Приложение МААМ

Конспект занятия «Алфавит»

Елена Вельгорецкая
Конспект занятия «Алфавит»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению)

Задачи:

1. Закрепление представления о слове как единице языка (слово звучит; есть длинные и короткие по звучанию слова).

2. Формирование умения произносить чистоговорку в разном темпе, с разной силой голоса.

3. Формирование умения самостоятельно составлять короткие загадки-описания, принимать участие в сочинении.

4. Формирование умения самостоятельно составлять предложения.

5. Знакомство с понятием «алфавит».

6. Развитие фонематического слуха.

7. Закрепление образов букв.

Публикация «Конспект занятия „Алфавит“» размещена в разделах

8. Развитие тактильных ощущений.

9. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.

Ход занятия.

Лексическое упражнение «Зверята и зеркало»

Воспитатель вносит кузовок. Дети замечают его, подходят и рассматривают игрушки.

Воспитатель. Старик Годовик прислал игрушки. Кто это? (Мишка). Что на голове у Мишутки? (Шапочка) Какой звук спрятался в словах «Миш-ш-шутка», «ш-ш-шапка»? Произнесите слово «Мишутка» так, чтобы слышался звук [ш].

Дети выполняют.

Воспитатель. Найдите игрушки, в названиях которых слышится звук [ж]. (Ежик, жираф) В каких еще словах есть звук [ж](Желудь, жук, лежит, жужжит).

В случае затруднения слова может назвать воспитатель.

Воспитатель. Давайте «померяем» слова, узнаем, короткие они или длинные. Например, слово «еж».

Произносит слово и «измеряет» его, разводя сомкнутые вместе ладони на небольшое расстояние; игрушку при этом трогать не надо.

Воспитатель. Еж – короткое слово. А слово «Мишутка» - вот какое! (Показывает). Это слово… (длинное). Хотите еще измерить слово? Измерим слово «жук». (Измеряет). Какое это слово (Короткое). А слово «жужжит»? (Длинное). Сейчас я опишу игрушку, а вы отгадайте ее по описанию. Живой колобок – колючий бок, кто это? (Ежик). Произнесем все вместе чистоговорку о ежике:

Ежик, ежик – чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Дети произносят скороговорку в разном темпе, с разной силой голоса.

Воспитатель. А теперь загадайте свои загадки-описания.

Воспитатель вызывает 3-4 желающих. Достает зеркало и организует на столе ситуацию: Мишутка, ежик и жираф заглядывают в зеркало.

Воспитатель. С нашими игрушками произошел интересный случай. Шли по лесной дорожке Мишутка, ежик и жираф. Вдруг видят – что-то лежит на земле. Кто хочет сочинить историю дальше? Лучше вызвать ребенка с хорошо поставленной речью. Воспитатель помогает рассказчику, при необходимости подсказывает начало фразы.

«Заглянул в зеркало… (ежик) и говорит: «Кто это такой колючий?»

«Дай посмотреть, - говорит (жираф). – Нет, он вовсе не (колючий). Он (гладкий). И у него… (длинная шея)».

Заглянул в зеркало… (Мишутка).

«Нет, у него никакой… (длинной шеи). У него шея… (короткая, а на голове… (шапочка)».

Стали звери осматривать зеркало, увидели в нем (себя и своих друзей сразу) и догадались, что это их (отражение)».

Игра «Время рассердилось и ушло – догони»

Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил воспитатель.

Дидактическая игра «Буква – звук»

Воспитатель произносит четверостишие-загадку, дети отгадывают, о какой букве идет речь, называют звук (или звуки, который обозначает эта буква на письме.

Физкультминутка «Мельница».

И. П. – наклон вперед, руки в стороны, стойка - ноги врозь.

Ветер дует, завывает, Правой рукой коснуться пола, левая рука назад в

Нашу мельницу вращает. сторону. Смена положения рук

Раз, два, три, четыре –

Завертелись, закружились.

Повторить упражнение два раза.

Знакомство с понятием «алфавит»

Воспитатель. Давным-давно звуки речи, складывались в определенном порядке, стали словами, которые имеют значение, смысл. Каждый звук в слове занимает свое место. Например, в слове «кот» на первом месте звук [к], на втором – [о],на третьем – [т]. Если мы изменим порядок звуков (ток, кто, заменим хотя бы один из звуков (кол) или прибавим еще один (скот, то появляются новые слова. Вот почему очень важно правильно произносить, а также правильно, грамотно писать слова. Но сначало вспомните и скажите, что такое буква.

Дети. Буква – это значок, который замещает какой-то звук, представляет его нам.

Воспитатель. Буквы окружают нас всюду. В русском языке 33 буквы.

Воспитатель показывает таблицу-алфавит.

Песенка-азбука

Воспитатель.

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

Б. Заходер

В алфавите у каждой буквы есть свое место: первой в алфавите стоит буква «А», на последнем месте – «Я».

Пословица «Грамоте учиться – всегда пригодится»

Воспитатель произносит пословицу и предлагает обьяснить ее значение. Ответы детей принимаются обоснованными.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек складываются буквы (деревянные или пластмассовые) – от 5 до 8 штук.

Задание 1. Достань букву «А».

Указывается конкретная буква, которую ребенку надо найти на ощупь.

Задание 2. Достань букву-отгадку:

Ходит пешком

Калач с посошком.

Индивидуальная работа с карточками

Каждый ребенок получает карточку, которая разбита на восемь клеток, в каждой клеточке изображена буква. Дети рисуют цветными карандашами, превращая буквы в знакомые предметы.

Анализ занятия. Производится в форме беседы по содержанию занятия.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Весёлый алфавит»Дидактическая игра «Весёлый алфавит» Эта обучающая и развивающая игра посвящена очень важной теме – изучению русского алфавита. В занимательной игровой форме малыши выучат буквы.

Дидактическая игра «Весёлый алфавит»Дидактическая игра «Весёлый алфавит» Современная система обучения чтению и письму строится на правильном представлении ребенком звукобуквенного состава читаемого и слышимого.

Дидактическое пособие «Алфавит»Дидактическое пособие «Алфавит» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Представляю вам развивающее пособие для детей 5-7 лет "Алфавит". Оно поможет в игровой форме без.

Фотоотчет «Веселый алфавит»Фотоотчет «Веселый алфавит» В старшей группе уже многие воспитанники знают буквы и умеют читать. Поэтому мы решили сделать свой веселый алфавит. Пригодится перед.

Изучаем алфавит. Азбука на камняхИзучаем алфавит. Азбука на камнях К изучению алфавита можно приступать в любом возрасте. Оптимальный возраст для знакомства с буквами и алфавитом – это 4-5 лет. В этот период.

Конспект игры по правилам дорожного движения «Дорожный алфавит» для детей младшего школьного возрастаКонспект игры по правилам дорожного движения «Дорожный алфавит» для детей младшего школьного возраста Описание работы: игра по ПДД «Дорожный алфавит» предназначена для детей младшего школьного возраста. Игру можно применять во внеурочной.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

ООД Развитие речи. «Кто придумал алфавит.» ООД по развитию речи с мультимедийной поддержкой «Кто придумал алфавит» Программное содержание: 1. Познакомить детей с историей создания.

Стихотворение «Зачем нужен Алфавит» Алфавит совсем не сложный, его выучить, возможно. Буквы здесь от А до Я, как 33 богатыря. Видишь, их совсем немного, все запомнить можно.

Выставка «Весёлый алфавит»Выставка «Весёлый алфавит» Наш весёлый алфавит Всем ребятам говорит Буквы нужно изучать, Чтоб потом легко читать! Такой эпиграф возглавил нашу выставку "Весёлый алфавит".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Алфавит»
Опубликовано: 31 марта 2020 в 15:46
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Алфавит»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вельгорецкая (УИ 289885) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД