Людмила Толстенко
Открытое занятие в старшей группе «Ознакомление со свойствами льда, воды и пара»
▼ Скачать + Заказать документы
"Ознакомление детей со свойствами льда, воды и пара"
Цель: Уточнить знания детей о свойствах твёрдых, жидких и газообразных тел, представление о трёх состояниях воды и причинах перехода одно в другое.
Оборудование: Тарелочки со льдом, баночки с водой, салфетки, трубочки для пускания мыльных пузырей, стекло. Чайник с горячей водой, большая баночка, шампунь, гном- "Капелька"- игрушка.
Методические приё мы: Опыты воспитателя, детей, методика "маленьких человечков", психокинетическая разминка.
Публикация «Открытое занятие в старшей группе „Ознакомление со свойствами льда, воды и пара“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Предварительная работа: Беседы о свойствах воды, знакомство с дидактической игрой- кубиками "маленькие человечки"- обозначающие лёд, воду и пар.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Ребята, к нам на занятие пришёл гном- Капелька, он зовёт нас в путешествие. Попробуйте отгадать, в страну какого вещества мы отправляемся.
Из крана она бежит, струится,
А на солнце- серебрится. (вода)
-Я прочитаю волшебное заклинание, полью на вас из волшебной лейки, и вы превратитесь в капельки. Закройте глазки и представьте, какая вы капелька.
Ну-ка, лейка, лей, лей!
Для ребяток не жалей!
В капельки пусть превратятся,
От души повеселятся!
-Расскажите мне о себе: какой вы формы, цвета, какой у вас характер, вы- капелька дождя или росы, а может быть, тумана или дождевого облака, а может, остались на банке, которую ваша мама стерилизовала для компота? Рассаживайтесь, капельки, кто куда: на землю, на травку, на листочки, лепестки цветка. Дождь кончился, а капельки лежат и не высыхают, ведь уже наступила ночь, солнышка нет. Капельки так устали, что закрыли глазки и заснули. Спят капельки, и снится им весёлый ручеёк, бурлящая река, большое тёплое море и огромный океан. Все они там собрались, им весело вместе. Но вот появился первый лучик солнца. Капельки открыли глазки и проснулись. Утром холодно: "Брр-р" Капельки потянулись, зевнули, замёрзли и задрожали от холода. Подул ветер, и капельки стали спрыгивать с листочка на листочек, с листочка на веточку, с цветка на травку. А те, кто сидел на самых верхних листочках дерева, прыгнули вниз, испугались. Ветер подхватил их, закружил, отнёс то в одну сторону, то в другую. Но вот наконец-то земля! Выглянуло долгожданное солнышко. Капельки протянули к нему свои ручки, погрелись. Подставили один бочок, потом второй, потом личико. Солнце греет всё сильнее, совсем стало жарко! Капельки стали понемногу испаряться и собрались в небе в большое, белое, пушистое облако. Как интересно смотреть сверху вниз. Но вот подул сильный ветер, набежали тучи, пошёл сильный дождик. Давайте побегаем под дождём, подразним его:
Дождик, дождик, пуще…
Дождик, дождик, гуще…
Закончился дождик. Ой, что это осталось на земле после дождя?
Лужи. Из луж капельки собрались в весёлый, озорной ручеёк. Побежали, побежали… "Буль, буль…" - поёт ручеёк. Бежит между камешками, деревьями. Руки не расцепляйте, а то ручеёк оборвётся. Прибежал ручеёк в детский сад и капельки- дети сядут за свои столы.
2. Опытническая деятельность детей.
-Ребята, посмотрите, что вы видите на своём столе? (льдинки, банки с водой и т. д.) Возьмите лёд в руки и погрейте.
-Что можно сказать про лёд? (холодный, скользкий, хрупкий, мокрый, прозрачный и т. д.)
-Лёд - это какое вещество? (твёрдое)
--Какие ещё твёрдые вещества вы знаете? (дерево, железо, стул, дверь и т. д.)
--Какие маленькие человечки обозначают лёд? (с поднятыми вверх руками, крепко держатся за руки)
-Бросьте льдинки в банку с водой и вытрите руки салфеткой.
-А сейчас мы проверим, хрупкий лёд или нет? Я возьму молоточек и постучу по льдинке. Стучу слабо - твердый. Сильно - хрупкий.
-Какой лед не разобьется от моего удара (на реке, пруду)
- Всегда он толстый на реке? (зимой)
-А когда тонкий? (весной)
-У вас в банках с водой зима или весна? (весна, лед растаял)
-Во что превратился лед? (в воду)
-Вода это какое вещество? (жидкое)
-Какие жидкие вещества вы знаете?
-Какие маленькие человечки обозначают жидкие вещества? (с опущенными вниз руками, держатся не крепко)
-А в моей банке ручеек. Послушайте.
-Что делает вода? (переливать воду из одной банки в другую)
(журчит, разговаривает, булькает, шумит и т. д.)
-Какого вода цвета? Как проверить, что она прозрачная?
-Я опущу в банку гвоздик. Что мы видим? Почему?
-Я предлагаю сделать ещё один опыт. Каждый выльет в банку шампунь и размешает трубочкой полученную жидкость.
-Какая получилась жидкость? (мутная)
-Для чего она нужна? (мыть посуду и т. д.)
-А я думаю, этой водой нельзя мыть голову, как вы думаете, почему? (холодная)
-Как вы догадались? (клали лед, баночки холодные)
-Что нужно сделать, чтобы вода была теплая? (подогреть)
На чем подогреть? (на плите, костре, солнце, влить горячую)
-Что хорошего в том, что вода станет горячей, что плохого?
-Посмотрите, нам принесли чайник с горячей водой, я снимаю крышку и как мы узнали, что вода горячая? (идёт пар)
-Пар - это какое вещество? (газообразное)
-Какие ещё газообразные вещества вы знаете?
-Какие маленькие человечки обозначают газообразные вещества? (бегущие) (над горячей водой подержать стекло, которое сразу покрывается капельками воды, которые стекают в банку)
-Ребята, что это на стекле? (вода)
-Да ведь был же пар, откуда вода взялась? (пар поднялся, остыл и снова превратился в воду)
(Помощник воспитателя уносит чайник с горячей водой)
-А вы знаете, что вода нужна всем живым существам? Птицы, звери и другие животные пьют воду, купаются в ней. Растения листьями испаряют воду, чтобы не перегреться на солнце. На Земле существует целое водное царство - океаны и моря, реки и озера, полярные ледники и снежные шапки горных вершин. Даже обыкновенные ручейки и лужицы- это тоже маленькие частицы большого царства воды.
Но мир воды находится в большой опасности, люди плохо заботятся о нём, загрязняя воду.
Заводы выливают в реку промышленные отходы, бензин от моторных лодок и катеров попадает прямо в воду, брёвна во время сплава по реке часто тонут, засоряют дно и гниют, а река становится мельче. С самолётов разбрасывают удобрения или ядохимикаты на поля, а они попадают в воду. Садоводы и дачники загрязняют воду реки мусором. Отдыхающие на пляже также бросают в воду мусор.
3. Итог занятия
-Значит, какой вывод мы можем сделать из наших опытов?
Вывод: Вода может быть в трех состояниях: водой, паром, льдом - жидким, газообразным, твердым.
Лед - это замерзшая вода
Пар - кипящая вода
-Чем мы можем помочь в охране воды?
-Ребята, а ведь с водой ещё и поиграть можно!
-Как вы играете с водой?
-Наше путешествие подошло к концу, и я предлагаю вам, кто пожелает, поиграть- подуть в трубочку в нашу мыльную воду и попускать пузыри!