и для комитета по образованию нашего города.

Дети дошкольного возраста развиваются только при помощи игр. Как бы мы не старались просто заниматься с ними в виде урока, вряд ли это принесет положительный результат. В течении нескольких лет я изготавливала, приобретала, систематизировала игры.

Первое, на чем хочу остановиться - игры на развития дыхания, работы над воздушной струей:

1. "Свистульки".

Они продаются в магазинах, все для одноразового использования. Я использую их не только для дыхания, но и для развития фонематического слуха (дунь тихо-громко; послушай как звучит и ответь, а еще для празднования дней рождений.

2. "Буря в бутылке".

Наполнитель для бутылочек можно использовать по вашему усмотрению (вода, шарики пенопласта,легкие бусинки). Трубочки для бутылок тоже одноразовые. Я использую их еще для экспериментирования.

3. "Вертушки".

Использую еще для экспериментирования с воздухом, ветром.

4. "Самолетики".

Изготавливает сам ребенок из ваты тонкую, легкую полоску и кладет ее на кончик носа. ЕЕ надо сдуть. Можно организовать соревнование "Чей самолет выше взлетит".

5. "Футбол".

Я эту игру люблю еще и за то, что здесь можно задействовать моторику рук ребенка, что я и делаю. Дети изготавливают "мячики" для игры из ваты, фольги, оберток от конфет. В нее можно играть одному и двум детям.

Занимательный речевой материал для закрепления и автоматизации трудных звуков

Второй большой раздел посвящен развитию моторики рук.

1. Всевозможные бусинки.

Нанизываем их на шнурок и можем поиграть: выкладываем из них буквы, над которыми идет работа логопеда.

2. Пуговицы.

Также выкладываем их на изображения букв. Можно составлять слоги и даже слова. Все зависит от поставленной цели.

3. "Шагалочка"

Можно использовать сетки для раковины, но мне больше нравится работать с палочками Кюизенера. Их прелесть в том, что ребенок может сам выложить поле из квадратов, сам подобрать палочки по цвету и длине, но главное, что при прохождении от одного края поля (ставим игрушки на разных сторонах поля) к другому, чтобы поздороваться игрушкам, надо больше напрягать пальчики, ведь высота здесь получается значительная, нежели у решетки (более плоская).

4. Массажные мячики "Ежики".

Дети очень любят с ними играть, не только массаж пальцев и рук. Можно задействовать их при массаже шеи, плеч, но надо быть предельно осторожным. Главное - НЕ НАВРЕДИ, поэтому без специальных знаний я не советую это делать. Еще мы рассказываем ежикам сказки, стихи, поговорки и т. д.

5. "Фонтанчик".

Сделан он из пластиковой пятилитровой бутылки с прорезями сбоку для рук. Все обработано, чтобы дети не поранились. Наполнителем служат большие бусинки, которые мы нанизываем, можно использовать желуди. Очень нравится запускать туда ручки и делать "Фонтанчик".

6. "Крупинка".

Здесь мы играем с рассыпанными крупами на столе. Крупу используем любую (гречку, перловку, пшено, но отдаем предпочтение манке). Дети с огромным удовольствием рисуют на ней, пишут буквы, даже лепили Колобка. Попробуйте, восторгов много.

7. "Сухой бассейн".

В большую прозрачную коробку я насыпала наполнитель. Наполнитель меняю: каштаны, Желуди, перловая крупа, чистый древесный наполнитель, даже опилки (надо смотреть, чтобы не были травмоопасны). Прячем внутрь игрушки и ребенок должен их найти и на ощупь отгадать кто это. Важно, чтобы перед тем как прятать игрушки, ребенок должен их внимательно изучить.

8. "Моталочки".

Можно использовать их наматывая на палочку и одновременно утрированно произносить определенный звук, слоги. В заключении можно прочитать стихотворение, рассказать сказку, выразить пожелание.

Следующий раздел очень большой на закрепление звуков в слове, правильное употребление окончаний и предлогов, определение места (начало, середина, конец) звуков в слове

1. "Парочки" - найди пару.

2. "Кто, где спрятался?" - предлоги.

3. "Сколько"

4. "Лесенка" - произнесение слова с заданным звуком.

Ребенок сам строит лесенку из конструктора и шагает по ней с какой либо игрушкой произнося слова с заданным звуком. Поднимается на ступеньку только тогда, когда выполнил задание. Можно усложнять игру - называть слова с определенным звуком в середине, начале, конце слова.

5. "Планеты" - трех цветов круги и звезды к ним (красный, синий, зеленый).

Называем слово с заданным звуком, ребенок определяет, на какую планету надо доставить слово. За правильный ответ получает звезду.

6. "Автомобили" - три цвета, распределяем груз (картинки, слова с заданным звуком.

7. "Кто в домике живет?" - играем также.

Возможно кто-то удивится, ведь раньше мы не использовали красный цвет для определения гласных в слове. Просто я столкнулась с проблемой: Дети не слышат гласные и они выпадают в речи, вот и решила добавить. Результат хороший.

8. "Накорми зайку" - заданный звук.

9. "Звуковая дорожка" -произносим звук пока не закончится дорожка.

Дети рисуют дорожку на "Игровизоре" (игры Воскобовича) и находят картинку с заданным звуком сами.

10. "Отправляемся в путешествие" - по готовой дорожке (взято из игр Воскобовича, можно дать ребенку нарисовать ее заранее красочно собираем только те изображения, в которых есть определенный звук.

11. "Живой звук" - йотированные звуки.

Игру эту я купила очень давно и влюбилась. Это сказка про йотированные звуки. Дети очень любят в нее играть, когда поймут смысл игры. Я даже играла с использование театрализованных действий. Каждый ребенок изображал какой-то звук и они стали жить вместе в одном доме. Было очень интересно и запоминающе. Мы даже показывали это действие для других деток.

12. "Яблонька" - составь слово при помощи шнурка (игры Воскобовича- очень их люблю).

Последний раздел не слишком богат, но ему мало уделяется внимание. Это Фонетико-Фонематическое развитие.

1. Конечно же различные музыкальные инструменты "Угадай что звучит?", детям очень нравится.

2. "Волшебная шкатулка".

Детям показывают только шкатулку, а вот что внутри остается тайной. Надо отгадать что звучит. Звук издает педагог (шуршание бумаги, фантиков, пластикового пакета, обыкновенной молнии). Вроде примитивно, но дети в восторге, им нравится и угадывают.

3. "Найди пару" - по одинаковому звуку.

В упаковку от сюрприза, который остался от игрушки шоколадного яйца насыпала разную крупу, одинаковое количество, надо найти одинаковое звучание.

Вот и все. Надеюсь кому-то эти игры принесут пользу и окажут помощь в работе.

Публикации по теме:

Занимательный материал как средство формирования математических представлений у детей с ОНР 1 слайд: Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация из опыта моей работы на тему «Занимательный материал, как средство.

Авторские чистоговорки для автоматизации звуков Звук С: Са-са-са – бежит лиса. Сы-сы-сы – есть лисята у лисы. Су-су-су – лиса охотилась в лесу. Ас-ас-ас – спелый ананас. Ос-ос-ос – сладкий.

Чистоговорки для автоматизации звуков Чистоговорки для автоматизации звуков С Са-са-са, У Сони длинная коса. Су-су-су, Распустила Соня косу. Сы-сы-сы, Запутались все волосы.

Игра для автоматизации звуков «Логопедические блинчики»Игра для автоматизации звуков «Логопедические блинчики» Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного.

Игры для автоматизации звуковИгры для автоматизации звуков В своей работе для автоматизации звука использую приемы отраженного повторения и самостоятельного называния, например. по картинкам. Работа.

Интерактивный тренажер для автоматизации звуков [C] и [ C’] Интерактивный тренажер для автоматизации звуков [C] и [ C'] Цель данной презентации тренажера: -длительное произнесение изолированных звуков.

Занимательный математический материал как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Занимательный математический материал как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста».

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуковЛогопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема.

Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений у старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 127 г. Липецка Педагогический проект Тема: «Занимательный материал как.

Занимательный материал на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Занимательный материал на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель: Колбешина Анна Владимировна.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занимательный речевой материал для закрепления и автоматизации трудных звуков
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 20:24
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лексическая тема «Наша армия»
Тема армии - и близкая, и далёкая для детей. Из опыта могу сказать, что детки неравномерно усваивают материал по этой теме. Да, им близки понятия "солдат",...
Фотоотчёт зимний участок «В гостях у сказки»
Зима - чудесное время года для активных игр на свежем воздухе. Особенно, когда попадаешь в сказку, тогда. . Наша вторая младшая группа подошла активно к...
Видео «Поздравление учителей с профессиональным праздником»
! Уважаемые педагоги! Время пролетело мгновенно. Еще не так давно мы были маленькими и неуверенными в себе первоклассниками. Сейчас повзрослевшим...
Праздник «День Защитника Отечества» в средней группе
Сценарий досуга «Мой папа самый лучший! », посвященный дню Защитника Отечества в средней группе Атрибуты: Спортивное оборудование, игрушки –самолёт и...