Папки-передвижки

«Звук и буква А». Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы

Наташа Наумик
«Звук и буква А». Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы

Автор: Н. С. Наумик учитель — логопед

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с диагнозом ФФН, посещающими логопункт на базе МБДОУ ДС №1.

Время проведения занятия : вторая половина дня, в соответствии с графиком работы логопункта.

Педагогические технологии, применяемые на занятии :

Публикация «„Звук и буква А“, Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы» размещена в разделах

- здоровьесберегающие технологии для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма воспитанников (физ. минутка, чередование различных видов деятельности);

- коррекционно-развивающего обучения;

- проблемного обучения;

- поисковые;

- индивидуализированного воспитания.

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.

Тема: «Звук и буква А».

Цель: систематизировать знания воспитанников о гласном звуке и букве А.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.

Коррекционно-развивающие:

- Формирование фонематического слуха и восприятия, звукослогового анализа и синтеза слогов.

- Закрепление понятия «гласный звук».

- Автоматизация звука [А] в слогах, словах, предложениях.

- Развитие мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению.

- Развитие кинестетических ощущений, общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные:

- Формировать положительные установки на участие в занятии, усидчивость, умение слушать учителя-логопеда и детей.

- Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Оборудование:

Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием, карандаши, тетради, сюжетная картинка «Девочка качает куклу», карточки - символы звуков [А], [У] (большой красный круг и маленький красный круг, карточка с буквой «А», музыкальный центр, аудиозапись для физминутки.

Ход занятия

I. Организационный момент: обращение к личному опыту детей.

Логопед предлагает детям:

- вспомнить, с каким звуком и буквой они познакомились на прошлом занятии;

- дать характеристику этому звуку;

- вспомнить слова, которые начинаются на этот звук.

II. Основная часть занятия : знакомство с новым материалом.

1. Работа логопеда и детей у доски с предметными картинками.

Логопед выставляет картинки на доску, просит детей сказать, что изображено на картинках, какой звук чаще всего встречается в названии этих предметов.

Словарный материал: антенна, автобус, аист, арбуз, акробат, апельсин.

2. Артикуляция и характеристика звука [А].

Логопед показывает сюжетную картинку «Девочка качает куклу», читает стихотворение:

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем:

«А-А-А-А-А-А».

Дети произносят звук [А] сначала хором, а затем индивидуально с разной силой голоса.

Работа детей с индивидуальными зеркалами: смотрят в зеркало, произносят звук [А] и делают вывод о том, что при произнесении звука [А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды.

Логопед даё т обобщающее понятие: «Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Согласные - на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка» (дети повторяют хором и по одному).

Дети вместе с логопедом делают вывод о том, что звук [А] – гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть. Символ звука [А] – большой красный круг.

3. Игровое упражнение «Светофор (выделение звука из ряда гласных звуков)».

Услышав гласный звук А, дети поднимают символ звука [А].

4. Дидактическая игра «Будь внимателен».

Логопед предлагает детям, отобрать картинки, в названии которых есть звук [А].

Словарный материал: аист, апельсин, кукла, пила, арбуз, автобус.

5. Дидактическая игра «Весёлый поезд».

В отобранных картинках, ребёнок определяет позицию (место) звука [А] в слове и помещает картинку в соответствующий вагончик (первый, последний, средний).

6. Физкультминутка

Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции, затем выполняют движения по тексту:

Хомка-хомка – хомячок - полосатенький бочок.

Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать!

7. Дидактическая игра «Живые звуки».

Перед началом игры, детям раздаются карточки с символами звуков [А], [У].

Логопед произносит слог АУ. Дети отвечают на вопросы:

- Сколько звуков вы услышали?

- Какой первый звук вы услышали? Какой второй звук?

К доске выходят дети с карточками - символами звуков [А], [У], становятся так, чтобы получился слог АУ. Затем логопед просит детей поменяться местами и произнести новый слог.

8. Знакомство с буквой А.

Логопед демонстрирует иллюстрацию с изображением буквы А. Дети рассматривают её.

Логопед читает стихотворение про букву А :

Вот два столба наискосок,

Между ними поясок.

Далее дети выполняют задания:

- определяют на что похожа буква А,

- считают количество элементов её составляющих,

- прописывают букву А в воздухе,

- выкладывают букву А из счётных палочек,

- обводят трафарет буквы А, раскрашивают или заштриховывают красным карандашом,

- печатают в тетради строчку с буквой А.

III. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед подводит итог занятия :

- дети вспоминают, с каким звуком и какой буквой они познакомились, дают характеристику звука [А].

- дети вспоминают, задания вызвавшие трудности, особый интерес и т. п.

Логопед благодарит детей и прощается с ними.

Публикации по теме:

Специфика работы логопункта в дошкольном учреждении общего типа Специфика работы логопункта в дошкольном учреждении общего типа. Логопедический пункт можно сравнить с «моделью» интегрированного обучения.

План проведения Недели Здоровья. План проведения Недели Здоровья. Нурсаетова З. Г. Инструктор по физической культуре МБДОУ №5 г. Лениногорск РТ Цели: -формирование здорового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Звук и буква А». Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы
Опубликовано: 30 января 2014 в 17:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД