Анастасия Бойчук
Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности «Убранство русской избы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с бытом русского народа.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, люлька, чугунок и т. д.);
- открыть детям доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, потешками;
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности „Убранство русской избы“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- активизировать самостоятельные рассуждения речи детей.
Развивающие:
- развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр;
- развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;
- воспитывать любознательность, интерес к истории своего народа, расширять кругозор детей;
- вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
Словарная работа: Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (печь, самовар, ухват, чугун, кочерга и т. д.).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта; чтение русских народных сказок; разучивание пословиц, поговорок о труде, колыбельной «Летят, сизы гуленьки», отгадывание загадок и небылиц.
Материалы и оборудование: русско-народные костюмы; «Русская изба», предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, чугунок, деревянная посуда; «люлька», кукла; атрибуты для игры «1-2-3 – ты горшочек наш вари»; аудиозапись «Плачь ребенка», «Барыня сударыня».
Ход НОД
I. Вводная часть
Хозяйка (воспитатель) : Здравствуйте ребята! Здравствуйте, гости дорогие! (низкий поклон детям)
Дети: Здравствуй, хозяйка!
Хозяйка: Я вас очень ждала. Прошу в избу, будьте как дома! Проходите, пожалуйста. Гость на порог — хозяину радость.
Воспитатель приглашает детей на скамейку.
Хозяйка: Сядем рядком, да поговорим ладком!
Скажите ребята, а вы знаете куда вы пришли?
Дети: В русскую избу!
II. Основная часть
Хозяйка: А как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Дети: Чтобы можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня, отдохнуть и набраться сил.
Хозяйка: Конечно, люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
Хозяйка: Давным-давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Строили из лиственницы, потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго. Также, строили дома и из сосен. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо и тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Хозяйка: Ребята, а как вы думаете, что было в избе самое главное?
Загадаю вам загадку вы найдите мне отгадку.
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает».
Дети: Печь.
Хозяйка: Правильно это печь. Печь считали сердцем дома! И находилась она в центре дома.
В старину говорили : «Без печи изба - не изба». Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.
Ребята, а еще, для чего нужна была печка?
Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.
Хозяйка: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда : щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины. Еда, приготовленная в такой печи, была очень вкусной, ароматной и полезной.
Хозяйка: В нижней части печки оставалось свободное пространство - подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь). Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Ребята, как вы думаете, для чего служило это место?
Дети: Для отдыха и сна людей.
Хозяйка: Правильно, на печке спали, там было очень тепло. На печи изгоняли хворь (простудные заболевания, сушили одежду (валенки, носки и чулки) и сушили ягоды да грибы.
Хозяйка: Ребята, а посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.
Физминутка.
Дети и Воспитатель имитируют движения
За дровами в лес пойдем
И пилу с собой возьмем,
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно,
Чтоб дрова пролезли в печку,
Разогрели бы мы печку!
Хозяйка: В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!
Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….
Дети: Чугунок.
Воспитатель показывает чугунок.
Хозяйка: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился. А мы будем, в русской печи, готовить вкусные щи и ароматную кашу!
Хороводная игра «1-2-3 – ты горшочек наш вари»
Дети вместе с воспитателем образуют круг – это горшочек, в котором варим кашу. (Движения выполняют по тексту за воспитателем)
1-2-3 – ты горшочек наш вари.
Молоко мы нальем, до кипенья доведем.
1-2-3 – ты горшочек наш вари.
Кашу нужно посолить, да и сахар положить.
1-2-3 – ты горшочек наш вари.
Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.
1-2-3 – ты горшочек наш вари.
Каша преет «пых – пых – пых»
Для друзей и для родных.
Мы все дружно поедим,
И гостей всех угостим.
Каша вышла-то у нас-
Просто КЛАСС!
Аудиозапись «Плачь ребенка»
Хозяйка: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?
Дети: Ребенок.
Хозяйка: Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?
Дети: Покачать, спеть колыбельную.
Дети и воспитатель поют колыбельную
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Ване сон, сон!
Будут Вани ворковать,
Будет Ваня крепко спать.
Хозяйка: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник….
Дети: Самовар.
Воспитатель: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Ребятки, давайте с вами поиграем.
Игра «Что стало – что было» (с мячом)
Хозяйка: - Я называю, что было, а вы - что стало.
Чугунок - Кастрюля
Печь - Плита
Лапти - Туфли
Самовар - Чайник
Сундук - Шкаф
Изба - Дом
Хозяйка: Русский народ очень трудолюбивый. Людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали.
Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Пряли пряжу да приговаривали:
Ты помощница моя, прялочка родная,
Напряди ты пряжи мне, что не видно края.
Хозяйка: Ребятки, а для чего пряжа нужна была?
Дети: Чтобы вязать носки, одежду.
Хозяйка: Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Дети: «Что потрудился, то и поел»,
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,
«Не потрудиться, так и хлеба не добиться».
Хозяйка: Молодцы, ребята. После тяжелой трудовой недели наступала долгожданная, Барыня – Субботинушка (выходной день). Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил!
Хозяйка: Давайте и мы с вами отдохнем и спляшем?
Танец «Барыня – Сударыня»
Хозяйка: Ох, спасибо вам ребятки,
Славно мы повеселились,
Вы и пели, и плясали,
Очень я довольна вами!
III. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Хозяйка: Понравилось вам у меня, ребята?
Что интересного вы увидели у меня в избе?
Что самое главное в избе?
А у кого дома есть печка?
Ответы детей.
Хозяйка: Приглашаю вас попить чаю с крендельками да баранками.
Давайте пригласим гостей к нашему столу.
Дети: Проходите, гости дорогие, к столу, попейте с нами чайку.