Приложение МААМ

Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности «Убранство русской избы» (3 фото)

Анастасия Бойчук
Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности «Убранство русской избы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с бытом русского народа.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, люлька, чугунок и т. д.);

- открыть детям доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, потешками;

Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности „Убранство русской избы“» размещена в разделах

- активизировать самостоятельные рассуждения речи детей.

Развивающие:

- развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр;

- развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

- воспитывать любознательность, интерес к истории своего народа, расширять кругозор детей;

- вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

Словарная работа: Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (печь, самовар, ухват, чугун, кочерга и т. д.).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта; чтение русских народных сказок; разучивание пословиц, поговорок о труде, колыбельной «Летят, сизы гуленьки», отгадывание загадок и небылиц.

Материалы и оборудование: русско-народные костюмы; «Русская изба», предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, чугунок, деревянная посуда; «люлька», кукла; атрибуты для игры «1-2-3 – ты горшочек наш вари»; аудиозапись «Плачь ребенка», «Барыня сударыня».

Ход НОД

I. Вводная часть

Хозяйка (воспитатель) : Здравствуйте ребята! Здравствуйте, гости дорогие! (низкий поклон детям)

Дети: Здравствуй, хозяйка!

Хозяйка: Я вас очень ждала. Прошу в избу, будьте как дома! Проходите, пожалуйста. Гость на порог — хозяину радость.

Воспитатель приглашает детей на скамейку.

Хозяйка: Сядем рядком, да поговорим ладком!

Скажите ребята, а вы знаете куда вы пришли?

Дети: В русскую избу!

II. Основная часть

Хозяйка: А как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Дети: Чтобы можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня, отдохнуть и набраться сил.

Хозяйка: Конечно, люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

Хозяйка: Давным-давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Строили из лиственницы, потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго. Также, строили дома и из сосен. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо и тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Хозяйка: Ребята, а как вы думаете, что было в избе самое главное?

Загадаю вам загадку вы найдите мне отгадку.

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает».

Дети: Печь.

Хозяйка: Правильно это печь. Печь считали сердцем дома! И находилась она в центре дома.

В старину говорили : «Без печи изба - не изба». Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.

Ребята, а еще, для чего нужна была печка?

Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.

Хозяйка: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда : щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины. Еда, приготовленная в такой печи, была очень вкусной, ароматной и полезной.

Хозяйка: В нижней части печки оставалось свободное пространство - подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь). Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Ребята, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети: Для отдыха и сна людей.

Хозяйка: Правильно, на печке спали, там было очень тепло. На печи изгоняли хворь (простудные заболевания, сушили одежду (валенки, носки и чулки) и сушили ягоды да грибы.

Хозяйка: Ребята, а посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.

Физминутка.

Дети и Воспитатель имитируют движения

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку,

Разогрели бы мы печку!

Хозяйка: В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!

Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок.

Воспитатель показывает чугунок.

Хозяйка: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился. А мы будем, в русской печи, готовить вкусные щи и ароматную кашу!

Хороводная игра «1-2-3 – ты горшочек наш вари»

Дети вместе с воспитателем образуют круг – это горшочек, в котором варим кашу. (Движения выполняют по тексту за воспитателем)

1-2-3 – ты горшочек наш вари.

Молоко мы нальем, до кипенья доведем.

1-2-3 – ты горшочек наш вари.

Кашу нужно посолить, да и сахар положить.

1-2-3 – ты горшочек наш вари.

Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.

1-2-3 – ты горшочек наш вари.

Каша преет «пых – пых – пых»

Для друзей и для родных.

Мы все дружно поедим,

И гостей всех угостим.

Каша вышла-то у нас-

Просто КЛАСС!

Аудиозапись «Плачь ребенка»

Хозяйка: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?

Дети: Ребенок.

Хозяйка: Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Дети: Покачать, спеть колыбельную.

Дети и воспитатель поют колыбельную

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Будут Вани ворковать,

Будет Ваня крепко спать.

Хозяйка: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник….

Дети: Самовар.

Воспитатель: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Ребятки, давайте с вами поиграем.

Игра «Что стало – что было» (с мячом)

Хозяйка: - Я называю, что было, а вы - что стало.

Чугунок - Кастрюля

Печь - Плита

Лапти - Туфли

Самовар - Чайник

Сундук - Шкаф

Изба - Дом

Хозяйка: Русский народ очень трудолюбивый. Людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали.

Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Пряли пряжу да приговаривали:

Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

Хозяйка: Ребятки, а для чего пряжа нужна была?

Дети: Чтобы вязать носки, одежду.

Хозяйка: Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Дети: «Что потрудился, то и поел»,

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,

«Не потрудиться, так и хлеба не добиться».

Хозяйка: Молодцы, ребята. После тяжелой трудовой недели наступала долгожданная, Барыня – Субботинушка (выходной день). Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил!

Хозяйка: Давайте и мы с вами отдохнем и спляшем?

Танец «Барыня – Сударыня»

Хозяйка: Ох, спасибо вам ребятки,

Славно мы повеселились,

Вы и пели, и плясали,

Очень я довольна вами!

III. Заключительная часть (рефлексивный этап)

Хозяйка: Понравилось вам у меня, ребята?

Что интересного вы увидели у меня в избе?

Что самое главное в избе?

А у кого дома есть печка?

Ответы детей.

Хозяйка: Приглашаю вас попить чаю с крендельками да баранками.

Давайте пригласим гостей к нашему столу.

Дети: Проходите, гости дорогие, к столу, попейте с нами чайку.

Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности «Убранство русской избы»
Фото «Убранство русской избы»
Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности - фото
Публикации по теме:

Конспект итоговой ОД кружка по математике «В гости к гномам» для детей старшей группы компенсирующей направленностиКонспект итоговой ОД кружка по математике «В гости к гномам» для детей старшей группы компенсирующей направленности Задачи: Обучающие: - Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. - Закреплять умение составлять контуры предметов из счётных палочек.

Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу»Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу» Тема: "Прогулка в сказочном зимнем лесу" Группа: Подготовительная, компенсирующей направленности (ОНР) Оборудование для педагога: Доска.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности «Звук [ч]» Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности. Звук [Ч] Цели: Коррекционно-образовательные: закрепить.

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР «Дикие животные»Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР «Дикие животные» Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР «Дикие животные»Задачи: коррекционно-образовательные: - обобщить и.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Водный и воздушный транспорт» Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматических категорий Тема: «Водный.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Знакомство с язычком и его домиком»Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Знакомство с язычком и его домиком» Тема занятия: «Знакомство с язычком и его домиком» Группа компенсирующей направленности детей 5-6 лет Цель: Сформировать у детей представление.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Осень»Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Осень» Занятие №6 Тема: "Осень" Источник: 1. Шарохина В. Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе» 2. Сиротюк А. Л. «Упражнения для.

НОД в старшей группе «Мир русской избы»НОД в старшей группе «Мир русской избы» МИР РУССКОЙ ИЗБЫСлава нашей стороне, слава нашей старине. И про эту старину я рассказывать начну, Чтобы люди знать могли о делах родной.

Проект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленностиПроект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленности 1. Проект «Познакомьтесь - это Я!» старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К сожалению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности «Убранство русской избы»
Опубликовано: 29 сентября 2023 в 13:28
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности «Убранство русской избы»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Бойчук (УИ 954410) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД