Матвеева Юлия Ивановна
Занятие интегрированное по развитию речи в старшей группе на тему: «Мир предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по развитию речи «Путешествие в мир предметов» в старшей группе
Матвеева Ю. И.
МАДОУ №100 г. Тюмени
Образовательные задачи:
1. Закреплять умения детей группировать предметы по признаку : металлические- изготовлены из металла, деревянные- из дерева, пластмассовые –из пластмассы
Публикация «Занятие интегрированное по развитию речи в старшей группе на тему: „Мир предметов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
2. Углубить знания детей об истории бытовых приборов: пылесос, утюг.
3. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.
4. Учить в ходе экспериментирования выявлять свойства и качества металла; составлять алгоритм описания материала.
Развивающие задачи :
1. Развивать умение свободного общения между взрослыми и детьми.
2. Развивать познавательную активность, интерес к предметам окружающего мира.
3. Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между свойствами и качествами материала и способом использования.
Воспитательные задачи: Воспитывать познавательный интерес и наблюдательность, бережное отношение к предметам окружающего мира.
Предварительная работа :
• Чтение художественных произведений.
• Загадывание загадок о предметах.
• Д\игры «Что сначала, что потом», «Почемучка 4», «Узнай материал», «Из чего сделаны предметы?», «Чудесный мешочек» и др.
• Рассматривание энциклопедий, иллюстрированного материала, познавательного альбома «Мир предметов» : утюг» (история утюга, «История пылесоса», «История плиты».
• Классификация предметов.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Большой конверт - с изображением «Фиксики», красочный с картинками с адресом д\с; предметные картинки : тарелка, ложка, кружка; топорик, молоток, отвёртка; матрёшка, домик, кубик;
Музыка на диске «Фиксики»;
Предметы бытовой техники (игрушки) : пылесос, утюг, чайник, кофемолка, тостер, холодильник, стиральная машина и др.
Истории эволюции утюга и пылесоса (в картинках).
Для детей: на каждого набор предметов из металла (скрепки, пластины); салфетка; емкость с водой; магнит; альбомный лист, разделённый на 4 части; чёрный фломастер;
Воспитателю: готовый алгоритм, предметы из металла.
Ход:
Дети стоят в кругу и произносят слова:
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель сообщает детям, что на адрес нашей группы прислали конверт. Крутит его, восхищается какой он большой, красочный, даёт рассмотреть детям.
- Как вы думаете, что в конверте? (предположения детей : сюрприз, письмо)
- Кто нам может написать письмо? ( выслушивает ответы: Незнайка, Фиксики)
- Вы хотите узнать от кого письмо? (да). Давайте прочитаем!
Открывает конверт, читает письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы узнали, что вы интересуетесь разными предметами! Мы знаем предметы и будем рады, если вы поделитесь своими находками. Предлагаем вам задания из мира вещей. Желаем успеха. Ваши друзья Фиксики!»
Воспитатель:
-Ребята, первое задание: Игровое упражнение на группировку предметов «Собери группы предметов по признаку».
Воспитатель предлагает детям взять со стола по одной картинке, на которой изображены разные предметы и разместить их по группам.
Металлические- ложка, тарелка,кружка.
Деревянные- матрёшка, кубик, домик.
Пластмассовые- молоток. отвёртка, топорик.
- Подходите, располагайтесь! Будьте внимательны!
По окончании воспитатель предлагает детям проверить правильно ли всё дети разложили, если есть ошибки, то исправить, рассказать:
- Какие предметы вы положили в один ряд? Почему? Как назвать одним словом? Для чего нужны эти предметы? (ответы детей).
Воспитатель хвалит детей за внимательность.
Воспитатель:
- Лера, какой предмет ты положила в? Для чего он нужен? Почему ты его разместила рядом с. ?
- Молодец, Лера, ты сейчас постаралась и всё сделала правильно!
Игра-разминка «Узнай и подойди»
(называю и показываю картинки предметов из металла, затем из дерева- дети узнают из чего сделан предмет и подбегают)
Воспитатель: Ребята, в конверте лежит рукавичка.
• Как вы думаете, в чём заключается волшебство рукавички? Что за чудеса она может делать? (Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель. Может это рукавичка Деда Мороза, и она может нам наколдовать подарки? Давайте скажем волшебное заклинание: «1, 2, 3 чудеса нам покажи и подарки подари!»
Не получилось. Может рукавичка может морозить? (Проверяют) Опять не получилось.
Смотрите, - как так получилось: рукавичка на мольберте оказалась. (незаметно прикрепляю на мольберт)
• А вы, ребята, разгадали, что это за волшебство?
(заглядываем в рукавичку-там магнитик)
• Как с точки зрения науки объяснить это волшебство? (Ответы детей).
• Скажите, что такое магнит? (Предмет, притягивающий изделия из металла).
Воспитатель. Фиксики предлагают вам провести испытание магнита и доказать свои догадки.
Дети проходят за столы.
Воспитатель напоминает о технике безопасности.
Ребята, будьте осторожны в обращении с металлическими предметами : об острые края можно порезаться!
Воспитатель. Возьмите в руки магнит.
• Посмотрите, какого он цвета, формы? (Дети называют.)
• Твёрдый или мягкий? (Твердый.)
• С запахом или без? (Не имеет запаха.)
• Можно ли его отломать? (Ответы детей.)
Опыт 1. «Всё ли притягивает магнит?»
Материал: предметы из дерева,, пластмасса, бумага, ткань, скрепка.
Задание. Поочерёдно подносим магнит к каждому из предметов. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются - в левую.
Результат: некоторые металлические предметы притягивает, а дерево, пластмассу, бумагу и ткань — нет.
Вывод: магнит — это кусок железа, обладающий способностью притягивать предметы из металла.
- Молодцы, справились!
Воспитатель. Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предположения (обнаруживаем магнит, железную пластину в конверте).
- Ребята, Фиксикам пришла просьба о помощи от Ивана Царевича: «Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Елену Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч-кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!»
-давайте поможем!
(Дети высказывают свои предположения).
• Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый).
• Какими способами можно достать меч-кладенец из колодца? (Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита).
• Как с помощью магнита достать до дна глубокого колодца? (Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец).
Воспитатель. Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде.
Опыт 2. «Действие магнита через воду»
Материал: стакан с водой, манит на веревке и скрепка.
- Представьте, что стакан с водой — это глубокий колодец. А скрепка – это меч-кладенец.
Эксперимент: достать с помощью магнита металлический предмет.
Результат: магнит опускаем, достаем скрепку.
Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.
Воспитатель. Пошлем Ивану Царевичу посылку с магнитом.
А эта просьба о помощи от Буратино: «Ребята, помогите, пожалуйста, Кот Базилио и Лиса Алиса забрали у меня Золотой ключик, и сказали, что отдадут его мне, если я сумею достать Золотой ключик из банки, не намочив рук»
• Подскажите, как помочь Буратино? (Банку опрокинуть, удлинить магнит и магнитом достать).
• А еще как? (Ответы детей)
Опыт 3. «Действие магнита через воду и стекло»
Материал: банка с водой, манит и скрепка.
- Представьте, что скрепка – это золотой ключик.
Эксперимент: надо достать ключик, который лежит в стеклянной банке.
Условие: руки в банку не опускать, ключик руками не трогать.
Результат: надо магнит, приложить к внешней стороне банки, ключик притянется к магниту и, не отрывая магнит от стенки банки вести его вверх к горлышку банки, ключик двигается за магнитом, а у самого горлышка ключик примагничивается к магниту и так ключик достали.
Вывод: сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
- Буратино помогли. Пошлем и Буратино посылку с магнитом.
- Зарисуйте всё, что вы узнали о магните? (дети зарисовывают алгоритм свойств и качеств магнита с помощью условных обозначений).
Воспитатель предлагает зарисовать и рассказать. Формулирование вывода (словесный отчёт) воспитателем с помощью готового алгоритма. Воспитатель предлагает положить детские алгоритмы-схемы в конверт.
А теперь немного отдохнем и поиграем. Дети выходят из-за столов и перестраиваются в круг.
Звучит песенка фиксиков из мультфильма.
Игра – разминка под музыку
Воспитатель: о чём рассказывают фиксики в песне? (Телевизор. пылесос)
-Как называются эти предметы?
Дети называют (бытовые приборы) !
- Какую чудо - технику вы знаете? (дети перечисляют : стиральная машина, пылесос, утюг, тостер и др.) Посмотрите, что общего между этими предметами? ( ответ детей: эти предметы облегчают домашний труд, их нужно включать в электросеть, это электроприборы).
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что бытовые приборы не всегда так выглядели? Хотите узнать, как человек прибирал своё жилище и разлаживал бельё в древние времена? ( ответ детей: да)
Воспитатель предлагает взять со стола по одной картинке, рассмотреть её, вспомнить историю этого предмета, объединиться с теми ребятами, у кого такая же история, встать по порядку от самого древнего до самого современного. Воспитатель предлагает застенчивому ребёнку с помощью считалки выбирать группу детей, которые рассказывают историю своего предмета.
Воспитатель: давайте включим наш «телевизор» (сделан из картона) и послушаем рассказы,а фиксики посмотрят эту программу.
Выступления детей.
Пылесос. Пучок веток - веник (метла) - щётка - хлопушка - первый валиковый пылесос беспроводной - современный пылесос, который чистит не только ковры, но и воздух.
Утюг. Камень - наматывали на скалку и проводили «рубелем» (ребристой доской) - первый утюг нагревали на печи - «Жаровня с углями» (в утюг засыпали угольки из печи) - современный утюг с регуляторами температуры, обдаёт паром и опрыскиватает.
Хвалит детей.
- Молодцы все ребята, верно показали и рассказали истории предметов, ничего не упустили!
- Понравилась вам история пылесоса (утюга? Как вы думаете, предметы со временем менялись или оставались прежними? ( ответ детей: человек стремился улучшить их, сделать более удобными и красивыми).
Воспитатель с согласия детей решают истории положить в конверт.
Воспитатель напоминает детям о конверте, в который они сложили все интересные новости о предметах, которые сегодня узнали.
Воспитатель:
- Ребята, как быть с этим конвертом? Что вы предлагаете? ( ответ детей: отправить Фиксикам)
Воспитатель поддерживает идею детей, одобряет, соглашается написать обратный адрес Фиксикам.
Воспитатель:
- Понравились вам задания от фиксиков? Что бы вы хотели узнать в следующий раз? (высказывания детей). Хвалит их за интересные идеи.
Воспитатель подзывает детей к мольберту.
- Если вы считаете, что у вас всё получилось, вам было легко и интересно, то наклейте в небо транспорт, что летает.
- Если считаете, что вы ошибались и что-то не получалось, то наклейте транспорт, который ездит по дороге.
- Если у вас ничего не получилось, было трудно и неинтересно, то наклейте водный транспорт.
Дети берут соответствующий транспорт и оценивают себя. Объясняют своё решение. Воспитатель предлагает детям пойти подписать конверт, а детям сделать рисунки своими руками