МААМ-картинки

Занятие «По страницам семейных архивов»

Кузовкова Дарья
Занятие «По страницам семейных архивов»

«По страницам семейных архивов»

(совместно с родителями)

Цель: приобщить дошкольников к пониманию неразрывности исторической судьбы своей семьи, родного края и нашей Родины.

Задачи:

- формировать представления детей об истории Великой Отечественной войны Советского Союза;

- продолжить формирование представлений о героическом прошлом своей семьи, о подвигах предков;

- воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла, участникам Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ – победитель;

- развивать мыслительные способности;

Публикация «Занятие „По страницам семейных архивов“» размещена в разделах

- повышать мотивацию детей к пониманию духовно-нравственных и патриотических аспектов в жизни человека.

Оборудование: экспозиция в уголке патриотического воспитания «Ветераны Великой Отечественной войны» (биографические сведения и военный путь членов семей).

Методы и приемы: словесный (совместный рассказ родителей и детей, наглядный (экспозиции уголка, экскурсия по страницам семейных архивов (сообщения детей).

Место проведения: уголок патриотического воспитания «Моя Родина» в подготовительной к школе группе.

Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход НОД:

Звучит мелодия «Поклонимся великим тем годам»

Воспитатель: - Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война – история. Это история наших дедов и прадедов. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

- Нет в России ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Для многих, это величайший подвиг народа за всю мировую историю, и в то же время, это такая трагедия, которая ни в коем случае не должна повториться.

- Как это спать на ходу? Как это можно так устать, чтобы заснуть, примерзнуть к стеклу окна и не почувствовать холода. Как это можно привыкнуть к грохоту и вою снарядов? И годами не иметь крыши над головой? И хоронить после каждого боя друзей? И самое главное – знать, что сейчас ты поделишься с другом мирными воспоминаниями, а через несколько минут друга не будет в живых? Так было на фронте все 1418 дней войны!

- История семьи – это особая страница в жизни нашего общества. В ней хранятся лучшие моменты истории государства, именно семья – хранительница традиций и памяти поколений. Поэтому каждому человеку необходимо знать историю своей семьи.

Ребенок 1:

Семья … Для человека нет роднее слова,

Она важна для каждого всегда.

И вся страна одной семьёю стала,

Когда пришла к нам страшная беда!

Ребенок 2:

- А ведь страна большая тем и крепнет,

Что семья едина на века.

Наши предки, прадеды и деды,

Доказали это всей Земле,

Вырвав ту Великую победу,

В сорок пятом победив в войне!

Воспитатель: - Ребята, в нашем уголке «Моя Родина» собраны материалы о наших земляках, которые принимали непосредственное участие на боевом и трудовом фронтах Великой Отечественной войны. Многие из них прошагали пол-Европы, некоторые – дошли до Берлина. У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые пожелтевшие фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки: молодые и не очень, улыбающиеся и строгие, грустные и серьезные. Это поколение, прожившее трудную, яркую, героическую жизнь.

И сегодня мы еще раз вспомним их имена, имена тех, кто подарил нам жизнь…

Рассказ семьи Конченко Александры

Ребенок: - Мою семью затронула война,

Как многие другие сотни судеб

И как коварно началась она,

Мы долго вспоминать об этом будем…

Родители: - Наш дедушка Дементьев Иван Егорович 1919 года рождения. На войну он ушел 9 октября 1941 года. Дедушка был старшим телефонистом. Связь на войне – это самое главное. Связистам приходилось на себе тянуть целые рулоны проводов, разматывать их, налаживать связь. Они попадали под бомбёжки, вблизи них разрывались снаряды. Дедушка не любил рассказывать о войне. Но один случай поведал.

Ребенок: - Как-то раз, дедушке и его напарнику приказали наладить связь. Началась бомбёжка. Они спрятались под деревом. А друг и говорит: «Давай перебежим вон, в тот окоп». Только они переползли, как один снаряд попал в дерево, под которым они лежали. Их присыпало землей. Дедушка говорил, что, если бы они остались под этим деревом, то их бы уже не было в живых. Бомбёжка прекратилась, они вылезли из окопа, и пошли дальше устанавливать связь.

Родители: - За всё время он не получил ни одного ранения. Награждён двумя медалями – «За отвагу» и одной медалью – «За победу над Германией». Вернулся дедушка домой 2 июня 1946 года. К сожалению, его уже нет с нами. Но я всегда буду гордиться своим дедушкой! Вот этот костюм в нашей семье мы храним как реликвию. Его дедушка всегда одевал на праздники. Это память о нашем близком и любимом человеке.

Воспитатель: - Все дальше во времени уходит от нас война 1941 – 1945 гг. И все меньше остается участников и очевидцев тех страшных событий. Нет ни одной семьи в России, из которой бы никто не ушел на фронт. Нет ни одной семьи, которая не пострадала в эти страшные годы. И в каждой из наших семей много молодых ребят и девушек ушли защищать свою родину, многие не вернулись назад. Но обо всех мы помним.

Рассказ семьи Горбуновой Дарьи

Ребенок: - Мой дед!

Тобою я горжусь!

Военных лет мы не забудем!

И я России пригожусь!

Вас, ветераны, помнить будем!

Родители: - Наш прадедушка Подаваленко Федор Михайлович прожил 88 лет. Как и многие фронтовики, он мало рассказывал о своем военном прошлом. Прадедушка служил шофёром во второй батарее 92 Гвардейского отдельного истребительного противотанкового полка. В Великой Отечественной войне он участвовал с первых дней. Всю войну прошел без ранений. У прадедушки много было медалей, но мы хотим рассказать, как он получил свою медаль «За отвагу».

Ребенок: - Это было в бывшей республике Советского Союза – Латвии, в районе местечка Мазенеки. Прадедушка подвозил боеприпасы к орудиям. И тут противник начал атаку и мой прадед, спрятав машину в укрытии, вместе с расчетом стал отражать атаку врагов. В этом бою он убил двух автоматчиков и одного снайпера, который стрелял по нашим бойцам с дерева. За проявленное мужество и героизм мой прадед был награжден медалью «За отвагу».

Родители: - Мы гордимся своим прадедом, гордимся, что он отстаивал честь Родины, что он боролся за наше будущее. Мы должны быть благодарны солдатам, павшим на поле боя в то кровавое время. Мы, поколение 20 и 21 века должны чтить и помнить эти события, помнить войну. Ведь «…Новая война начнется тогда, когда люди забудут минувшую войну».

Воспитатель: - Война разлучила семьи на долгие 4 года. Когда писать на фронте и на чём? Но, всё же, письма писали. Это были простые треугольники, где бойцы между боями, сидя в окопах или в землянках при свечке писали о том, как они воюют. Но самое главное: «Жив, не ранен, бью немцев!». Как эти треугольники ждали на родине бойца! И какое было горе, если письма переставали приходить. Но всё-таки у женщин оставалась надежда. Если не было писем, никогда не думали о самом плохом. Многие не верили, даже тогда, когда получали похоронки.

(Дети рассматривают письма с фронта из семейных архивов)

Рассказ семьи Королёва Ярослава

Ребенок: - Я хочу рассказать вам о прабабушке и прадедушке. Стуканёв Петр Иванович был призван в ряды Красной Армии в марте 1942 года. Дома у него остались жена Ольга Кузьминична и двое маленьких детей Нина и Катя.

Родители: - Войну он начал на Волховском фронте 11 марта, а 15 мая был тяжело ранен. Причем его посчитали сначала убитым и, только кто-то из похоронной команды заметил, что он жив. До 1 октября дедушка лечился в госпитале. А домой пришла похоронка. Но он выжил и в октябре 1942 года был опять на фронте. Осенью 1943 года под Харьковом шли страшные бои. 3 сентября в одном из боёв дедушка был опять тяжело ранен, его присыпало землёй. Наши отступили. И домой ушла вторая похоронка.

Ребенок: - Но дедушка наш выжил, только теперь его нашла похоронная команда немцев, его взяли в плен. Держали их в Норвегии, на островах. 9 мая 1945 года их освободили наши солдаты. Пока дедушка был в плену, бабушка получила третью похоронку. Конечно, она его ждала. Получив три похоронки, она не могла поверить, что он погиб.

Родители: - А дедушка демобилизовался 24 октября 1945 года. После войны у них родились еще две дочери: Аня и Люба – моя бабушка.

Рассказ семьи Ковалевской Полины

Ребенок: - Мой прадедушка Голубцов Пантелей Петрович прожил 96 лет. Война началась для него под Ленинградом. В одном из боёв их рота была окружена, и они попали в плен. Но прадедушка не собирался сдаваться: он пытался бежать – не получилось. Немцы его избили и заставили рыть окопы. Ночью его с другими пленными кинули в сарай с соломенной крышей. В этот раз ему удалось сбежать.

Родители: - Он попросился в дом переночевать. Его пустили, хотя для хозяев этого дома было очень опасно, ведь фашисты могли это обнаружить и всех расстрелять. Крестьяне его накормили, уложили спать, а утром дали фуфайку, косу и сказали: «Сейчас наши мужики пойдут на работу, и ты с ними пристройся». Он так и сделал.

Ребенок: - Таким образом, он добрался до своей части и его снова отправили на фронт. Под Борисово-Глебском прадедушка был тяжело ранен. Его привезли в госпиталь, санитарам показалось, что он был без дыхания. Но кто-то случайно наклонился и к прадедушке, услышал его дыхание. Его быстро перевели в операционную. И через два месяца прадедушка уже опять воевал.

Родители: - Были тяжелые бои, наши опять отступали. И вот в один из таких боёв его рота попала в окружение. Их взяли в плен. На этот раз сбежать не удалось, их угнали в Германию. В концлагере фашисты издевались над пленными: били, морили голодом, было очень холодно.

Ребенок: - Однажды их гнали через свекловичное поле. И солдаты, что бы хоть как-то заглушить чувство голода, стали подбирать свеклу. Но немцы, увидев это, стали по ним стрелять.

Родители: - В плену прадедушка был до мая 1945 года, пока их не освободили американцы. После фильтрации он попал в шахты в Абхазию, где добывал полезные ископаемые. Домой прадед вернулся в 1947 году. Долгое время работал в колхозе. Умер в 2006 году.

Воспитатель: - Так уж случилось, что память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины. Но огромная тяжесть также легла на плечи матерей, жен, сестер. Женщинам грозных 40-х также довелось спасать мир. Они защищали Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли.

Рассказ семьи Семенова Олега

Родители: - Когда прадедушка ушел на фронт, в хуторе Долгаловка у него осталась семья: жена Марфа Фёдоровна и двое маленьких детей, четырех и двух лет. Время было тяжелое, голодали. Все женщины села тяжело работали в поле: сеяли, пахали, убирали урожай, производили снегозадержание. А дети оставались в доме одни.

Ребенок: - Однажды прабабушка на собственной корове поехала сеять в поле рожь. Вдруг из-под облаков показались два самолё та: наш и фашистский. Между ними разгорелся бой, как раз над их домом. Прабабушка, увидев это, бросилась домой к детям. А они, прижавшись, друг к другу кричали: «Мама, нам страшно.

Родители: - 22 мая 1945 года прабабушка Голубцова Марфа Фёдоровна была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Воспитатель: - Вспомним благодарно и свято всех, чьё детство и юность опалены самой страшной в истории человечества войной. Чьё детство, выпавшее на 1941 – 1945 годы, не состоялось. Кто, прибавляя себе годы, обивал пороги военкоматов, рвался в действующую армию или в партизанские леса…Дети военной поры ещё могут рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября сорок первого года, и не надо было идти в школу. Как в десять – двенадцать лет, только встав на ящиках, дотягивались до станков и работали по двенадцать часов в сутки. Как вместе с взрослыми сеяли хлеб, пахали на волах, убирали урожай. Как получали от погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, забыв за четыре года, что такое белый хлеб.

Рассказ семьи Капустиной Татьяны

Ребенок: - Дети войны, вы детства не знали.

Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.

В страхе вы жили. Не все выживали.

Горечь-полынь и сейчас на губах…

Родители: - Наш прадедушка Игнатенко Николай Епифанович родился 17 мая 1925 года. В 16 лет прадед пошел воевать. Был командиром взвода. За время войны был трижды ранен, но всегда после госпиталя возвращался в строй.

Ребенок: - Я расскажу вам один случай, который произошёл с нашим прадедом. Это было зимой. После тяжёлого боя, их рота расположились в деревне. Ночью немцы решили вернуть себе деревню и окружили их. Всех солдат взяли в плен. Фашисты раздели и разули бойцов и погнали босиком по снегу. А женщины этого села снимали с себя платки и кидали их нашим солдатам, что бы они укутали себе хотя бы ноги.

Родители: - Правда, гнали не долго, подразделения прадедушкиной части освободили их из плена. Прадед закончил войну в Берлине. Он был награжден орденом «Красной Звезды», орденом «Ленина», медалью «За отвагу». 31 августа 1986 год наш прадед Игнатенко Николай Епифанович умер.

Воспитатель: - Известно, что война практически не обошла ни одну семью: уходили на фронт отцы, деды, братья… Оставались работать в тылу матери и сестры… Зверствовали немцы в захваченных городах и селах…Угоняли в фашистскую неволю молодых девчонок и парней…. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тыс. концлагерей, тюрем, гетто, в которых содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира, 12 млн. не дожили до освобождения, среди них – около 2 миллионов детей.

Рассказ семьи Шевкуновой Виктории

Родители: - Наша прабабушка Иванова Ульяна Лаврентьевна в 1942 году вместе со своим мужем Варенковым Игнатом Ивановичем была насильственно вывезена оккупантами из города Сталино, что на Донбассе, на принудительные работы в Германию. Бабушке был 21 год, и она была беременна.

Ребенок: - Сначала их поместили в концлагерь, женщин и мужчин отдельно. Вместе с некоторыми женщинами были их дети. Женщин уводили на работы, а детей по несколько брали и куда-то уводили. Приводили назад их очень слабыми. Многие умирали. Сначала никто не знал, что делали в этом лагере с детьми, видимых повреждений на них не было. И только позже все поняли: у детей забирали кровь.

Родители: - Наш дедушка появился на свет 29 мая 1943 года. Что бы его ни постигла судьба всех детей, бабушка его прятала. Вместе с другими женщинами вырыли ямку под нарами и там его укрывали.

Ребенок: - Если кому-то удавалась добыть хлеб, несли ему, Толику. Делали соску из хлеба, чтобы он не кричал. Всё это рассказала чужая женщина, с которой прабабушка была в лагере. В нашей семье никогда об этом не говорили. Бабушке было тяжело всё это вспоминать.

Родители: - В 1943 году у немцев для работы в поле не хватало крестьян, всех забирали на фронт. Поэтому помещикам было разрешено брать в работники пленных из числа мирных жителей. Так и наша прабабушка попала к хозяину на сельхозработы. Деда она вынесла из лагеря в котомке. Хозяин был неплохой, потом он помог освободить из лагеря и моего прадеда.

Ребенок: - 26 января 1945 года пленных освободили наши солдаты. Дали лошадь, какие-то вещи и отправили домой. На границе они попали в фильтрационный лагерь. Прадедушку отправили на фронт, а прабабушку с дедом – домой. Через некоторое время прадедушка погиб.

Воспитатель: - О войне написано много художественных произведений, много снято фильмов. Но проходят годы, уходит святость тех лет. Но, если при подготовке нашего Урока Памяти вы прочувствовали связь поколений, если эта работа сплотила ваши семьи, то наша цель достигнута. И я уверена, что вы будете всегда помнить и чтить подвиг советских людей и с уважением относиться к событиям войны, ведь теперь вы точно знаете, что среди них есть и ваши родные.

Ребенок 1: - Мы – четвертое поколение, живущее после тех, кто воевал в годы ВОВ. Хорошо, что эта страшная война так далека от нас, и мы должны всегда помнить тех, кто отдал свои жизни, чтобы подарить нам мирное небо.

Ребенок 2: - Минутой молчанья

Память героев почтим.

И их голоса когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали.

Среди нас нет тех,

Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Вспомним через века, через года,

О тех, кто уже не придёт никогда.

Вспомним! (Минута молчания)

Ребенок 3: - Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Ребенок 3: - Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки. (Е. Н. Плещеев)

Публикации по теме:

«По страницам памяти»«По страницам памяти» Хочу рассказать вам о своём дедушке. Родном отце моей мамы. Мой дед - Табурянский Иван Давыдович. Родился 31 августа 1922года. Уроженец.

Конспект НОД «По страницам сказок»Конспект НОД «По страницам сказок» Программные задачи: 1. Познакомить детей с темой сказки в изобразительном искусстве. 2. Обогащать опыт «насмотренности» разных по содержанию.

По страницам Красной книги Краснодарского края. РастенияПо страницам Красной книги Краснодарского края. Растения По страницам Красной книги Краснодарского края - растения. В Краснодарском крае есть своя «Красная книга». В этой книге проанализировано.

По страницам «Жалобной книги природы». Жалоба муравьишки С большим любопытством дети относятся к насекомых. Одни ребята наблюдают за ними издали, а другие просто не дают им покоя. Особенно достается.

По страницам «Жалобной книги природы». Жалоба от пчелкиПо страницам «Жалобной книги природы». Жалоба от пчелки Наблюдая за поведением детей на прогулке, мы заметили, что они "неравнодушно" относятся к цветам. Не задумываясь срывают их, а немного.

Проект «По страницам сказок К. И. Чуковского» в старшей группеПроект «По страницам сказок К. И. Чуковского» в старшей группе Актуальность Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Сценарий развлечения в подготовительной группе «По страницам любимых сказок» Цели: — продолжать развивать у детей любовь к детской литературе, — вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;.

Видеоотчет об открытом занятии «По страницам сказок К. Чуковского» Это контрольно- итоговое занятие в старшей группе «По страницам сказок К. Чуковского» мы, с детьми и педагогами дополнительного образования.

Викторина «По страницам любимых сказок»Викторина «По страницам любимых сказок» Представляю книгу - самоделку, которую смастерили наши родители в рамках "Книжкиной недели" для своих деток. Каждой семье было поручено.

Экологический КВН «По страницам прочитанных книг» часть1Экологический КВН «По страницам прочитанных книг» часть1 Экологический КВН «По страницам прочитанных книг» ЦЕЛЬ: Формировать у детей интерес к чтению произведений художественной литературы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «По страницам семейных архивов»
Опубликовано: 18 октября 2022 в 16:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД