лариса титова
Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы «В гости к звукам»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: закреплять умение проводить звуковой анализ слов; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; различать звонкие и глухие согласные; вычленять словесное ударение, определять его место в слове; развивать связную речь, внимание, память; воспитывать интерес и любовь к родной речи.
Демонстрационный материал: картинки – схемы слов «мука», «юла», «мышка», красные, синие, зеленые, черные фишки, указка, картинки (замок, замок, д/и «Угадай-ка».
Раздаточный материал: полоски с четырьмя и пятью клеточками, тарелочки, красные, синие, зеленые, черные фишки, указки.
Публикация «Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы „В гости к звукам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Оборудование: шапочки (2 красных, синяя, зеленая, черная, фишки, сумка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдем в гости. Звуки пригласили нас в свою волшебную страну, где мы вспомним, какие бывают звуки, поупражняемся в разборе слов, также нас ждут игры с заданиями. Итак, отправляемся в путь.
Дети входят в зал.
Восп. : Почему – то звуки нас не встречают, молчат, как рыбы. Наверное, что – то случилось. Давайте спросим ударение.
Ударение: Что случилось? Да не поладили звуки и разошлись в разные стороны. А теперь согласные хотят поговорить и не могут.
То кашляют: кх, кх!
Хмыкают: Хм!
То вдруг кошку начнут звать: кс, кс, кс!
А гласные тоже хороши! То плачут, как малые дети: Уа, Уа!
То аукают: Ау! Ау1
Вос. : Непорядок. Гласные и согласные звуки не могут жить друг без друга, им надо срочно помириться. Смотрите, согласные хотят что – то сказать: - БДМ, ВСГД, ВМСТ!
И гласные:_ УЭ, ЭА, ЭЭ!
Мы ничего не поняли. Теперь скажите вместе, дружно:
- Будем всегда вместе!
- Молодцы, больше никогда не разлучайтесь.
А мы, ребята, давайте вспомним, какие звуки называют гласными? (звуки, которые можно петь, кричать. Когда мы их произносим, во рту ничто не мешает).
Гласный звук : Мы, гласные, тянемся в песни звонкой,
Можем заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке Аленку баюкать,
Но не желаем свистеть и ворчать!»
Вос. : Какие гласные звуки мы знаем? Сколько их? ( шесть: а, о, у, и, э, и, ы).
Гласные звуки мы обозначаем красной фишкой.
- Что вы можете рассказать о согласных звуках? (когда мы их произносим, то нам мешают губы, зубы, язык).
Согласный звук : Мы согласные, согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется нам петь!
-Скажите, какие бывают согласные звуки? Какими фишками мы их обозначаем? (согласные бывают твердые и мягкие, твердые –синими, мягкие – зелеными).
- Ребята нам ни в коем случае нельзя забывать об ударении. Ведь оно играет важную роль в слове, даже может изменить их значение.
Ударение: Шутник я, невидимка молоток,
Тук – и ударил в безударный слог.
И зразу же – исчез огромный замок,
И появился маленький замок!
Вос. : Следи за поведением молотка,
Держи его в руках, озорника!
- Какой фишкой мы обозначаем ударение! (черной фишкой)
- Теперь у нас есть все необходимое для работы. Можно занять свои места за столами.
Звуковой анализ слов.
1. Звуковой анализ слова «юла».
- Что нарисовано на картинке?
- Что означают эти клеточки? (звуки)
Один ребенок разбирает слово у доски: «йула» - 1й звук «й» - согласный, мягкий, обозначаем его зеленой фишкой, 2й звук – «у» - гласный, обозначаем его красной фишкой, 3й звук «л» - согласный, твердый, обозначаем его синей фишкой, последний звук «а»- гласный, обозначае6м красной фишкой.
В слове «юла» четыре звука.
- Сколько в слове гласных звуков?
- Сколько слогов?
- Назовите первый гласный звук? (у)
- Первый слог (йу)
- Назовите второй гласный звук (а)
- Второй слог (ла)
- Сколько в слове мягких согласных? Что вы можете сказать звуке (й) – он всегда мягкий, у него нет твердой пары.
- Скажите слово «юла» так, чтобы мы услышали ударный гласный звук. Поставьте над ним черную фишку.
- Уберите со схемы звуки : «а», «у», «л». Какой звук остался? (й)
Дидактическая игра «назови слова».
- Назовите слова со звуком «й» (чай, йод, майка, сарай, ягода)
2. Анализ слова «мышка»
У доски слово поочередно разбирают пять детей.
- Обозначьте ударный гласный звук, прочитайте слово.
- Перенесите ударение на второй гласный звук, прочитайте слово. Поставьте ударение на место.
Дидактическая игра с заданием.
- К доске пойдут звуки : «м», «к», «ш», «ы», «а».
На место встанут:
- всегда твердый согласный,
- ударный гласный,
- первый согласный,
- безударный гласный,
- а ты кто?
3. Дидактическая игра «Составь слово».
- Назовите слово, которое получится из первых звуков этих слов – названий6 (клетка, облако, тапки – кот).
Составьте на столах схему этого слова.
- Теперь возьмем название картинок справа налево. Что получилось? (ток)
4. Дидактическая игра «Найди схему слова»
Нужно найти нужную схему к каждому слову и соединить их.
5. Дидактическая игра «Сумки с продуктами».
- Эти сумки нужно наполнить продуктами. В одну сумку положите те продукты, в названиях которых есть звук «с», а в другую «с”» : сыр, колбаса, семечки, селедка, сухари, кисель, сок.
Работа со звонкими и глухими согласными.
- Как называются согласные звуки, которые состоят из шума и голоса? Назовите их (звонкие в, г, д, з, б, ж).
-Как называются согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума? (глухие ф, к, т, с, п, м).
Дидактическая игра «Включи голос» с мячом.
- Я буду называть слова со звонкими согласными, а вы повторять их с «выключенным» голосом (год – кот, бочка – кочка, бил – пил, коза – коса, и т. д.)
Итог занятия.
- Чем мы занимались в волшебной стране звуков?
- Чтобы возвратиться, нам надо сделать цепочку.
Дидактическая игра «Поймай конец и продолжай»