Ольга Александрова
Занятие по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие на остров» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие на остров».
Программное содержание: закреплять количественный счёт в пределах 7, знание геометрических фигур, умение определять пространственное отношение между предметами относительно себя, ориентироваться по карте. Упражнять в умении сравнивать предметы по длине (в пределах 7). Воспитывать чувство сочувствия, желание помогать попавшим в сложную ситуацию героям. Формировать умение работать в паре. Развивать умение декодировать информацию о свойствах логических блоков, пространственные представления через моделирование по схеме. Развивать внимание, мелкую моторику, зрительное восприятие.
Публикация «Занятие по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера „Путешествие на остров“ в старшей группе» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Ход:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Чтоб друг другу не мешать –
Нужно рядышком всем встать!
Ребята, со мной сегодня произошёл интересный случай! Хотите узнать, какой?
Дети: Да!
Воспитатель: На окно к нам голубь сел,
Издалека, наверное, летел -
Видно было, что устал,
А в клюве свиток он держал!
Вот посмотрите, какой свиток принёс нам голубь. Как вы думаете, ребята, что это может быть?
Дети: Записка, письмо, карта…
Воспитатель: Ну что ж, не будем мы гадать –
Свиток будем открывать!
Воспитатель разворачивает свиток с изображённой на нём картой острова.
Воспитатель: Ребята, что это нарисовано на свитке?
Дети: Карта острова.
Воспитатель: Да тут ещё что-то написано! Вот послушайте:
«На нашем острове беда :
Грусть поселилась и тоска!
Друзья-обезьянки и Джамбо слонёнок
Хотят унылые, словно спросонок.
Если б, ребята, вы к нам прилетели,
То всем бы, наверное, помочь бы сумели!
Обезьянка Чичи».
Ребята, вы согласны помочь друзьям обезьянки Чичи и полететь на остров?
Дети: Да!
Воспитатель: А как вы думаете, на чём можно полететь нам на остров?
Дети: На самолёте, на вертолёте.
Воспитатель: А я предлагаю отправиться в путешествие на …. А на чём узнаете, отгадав загадку:
«С тёплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля,
Словно на картинке!»
Дети: Воздушный шар!
Воспитатель: Правильно! Посмотрите, на каких воздушных шарах мы отправимся в полёт!
Воспитатель отодвигает ширму, за которой стоят стулья с привязанными к ним воздушными шарами. На стульях лежат логические блоки Дьенеша. На мультимедийном экране – изображение летящего воздушного шара.
Воспитатель: Ребята, каждый из вас должен занять свой воздушный шар, а какой вы узнаете, найдя нужный блок по билету. На каждом билете обозначены: форма, цвет, размер и толщина.
Воспитатель раздаёт детям карточки с символами свойств блоков, дети находят нужный блок и занимают «воздушные шары».
Воспитатель: А сейчас мы проверим, правильно ли вы заняли свои места. Покажите, пожалуйста, свои билеты и блоки.
Дети по- очереди проговаривают свойства своего блока.
Воспитатель: Молодцы, все заняли свои воздушные шары. И для меня остался воздушный шар. Пора отправляться в полёт к далёкому острову!
Включается музыка. На мультимедийном экране появляются картины леса, реки, гор, жарких стран, океана, острова (вид с воздуха). Воспитатель комментирует весь полёт.
Воспитатель: А вот и наш остров! Приземляемся! Ребята, посмотрите на карту, куда сначала нам нужно отправиться?
Дети: К обезьянке Чичи.
Воспитатель: Осмотритесь вокруг и найдите Чичи.
Дети находят игрушку обезьянки и подходят к ней.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у Чичи для нас записка:
«Ребята, что прилетели- спасибо вам,
Отправляемся к моим друзьям!»
Давайте посмотрим на карту – куда мы с вами сейчас отправимся?
Дети: К пальме!
Воспитатель и дети подходят к пальме.
Воспитатель: Ребята, Чичи говорит, что её друзья-обезьянки так устали из-за яркого и жаркого солнца. Никак они не могут залезть на пальмы за кокосами, чтобы ими подкрепиться. Что делать, не знают. Ребята, мы можем помочь обезьянкам?
Дети: Да! Мы можем построить лестницы из палочек Кюизенера!
Воспитатель: Давайте сядем за столы, и каждый построит лесенку для обезьянки из палочек, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной.
Дети работают.
Воспитатель: Ксюша, сколько всего палочек ты использовала, сосчитай!
Ксюша: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 – всего семь палочек.
Воспитатель: Полина, какая палочка самая короткая?
Полина: белая палочка самая короткая.
Воспитатель: Саша, какая палочка самая длинная?
Саша: Чёрная палочка самая длинная.
Воспитатель: Алина, какие палочки короче жёлтой палочки?
Алина: Короче жёлтой палочки красная, голубая, розовая и белая.
Воспитатель: Влад, какие палочки длиннее голубой?
Влад: Длиннее голубой палочки красная, жёлтая, фиолетовая, чёрная.
Воспитатель: Оля, какая палочка лежит слева от жёлтой?
Оля: Слева от жёлтой палочки лежит красная.
Воспитатель: Поля, какая палочка лежит справа от розовой?
Поля: Справа от розовой палочки лежит голубая.
Воспитатель: Молодцы, ребята построили обезьянкам лесенки прямо к кокосам на пальмах. Пора отправляться дальше. Посмотрите на карту, куда теперь нам нужно идти?
Дети: К слонёнку Джамбо!
Воспитатель и дети подходят к столу с игрушкой слонёнком. Воспитатель подносит к уху игрушку, делая вид, что слушает.
Воспитатель: Ребята, Джамбо очень грустно и скучно, ведь на острове кроме него нет ни одного слона. Как же ему помочь?
Дети:… Можно выложить слонов из блоков Дьенеша.
Воспитатель: Тогда давайте сядем за столы и по схеме выложим слонов из блоков. Чичи и Джамбо, а вы посмотрите, какие дружные у нас ребята, как они умеют работать в паре!
Дети работают, договорившись, кто будет выкладывать большого, а кто маленького слона.
Воспитатель: Посмотри, Джамбо, сколько у тебя сейчас появилось друзей слонов! Ребята, Джамбо говорит вам большое спасибо! А нам пора идти дальше. Давайте посмотрим на карту и скажем, где наша последняя остановка.
Дети: Надо найти корабль.
Воспитатель и дети подходят к столу, где лежат изображения кораблей с парусами.
Воспитатель: Ребята, Джамбо и обезьянки грустят от того, что не могут отправиться на соседний остров к своим друзьям. Посмотрите, ведь паруса на их кораблях прохудились. Что же делать?
Дети: Нужно сделать заплатки!
Воспитатель: Посмотрите внимательно, какой формы заплатки нам нужны?
Дети: Нам нужны прямоугольные заплатки.
Воспитатель: Но у нас нет прямоугольников! Что мы можем использовать для заплаток?
Дети: Палочки Кюизенера.
Воспитатель: Правильно. Давайте сядем за столы и поможем друзьям животным отремонтировать их корабли.
Дети работают, подбирая палочки Кюизенера к отверстиям по размеру.
Воспитатель: Ребята, Джамбо и обезьянки вас благодарят, ведь сейчас они смогут отправиться к своим друзьям на соседний остров! А вам за доброту и уменья они дарят угощенье!
Воспитатель показывает детям конфеты.
Дети: Спасибо!
Воспитатель: А нам пора лететь обратно в детский сад. До свидания, Чичи, Джамбо! Занимаем свои воздушные шары и взлетаем!
Дети садятся на стулья.. На мультимедийном экране появляются картины острова, океана, жарких стран, гор, реки, леса, воздушного шара. Во время полёта воспитатель уточняет у детей, где они были, кому и как помогли, что больше всего им понравилось во время занятия.
Воспитатель: Ну вот мы с вами и прилетели в наш родной детский сад. Мне было приятно и интересно с вами сегодня заниматься.