Галина Рочева
Занятие по обучению грамоте детей в старшей группе «Путешествие по стране Звукарии»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте детей в старшей группе «Путешествие по стране «Звукария»
Программное содержание :
1. Учить детей проводить звуковой анализ слова «мак»
a. Последовательному интонационному выделению звуков в слове.
b. Правильному употреблению терминов «мягкий согласный», «твердый согласный» звуки, «гласный звук», их цветовое обозначение.
Публикация «Занятие по обучению грамоте детей в старшей группе „Путешествие по стране Звукарии“» размещена в разделах
2. Закреплять умение называть первый звук в слове.
a. Развивать слуховое внимание и фонематический слух.
3. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
4. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Демонстративный материал :
- картина-схема слова «мак», цветовое обозначение; мяч; указка; картинки с изображением цветов (ромашка, василек, колокольчик, одуванчик, картинки с изображением предметов, в которых можно выделить мягкий и твердый согласные звуки, кукла Незнайка.
- дидактическое пособие «В мире звуков».
Раздаточный материал:
картинки – схемы слова «мак», пенал с фишками красного, синего, зеленого цветов.
Ход занятия:
Организационный момент:
В. – Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было все понятно.
Дети: - Мы будем выговаривать
И будем разговаривать
Так правильно и внятно
Чтоб было все понятно.
(при произнесении слов проходит пальчиковая гимнастика – поочередное надавливание кончиков пальцев друг на друга)
В: - Что нам нужно делать, чтобы хорошо разговаривать?
- Хорошо произносить звуки.
Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Звукария»
1. «Цветочная». Двигаемся по группе, изображая поезд, поем песню («наш поезд едет, колеса стучат, а в поезде нашем ребятки сидят»). Дети садятся за столы. Воспитатель снимает занавес с доски, где картинки с изображением цветов.
- Давайте назовем названия цветов.
Воспитатель показывает указкой, а дети дают название.
- Но самый главный цветок на этой станции… Воспитатель показывает картинку-схему «мак».
- Зачем нужны цветы? (любоваться, приносят пользу: пчелы собирают на них нектар, нужны насекомым… Поэтому цветы мы должны беречь, они живые)
Сейчас наша задача разобрать слово «мак» на звуки.
- Что обозначают эти клеточки? (домики для звуков)
- Сколько их? (три)- требовать полный ответ. Потому что в слове «мак» 3 звука.
Воспитатель показывает, как нужно читать слово: медленно произносит слово и одновременно ведет указкой под клеточками. Повторяет 2-3 раза. А теперь вместе дети с воспитателем в соответствии с движением указки под схемой.
Далее воспитатель произносит слово «мак» с интонационным выделением первого звука (мак) и одновременно ведет указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой.
Просит детей вместе с ним произнести слово хором.
- Какой первый звук в слове? (М - он согласный твердый) и обозначаем его синей фишкой, в первую клеточку слева направо. Дети выполняют у себя на схемах, а воспитатель на доске.
- Послушайте, какой второй звук в слове «мак». Маак – произносим слово с интонационным выделением 2-го звука.
- Какой второй звук в слове мак? (звук «а») (он гласный – поется и обозначается красной фишкой).
Ставим.
- Послушайте какой 3-ий звук – мак. Какой это звук? (к – 3-ий звук в этом слове) (звук «К» -согласный, твердый, обозначаем его синей фишкой)
А сейчас поиграем в прятки со звуками. Воспитатель закрывает любой звук – дети его называют.
- Уберите в пенал только согласные звуки. А теперь – гласный.
2. Путешествуем дальше. «Поезд»
Едем на станцию «Игровая». Сюрпризный момент – спрятан мяч под шляпкой гриба.
Задание на станции «Звукария»
Определи какой звук пропал. (В кругу с мячом воспитатель называет слова без первого звука и кидает мяч ребенку- …омиор, а ребенок называет первый звук «п» и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.
…омашка (р, …люч (к,. нига (к, …веток (ц, …тол (с, …каф (ш, …арандаш (к, …олнце (с, …гурец (о, …литка (у, …ыба (р, …омидор (п, …ожницы (н, …лица (у, …учка (р…ерево (д).
3. Отправляемся дальше. Приехали к Незнайке. Незнайка просит помочь разобраться в картинках.
Задания от Незнайки:
- слова в которых первый звук твердый поставить в карман Таку (кукла- обозначение твердого согласного звука, а слова с мягким первым звуком – в карман Тику.
Воспитатель показывает картинку с изображениями (дом, рак, кит, лес, мяч, дети произносят, доказывают и определяют место.
4. Возвращаемся в д/сад.
Подведение итогов.
- Вы хорошо занимались! Молодцы! Чем занимались? Что запомнилось? Я вами горжусь! Спасибо.