Папки-передвижки

ООД Развитие речи. «Кто придумал алфавит.»

Светлана Ушатова
ООД Развитие речи. «Кто придумал алфавит.»

ООД по развитию речи с мультимедийной поддержкой

«Кто придумал алфавит»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с историей создания славянского алфавита, с её

основоположниками Кириллом и Мефодием.

2. Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы

кириллицы.

3. Сформировать представление о сходстве и различии современной

азбуки и кириллицы.

4. Словарная работа: азбука, кириллица, основоположники Кирилл и

Публикация «ООД Развитие речи, „Кто придумал алфавит,“» размещена в разделах

Мефодий, славянский алфавит.

5. Прививать детям бережное отношение к книгам, формировать интерес

к чтению.

Оснащение: старинная книга (написана на кириллице, Кириллица (славянская азбука, старославянские пословицы, гусиное перо (для письма, современный алфавит.

Ход беседы:

Показать детям книгу. Спросить у детей, что значит для них книга. (Ответы детей.)

- Народная мудрость гласит - «Книга - лекарство для души; кладовая наук; источник мудрости; солнечный свет». Как вы это понимаете?

Чтобы написать или прочесть, что-нибудь, что мы должны знать? /буквы/. Правильно буквы. На нашей планете живёт много людей разных национальностей и у всех у них есть свои буквы. Мы с вами славяне и у нас есть свои буквы. А кто-нибудь из вас знает, кто придумал славянскую письменность. Сейчас я вам об этом расскажу.

Слайд №2

«В IX веке в Византии, в городе Солуни жили два брата Кирилл и Мефодий.

Были они люди мудрые, очень образованные, хорошо знали священное писание и славянский язык. Славяне в ту пору не имели собственных букв, не было у них азбуки. Тогда славянский князь Ростислав пригласил Кирилла и Мефодия, чтобы они создали славянскую азбуку.

Слайд №3

Братья вначале горячо помолились перед иконой пресвятой Богородицы, чтобы она помогла придумать для славян буквы.

В храме было тихо, мерцали свечи, в окно смотрели крупные южные звёзды. У Кирилла на душе стало легко и радостно, он почувствовал, что его молитву услышала Сама Богородица.

Слайд №4

После молебна братья приступили к созданию славянской азбуки. Сорок дней трудились они. Наконец Кирилл написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна.

«В начале было слово.»

Теперь славянские народы получили письменность и могли читать и писать.»

Слайд №5

Каждый год 24 мая мы отмечаем - День славянской письменности и культуры и славим святых Кирилла и Мефодия.

Слайд №6

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на азбуку, созданную братьями, она называется «Кириллица».

Похож ли алфавит на наш современный. (ответы детей)

В кириллице каждая буква имеет своё имя, название.

Аз, буки, веди, глаголь, добро, живите, земля, люди, покой. Эти названия, должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя.

Ребята подумайте и скажите, как образовалось слово

«АЗБУКА». / Из первых двух букв: а - аз, б - буки/

Слайд №7

А теперь давайте посмотрим на азбуку, которой мы пользуемся сейчас, есть ли в них сходство, конечно, есть, изображение многих букв одинаковое. Но в кириллице - 43 буквы, а в современном алфавите - 32 буквы. Ещё хоть многие буквы и похожи в современном алфавите они звучат проще.

Слайд№8

Например, в кириллице буква А и в современном алфавите буква А, но в Кириллице это звук Aз, а мы теперь произносим А - а — а

/назвать ещё некоторые буквы, знакомые детям/

Ребята, посмотрите, у меня есть старинная книга, она написана на кириллице /продемонстрировать книгу/, а ещё есть прописи, где тоже буквы кириллицы /показать прописи/.

Двигательная пауза «Буквы алфавита».

Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита, воспитатель называет слова, ребёнок у которого буква, с которой начинается это слово, должен сделать шаг вперёд. Затем игру можно усложнить: воспитатель произносит слово /из 4 — 5 букв/, дети, которым принадлежат буквы, образующие слово, выстраиваются в нужном порядке.

Ребята послушайте, старославянские пословицы.

Не пером пишут - умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Как вы их понимаете? Что они обозначаю? Давайте их запомним.

Хоть мы сейчас не пользуемся кириллицей, но некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых выражениях.

Например:

Прописать ижицу - значит наказать.

Стоять фертом - стоять руки в бока.

Знать на ять — знать на отлично.

Слайд№8

Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях. Так скажите мне, как же мы должны обращаться с книгами,

/ ответы детей: с книгами нужно обращаться бережно и хранить их в специальных местах: в книжных шкафах, на полках/

Слайд№ 9

Вот послушайте четверостишие:

В книге своя глубина,

Кто доберётся до дна.

Тот и получит награду –

Слов драгоценные клады.

Это значит, что, если мы начали читать книгу, мы должны дочитать её до конца и, прочитав её, мы узнаем много нового и интересного.

Подвести итог вместе с детьми.

Публикации по теме:

Конспект НОД Развитие речи, социально — коммуникативное развитие, аппликация «Страна дружбы» Цель: • формирование представлений детей о дружеских взаимоотношениях. Задачи: Образовательные: • формировать представления детей взаимоотношениях.

Алфавит в весёлых рифмах. Обучающая игра для детей старшей и подготовительной группы. .

Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук «Солнышко»Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук «Солнышко» Дидактическое пособие для дошкольников на развитие речи и развитие моторики пальцев рук "Солнышко". Цель: развивать речь и мелкую моторику.

Игра «Алфавит в коробочке» (подготовка к обучение грамоте)Игра «Алфавит в коробочке» (подготовка к обучение грамоте) Слово "Алфавит" происходит от названия первых двух букв греческого алфавита - "альфа" и "беты". Уважаемые коллеги, хочу с вами поделиться.

Игра «Веселый алфавит»Игра «Веселый алфавит» Игра "Веселый алфавит". Вот такую игру я сделала для своих ребят. Буквы и игрушки сшиты из фетра, сзади крепятся небольшие магнитики,.

Конспект ООД по развитию речи «Мой дом» Программное содержание: Образовательные: Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Перспективный план работы Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи Месяц, неделя Тема, литература Программное содержание Материалы, оборудование Методы, приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Познавательное развитие и развитие речи в средней группе на тему: «Моя любимая вещь». Познавательное развитие и развитие речи в средней группе на тему: «Моя любимая вещь». Подготовила и провела воспитатель Ткаченко Л. В.

Конспект занятия «Удивительная страна с красивым названием Алфавит» Образовательные области: «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие». Интеграция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД Развитие речи. «Кто придумал алфавит.»
Опубликовано: 29 октября 2016 в 21:33
+173Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 110.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД