Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы «В гости к звукам»

лариса титова
Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы «В гости к звукам»

Задачи: закреплять умение проводить звуковой анализ слов; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; различать звонкие и глухие согласные; вычленять словесное ударение, определять его место в слове; развивать связную речь, внимание, память; воспитывать интерес и любовь к родной речи.

Демонстрационный материал: картинки – схемы слов «мука», «юла», «мышка», красные, синие, зеленые, черные фишки, указка, картинки (замок, замок, д/и «Угадай-ка».

Раздаточный материал: полоски с четырьмя и пятью клеточками, тарелочки, красные, синие, зеленые, черные фишки, указки.

Оборудование: шапочки (2 красных, синяя, зеленая, черная, фишки, сумка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдем в гости. Звуки пригласили нас в свою волшебную страну, где мы вспомним, какие бывают звуки, поупражняемся в разборе слов, также нас ждут игры с заданиями. Итак, отправляемся в путь.

Дети входят в зал.

Восп.: Почему – то звуки нас не встречают, молчат, как рыбы. Наверное, что – то случилось. Давайте спросим ударение.

Ударение: Что случилось? Да не поладили звуки и разошлись в разные стороны. А теперь согласные хотят поговорить и не могут.

То кашляют: кх, кх!

Хмыкают: Хм!

То вдруг кошку начнут звать: кс, кс, кс!

А гласные тоже хороши! То плачут, как малые дети: Уа, Уа!

То аукают: Ау! Ау1

Вос.: Непорядок. Гласные и согласные звуки не могут жить друг без друга, им надо срочно помириться. Смотрите, согласные хотят что – то сказать: - БДМ, ВСГД, ВМСТ!

И гласные:_ УЭ, ЭА, ЭЭ!

Мы ничего не поняли. Теперь скажите вместе, дружно:

- Будем всегда вместе!

- Молодцы, больше никогда не разлучайтесь.

А мы, ребята, давайте вспомним, какие звуки называют гласными? (звуки, которые можно петь, кричать. Когда мы их произносим, во рту ничто не мешает).

Гласный звук: Мы, гласные, тянемся в песни звонкой,

Можем заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желаем свистеть и ворчать!»

Вос.: Какие гласные звуки мы знаем? Сколько их? (шесть: а, о, у, и, э, и, ы).

Гласные звуки мы обозначаем красной фишкой.

- Что вы можете рассказать о согласных звуках? (когда мы их произносим, то нам мешают губы, зубы, язык).

Согласный звук: Мы согласные, согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется нам петь!

-Скажите, какие бывают согласные звуки? Какими фишками мы их обозначаем? (согласные бывают твердые и мягкие, твердые –синими, мягкие – зелеными).

- Ребята нам ни в коем случае нельзя забывать об ударении. Ведь оно играет важную роль в слове, даже может изменить их значение.

Ударение: Шутник я, невидимка молоток,

Тук – и ударил в безударный слог.

И зразу же – исчез огромный замок,

И появился маленький замок!

Вос.: Следи за поведением молотка,

Держи его в руках, озорника!

- Какой фишкой мы обозначаем ударение! (черной фишкой)

- Теперь у нас есть все необходимое для работы. Можно занять свои места за столами.

Звуковой анализ слов.

1. Звуковой анализ слова «юла».

- Что нарисовано на картинке?

- Что означают эти клеточки? (звуки)

Один ребенок разбирает слово у доски: «йула» - 1й звук «й» - согласный, мягкий, обозначаем его зеленой фишкой, 2й звук – «у» - гласный, обозначаем его красной фишкой, 3й звук «л» - согласный, твердый, обозначаем его синей фишкой, последний звук «а»- гласный, обозначае6м красной фишкой.

В слове «юла» четыре звука.

- Сколько в слове гласных звуков?

- Сколько слогов?

- Назовите первый гласный звук? (у)

- Первый слог (йу)

- Назовите второй гласный звук (а)

- Второй слог (ла)

- Сколько в слове мягких согласных? Что вы можете сказать звуке (й) – он всегда мягкий, у него нет твердой пары.

- Скажите слово «юла» так, чтобы мы услышали ударный гласный звук. Поставьте над ним черную фишку.

- Уберите со схемы звуки: «а», «у», «л». Какой звук остался? (й)

Дидактическая игра «назови слова».

- Назовите слова со звуком «й» (чай, йод, майка, сарай, ягода)

2. Анализ слова «мышка»

У доски слово поочередно разбирают пять детей.

- Обозначьте ударный гласный звук, прочитайте слово.

- Перенесите ударение на второй гласный звук, прочитайте слово. Поставьте ударение на место.

Дидактическая игра с заданием.

- К доске пойдут звуки: «м», «к», «ш», «ы», «а».

На место встанут:

- всегда твердый согласный,

- ударный гласный,

- первый согласный,

- безударный гласный,

- а ты кто?

3. Дидактическая игра «Составь слово».

- Назовите слово, которое получится из первых звуков этих слов – названий6 (клетка, облако, тапки – кот).

Составьте на столах схему этого слова.

- Теперь возьмем название картинок справа налево. Что получилось? (ток)

4. Дидактическая игра «Найди схему слова»

Нужно найти нужную схему к каждому слову и соединить их.

5. Дидактическая игра «Сумки с продуктами».

- Эти сумки нужно наполнить продуктами. В одну сумку положите те продукты, в названиях которых есть звук «с», а в другую «с”»: сыр, колбаса, семечки, селедка, сухари, кисель, сок.

Работа со звонкими и глухими согласными.

- Как называются согласные звуки, которые состоят из шума и голоса? Назовите их (звонкие в, г, д, з, б, ж).

-Как называются согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума? (глухие ф, к, т, с, п, м).

Дидактическая игра «Включи голос» с мячом.

- Я буду называть слова со звонкими согласными, а вы повторять их с «выключенным» голосом (год – кот, бочка – кочка, бил – пил, коза – коса, и т. д.)

Итог занятия.

- Чем мы занимались в волшебной стране звуков?

- Чтобы возвратиться, нам надо сделать цепочку.

Дидактическая игра «Поймай конец и продолжай»

Публикации по теме:

Активные методы и приемы подготовки детей к обучению грамоте Основные задачи подготовки к обучению грамоте в старшей группе: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;.

Перспективное планирование НОД по обучению грамоте по программе «Развитие» Л. А. Венгера в старшей группе Сроки № занятий Программные задачи Средства решения задач Сентябрь 1-2 * закреплять представления детей о слове; * закреплять интонационно.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте детей подготовительной группы «В гости к звукам»
Опубликовано: 28 декабря 2014 в 10:14
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
22 ноября. День торцевания на МААМ

Торцевание – один из колоритного видов бумажного рукоделия. Данная техника относится одновременно и к аппликации, и к квиллингу (бумаговерчения). В основе этой техники лежит создание изображений и...

22 ноября. День психолога

Свой профессиональный праздник 22 ноября отмечают все российские психологи. Дата празднования была установлена в 2000 году в честь Учредительного съезда Российского психологического сообщества,...

Конспект прогулки «Наблюдение за осенним тополем» в подготовительной группе
Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на территории детского сада. Задачи: Способствовать закреплению знаний о дереве тополь. Учить выделять...
Конспект итогового занятия по ФЭМП «Весёлая математика» подготовительная к школе группа
Цель: Закрепление и обобщение полученных знаний и умений за учебный год. Задачи: 1. Обобщить знания, полученные в течение года: закрепить счёт и порядок...
Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки
Упражнения с использованием гимнастической скамей ки. «Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах...