Папки-передвижки

Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы «В гости к звукам»

лариса титова
Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы «В гости к звукам»

Задачи: закреплять умение проводить звуковой анализ слов; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; различать звонкие и глухие согласные; вычленять словесное ударение, определять его место в слове; развивать связную речь, внимание, память; воспитывать интерес и любовь к родной речи.

Демонстрационный материал: картинки – схемы слов «мука», «юла», «мышка», красные, синие, зеленые, черные фишки, указка, картинки (замок, замок, д/и «Угадай-ка».

Раздаточный материал: полоски с четырьмя и пятью клеточками, тарелочки, красные, синие, зеленые, черные фишки, указки.

Публикация «Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы „В гости к звукам“» размещена в разделах

Оборудование: шапочки (2 красных, синяя, зеленая, черная, фишки, сумка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдем в гости. Звуки пригласили нас в свою волшебную страну, где мы вспомним, какие бывают звуки, поупражняемся в разборе слов, также нас ждут игры с заданиями. Итак, отправляемся в путь.

Дети входят в зал.

Восп. : Почему – то звуки нас не встречают, молчат, как рыбы. Наверное, что – то случилось. Давайте спросим ударение.

Ударение: Что случилось? Да не поладили звуки и разошлись в разные стороны. А теперь согласные хотят поговорить и не могут.

То кашляют: кх, кх!

Хмыкают: Хм!

То вдруг кошку начнут звать: кс, кс, кс!

А гласные тоже хороши! То плачут, как малые дети: Уа, Уа!

То аукают: Ау! Ау1

Вос. : Непорядок. Гласные и согласные звуки не могут жить друг без друга, им надо срочно помириться. Смотрите, согласные хотят что – то сказать: - БДМ, ВСГД, ВМСТ!

И гласные:_ УЭ, ЭА, ЭЭ!

Мы ничего не поняли. Теперь скажите вместе, дружно:

- Будем всегда вместе!

- Молодцы, больше никогда не разлучайтесь.

А мы, ребята, давайте вспомним, какие звуки называют гласными? (звуки, которые можно петь, кричать. Когда мы их произносим, во рту ничто не мешает).

Гласный звук : Мы, гласные, тянемся в песни звонкой,

Можем заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желаем свистеть и ворчать!»

Вос. : Какие гласные звуки мы знаем? Сколько их? ( шесть: а, о, у, и, э, и, ы).

Гласные звуки мы обозначаем красной фишкой.

- Что вы можете рассказать о согласных звуках? (когда мы их произносим, то нам мешают губы, зубы, язык).

Согласный звук : Мы согласные, согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется нам петь!

-Скажите, какие бывают согласные звуки? Какими фишками мы их обозначаем? (согласные бывают твердые и мягкие, твердые –синими, мягкие – зелеными).

- Ребята нам ни в коем случае нельзя забывать об ударении. Ведь оно играет важную роль в слове, даже может изменить их значение.

Ударение: Шутник я, невидимка молоток,

Тук – и ударил в безударный слог.

И зразу же – исчез огромный замок,

И появился маленький замок!

Вос. : Следи за поведением молотка,

Держи его в руках, озорника!

- Какой фишкой мы обозначаем ударение! (черной фишкой)

- Теперь у нас есть все необходимое для работы. Можно занять свои места за столами.

Звуковой анализ слов.

1. Звуковой анализ слова «юла».

- Что нарисовано на картинке?

- Что означают эти клеточки? (звуки)

Один ребенок разбирает слово у доски: «йула» - 1й звук «й» - согласный, мягкий, обозначаем его зеленой фишкой, 2й звук – «у» - гласный, обозначаем его красной фишкой, 3й звук «л» - согласный, твердый, обозначаем его синей фишкой, последний звук «а»- гласный, обозначае6м красной фишкой.

В слове «юла» четыре звука.

- Сколько в слове гласных звуков?

- Сколько слогов?

- Назовите первый гласный звук? (у)

- Первый слог (йу)

- Назовите второй гласный звук (а)

- Второй слог (ла)

- Сколько в слове мягких согласных? Что вы можете сказать звуке (й) – он всегда мягкий, у него нет твердой пары.

- Скажите слово «юла» так, чтобы мы услышали ударный гласный звук. Поставьте над ним черную фишку.

- Уберите со схемы звуки : «а», «у», «л». Какой звук остался? (й)

Дидактическая игра «назови слова».

- Назовите слова со звуком «й» (чай, йод, майка, сарай, ягода)

2. Анализ слова «мышка»

У доски слово поочередно разбирают пять детей.

- Обозначьте ударный гласный звук, прочитайте слово.

- Перенесите ударение на второй гласный звук, прочитайте слово. Поставьте ударение на место.

Дидактическая игра с заданием.

- К доске пойдут звуки : «м», «к», «ш», «ы», «а».

На место встанут:

- всегда твердый согласный,

- ударный гласный,

- первый согласный,

- безударный гласный,

- а ты кто?

3. Дидактическая игра «Составь слово».

- Назовите слово, которое получится из первых звуков этих слов – названий6 (клетка, облако, тапки – кот).

Составьте на столах схему этого слова.

- Теперь возьмем название картинок справа налево. Что получилось? (ток)

4. Дидактическая игра «Найди схему слова»

Нужно найти нужную схему к каждому слову и соединить их.

5. Дидактическая игра «Сумки с продуктами».

- Эти сумки нужно наполнить продуктами. В одну сумку положите те продукты, в названиях которых есть звук «с», а в другую «с”» : сыр, колбаса, семечки, селедка, сухари, кисель, сок.

Работа со звонкими и глухими согласными.

- Как называются согласные звуки, которые состоят из шума и голоса? Назовите их (звонкие в, г, д, з, б, ж).

-Как называются согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума? (глухие ф, к, т, с, п, м).

Дидактическая игра «Включи голос» с мячом.

- Я буду называть слова со звонкими согласными, а вы повторять их с «выключенным» голосом (год – кот, бочка – кочка, бил – пил, коза – коса, и т. д.)

Итог занятия.

- Чем мы занимались в волшебной стране звуков?

- Чтобы возвратиться, нам надо сделать цепочку.

Дидактическая игра «Поймай конец и продолжай»

Публикации по теме:

Активные методы и приемы подготовки детей к обучению грамоте Основные задачи подготовки к обучению грамоте в старшей группе: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;.

Перспективное планирование НОД по обучению грамоте по программе «Развитие» Л. А. Венгера в старшей группе Сроки № занятий Программные задачи Средства решения задач Сентябрь 1-2 * закреплять представления детей о слове; * закреплять интонационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы «В гости к звукам»
Опубликовано: 28 декабря 2014 в 10:14
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД