Мария Егошина
Конспект занятия по финансовой грамотности «История возникновения денег»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид занятия: познавательное занятие.
Тип занятия: занятие по усвоению новых знаний и умений.
Цель: знакомство с историей появления денег.
Задачи:
Образовательные задачи: сформировать представление о появлении денег, познакомить с понятием «обмен», создать условия для дальнейшего изучения темы.
Развивающие задачи: способствовать развитию внимания, памяти, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, обогащать словарь детей (археолог, копейка, рубль).
Воспитательные задачи: формировать умение работать в парах, договариваться.
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности „История возникновения денег“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательно - исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность, ручной труд.
Методы и приемы:
1. Наглядные – использование ИКТ, показ способа действий.
2. Словесные – объяснение, беседа.
3. Практические – «раскопки» монетки, игра «Давай меняться», изготовление монетки из солёного теста, ведение блокнота.
Оборудование и материалы:
- блокноты, картинки для фиксации в блокнотах;
- гипсово-песчаные слепки со спрятанными старыми монетками, инструменты: стеки, пинцеты и кисточки;
- тканевый тоннель;
- бусины, ракушки, перья, рис, чай, соль, камень, сушёная рыба;
- монеты;
- кусочки солёного теста, молоточки, зубила, штампы;
- бумажную банкноту размером с лист А4.
Ход занятия:
Организационный момент.
На экране изображение археолога.
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, кто это? Как вы думаете? Вы знаете кто такие археологи? (Ответы детей).
Археологи - это учёные, которые занимаются изучением прошлого (того, что было очень - очень давно) по найденным предметам и вещам. Свои раскопки они ведут в полях, лесах, на дне водоёмов и даже во льдах на Северном полюсе. Хотите побыть археологами? Мы с вами тоже сегодня попробуем найти что-нибудь интересное.
На столах гипсово-песчаные слепки со спрятанными старыми монетками и инструменты: стеки, пинцеты и кисточки.
- Подойдите ближе к столу и посмотрите. Какие - то непонятные предметы? Попробуем выяснить, что же за тайну они скрывают.
- Работают археологи специальными инструментами: лопаточками, кисточками, пинцетами. Аккуратно стеками расчищаем песок. Если вы нашли предмет, берем его пинцетом и смахиваем пыль кисточкой. Выкладываем находку на чистую салфетку.
Дети заканчивают работу, оставляют инструменты на столе.
- Что вы раскопали? (Монету).
- Ребята, это старая монета, сейчас такие деньги уже не используют. А как вы думаете, откуда появились деньги? (Ответы детей).
- Хотите вместе со мной отправиться в необычное путешествие и узнать, какими были деньги в давние времена. (Ответы детей).
- Археологи, чтобы ничего не забыть во время путешествия, записывают всё в блокноты или записные книжки. Я приготовила для вас блокнотики, в которых вы будете делать пометки. Теперь мы готовы!
- Перед вами временной портал, как только мы пройдем через него, то окажемся в далёком прошлом.
Дети проползают через тканевый тоннель под музыку и проходят на (стульчики, подушки) перед экраном.
Основная часть.
- Представляете, очень давно древние люди не знали, что такое деньги. Как же тогда они получали то, что хотели? (Ответы детей).
Дети смотрят презентацию на экране.
Все мы умеем что-то делать лучше, чем другие. Например, кто-то из вас сможет построить выше замок или ярче раскрасить цветок, кто-то громко поёт песни, а кто-то красиво танцует. Вот и древние люди так же. Одни жили в лесу и добывали много мяса или ценный мех, другие - могли добывать соль. Кто-то делал топоры и стрелы, а кто-то - посуду. Поэтому люди научились договариваться и меняться тем, чего у них было много. Со временем люди пришли к мысли о том, что необходим какой-то определённый товар, на который можно было бы обменять любой другой товар. У каждого народа была своя особая валюта:
- у жителей Австралии – морской жемчуг или крупные ракушки;
- в Океании - перья;
- в Китае - чай, рис;
- в Исландии - сушёная рыба;
- в Африке - соль;
- в Новой Зеландии – гладкие камни, имеющие в середине небольшое отверстие;
- на Руси - это были домашние животные (коровы, козы, лошади и т. д.).
Все эти предметы и вещи люди использовали для оплаты. Они обменивали их на то, что им было необходимо. Люди умели договариваться и меняться. Я вам предлагаю поиграть в игру «Давай меняться».
Детям предлагается вытянуть из мешочка эквиваленты древних денег (жемчуг - бусины, ракушки, перья, рис, чай, соль, камень, сушёная рыба) и объясняются правила игры.
- Правила игры следующие: пока звучит музыка, вы передвигаетесь по залу. Музыка останавливается - вы подходите к любому ребёнку и договариваетесь об обмене: «Давай меняться».
Происходит обмен. Опять звучит музыка, после остановки поменяться надо с другим ребёнком. Игра повторяется 3 раза. Педагог собирает обменные предметы на столе и накрывает их салфеткой.
- Правда, очень интересно. И чтобы не забыть, какими были первые заместители денег - я предлагаю приклеить картинку на первой странице вашего блокнота.
Детям выдаётся картинка с изображением разных предметов - древних денег. Они фиксируют их в блокнотах на липучки.
- Но всё же, как рис, перья или животные превратились в деньги? Узнать это мы сможем в другом времени. Отправляемся к нашему порталу.
Дети проползают через тканевый тоннель под музыку и останавливаются возле стола, на котором остались предметы обмена. Пока дети проползают, предметы меняются на монеты.
- Ну что, мои маленькие археологи, готовы к новым знаниям?
Педагог открывает салфетку, дети обращают внимание на монеты.
- Возьмите по одной монетке. Рассмотрите её внимательно. Что на ней изображено? (Ответы детей). Это одна копейка. Вы знаете, что бывают и другие монеты: десять копеек, пятьдесят копеек, один рубль, два рубля, пять и десять рублей. Хотите узнать, откуда появились такие названия: «копейка» и «рубль»? Посмотрите, что держит всадник в руке. Педагог обращает внимание детей на экран. Это оружие называется копьё - вот и назвали монетку «копейка».
- А почему же эту монетку назвали рубль? Догадались? (Ответы детей). Раньше, когда монеты еще не научились делать, это был кусок металла и его просто могли разделить на несколько частей - разрубить. «Рубль» - от слова рубить.
- Предлагаю отметить это в наших блокнотиках.
Детям раздаются картинки с изображением: копьё - копейка, топор - рубль.
- Рассмотрим монетку внимательно. Какая она по форме? (Ответы детей). А из какого материала она сделана? (Ответы детей). Значит она какая? (Ответы детей). Какая она по весу и размеру? (Ответы детей). Педагог собирает монеты у детей.
- Всё верно: монета - маленькая и лёгкая. Именно поэтому, в древние времена люди решили, что удобнее вместо разных предметов (можно уточнить у детей каких) использовать монетки. Тем более что она лучше хранится: не ломается и не может испортиться, например как рыба, чай или соль.
- Сейчас я приглашаю вас в мастерскую и предлагаю самим сделать монетку.
Дети проходят за столы и присаживаются на стульчики. На столах лежат кусочки солёного теста, молоточки, зубила, штампы.
- Монету мы будем делать не из металла, так как его нужно нагревать и расплавлять, а это очень опасно. Наша монетка будет из солёного теста. Солёное тесто хорошо засыхает и держит форму. Где мы сможем использовать эти монетки? Потом с этими монетками мы сможем играть, например в магазин.
- Как же делали деньги? Кусочек металла расплющивали молотком. Работаем аккуратно, соблюдаем правила безопасности: не подставляйте пальчики. Слишком тонко расплющивать не надо, монетка может потом сломаться. Затем с помощью вот этого инструмента - зубила придадим круглую форму. А теперь оставим рисунок на нашей монетке с помощью штампа.
Дети под присмотром педагога выполняют действия по инструкции. Педагог напоминает протереть руки салфеткой и привести место работы в порядок.
- Наши монеты готовы. Оставим их сохнуть, а после высыхания покроем их золотой и серебряной гуашью.
- Вот и новое открытие в нашем исследовании: теперь вы знаете, как делали первые монеты. Отметим это в наших блокнотиках.
Детям раздаются картинки с изображением процесса изготовления денег.
Слышится шелест бумаги.
- Слышите, что за странный звук? (Ответы детей). Мне кажется, следующий этап в истории денег ожидает нас по ту сторону портала. Отправляемся дальше.
Дети проползают через тканевый тоннель под музыку и останавливаются в центре зала. Слышится шелест бумаги.
- Мы с вами учёные - археологи и, наверное, сразу догадаемся, почему мы слышим шелест бумаги, когда говорим о деньгах. (Ответы детей).
- Всё верно, после монет в истории денег наступил следующий этап - появились бумажные деньги. Произошло это в Китае и выглядели бумажные деньги вот так. Педагог показывает бумажную банкноту размером с лист А4. Детям выдаётся картинка с изображением банкноты.
- В наше время мы пользуемся не только монетами и банкнотами, но и современными электронными деньгами. Но о них мы поговорим в следующий раз. А сейчас я бы хотела, чтобы мы вернулись в наше время.
Дети проползают через тканевый тоннель под музыку и останавливаются у выхода.
Заключительная часть.
- Итак, мои маленькие археологи, мы вернулись с вами из удивительного путешествия. Расскажите, какими знаниями вы сможете поделиться с другими детьми и своими близкими. Если возникают затруднения, педагог обращает внимание на блокнотики. Дети могут посмотреть и вспомнить всё, о чём узнали.
- Нас ждёт ещё много интересного в мире денег. Благодарю вас за старания!