МААМ-картинки

Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Звук и буква М

Елена Казакова
Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Звук и буква М

Цели занятия :

Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком М; научить характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам («согласный звонкий звук»); познакомить с буквой М.

Коррекционно-развивающие: закреплять понятие о месте звука в слове; упражнять детей в делении слов на слоги; развивать фонематические процессы.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать умение вслушиваться в речь

взрослого.

Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе, Звук и буква М» размещена в разделах

Оборудование: схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков; картинки, в названии которых есть звук М; картинка для звукоподражания, наборы для составления слоговых схем, буква М, куклы Маша и Марина.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня к нам в гости пришла девочка Маша.

(логопед заносит куклу Машу и просит воспитанников повторить её имя.)

2. Основная часть.

Логопед: Давайте прочитаем стихотворение про Машу.

Развитие мелкой моторики. «Варежка».

Маша варежку надела,

«Надевают».

Ой, куда я пальчик дела?

Все пальцы кроме большого сжаты в кулак.

Нету пальчика — пропал,

Загибают и большой пальчик.

В свой домишко не попал!

Показывают «домик».

Маша варежку сняла,

«Снимают».

Поглядите-ка, нашла!

Пальцы сжаты в кулак, кроме большого

Логопед: Собралась Маша идти с подружкой в цирк. Подошла к зеркалу и начала прихорашиваться.

Массаж лица. (Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание)

Развитие мимических лиц.

Логопед: Посмотрела Маша на себя в зеркало «Ой, хороша!», и улыбнулась. Вспомнила, что на улице холодно и ей нужны варежки. Испугалась, что чуть не забыла их. Но потом была удивлена, найдя их у себя в кармане пальто. Улыбнулась, маша и пошла в цирк с подружкой.

Вцирке было много интересного, особенно им понравилось «Королевство кривых зеркал».

Развитие артикуляционной моторики.

«Окошко». Рот открыть и удержать под счет до пяти.

«Обезьянки». Движение нижней челюстью вправо — влево.

«Почесывание» верхней и нижней губы зубами.

«Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки : бл-бл-бл.

«Хомяк». Надувание обеих щек.

Логопед: Вышла, маша на улицу, а там снежинки с неба падают. Начала они их с себя сдувать. Как сдувала снежинки Маша?

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания «Сдуй снежинку».

Логопед: Но вдруг, Маша вспомнила, что она была не одна, а с подружкой.

Искала Маша ее, но не нашла. Давайте поможем Маше найти подружку.

- Чтоб нам найти подружку Маши, нужно имя ее отгадать. У Машиной подружки имя начинается на тот же звук, что и у Маши.

- Какой первый звук в имени «Маша»?

Воспитанники: Звук [м].

Логопед: Давайте подумаем, какие женские имена начинаются на звук [м].

Воспитанники подбирают имена.

Логопед: Маша, может твою подругу, зовут Марина?

Логопед: Глаза Маши засветились радостью, так и есть Марина.

Логопед заносит ещё одну куклу Марину.

Логопед: Сегодня мы с вами будем изучать звук [м].

Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука М с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом индивидуально каждого ребенка и всех:

Логопед: воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда — губы. Значит, звук М — это согласный звук.

Логопед: А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук М. Горлышко «звенит». Звук [М] — звонкий. (Повторение характеристики звука несколькими детьми)

- Значит звук [м] какой? Дайте полную характеристику звуку.

Воспитанники: Звук М — согласный, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

Логопед: Рады Маша с Мариной, что снова встретились, хлопают в ладоши и произносят [мммммммм] (радостно).

Логопед: Порадуйся вместе с ними, произнеси звук [М]

А теперь поиграем в игру с куклами «Поймай звук» [М]

Логопед: Я буду произносить звуки, а вы должны будете хлопнуть в ладоши «поймать» звук [М].

Игра «Поймай звук».

Логопед: Звук М живет в домике буквы М.

Буква М такая же дружная, как и наши гости, Маша и Марина.

Логопед выставляет букву М и читает :

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я —

Это мы».

А между тем

Получилась буква М.

Логопед: Маша и Марина любят играть в мячик, давайте и мы поиграем в игру с мячиком «1, 2, 3 мячик лови за мной повтори»

Повторение слоговых рядов.

Логопед: У Маши и Марины много игрушек, но когда они с ними играли, то игрушки оказались под песком. Сейчас я попробую отыскать что – нибудь.

Логопед находит в песке изображение шапки.

Логопед: Посмотрите, что я нашла?

Дети: Шапка.

Давайте все вместе покажем и расскажем, какая это шапка.

Физкультминутка. «Шапка».

Шапка шерстяная,

Наверху помпон.

Изображают шапку и помпон

И пушистый он.

«Круглый мячик».

Есть еще у шапки

Отворот цветной,

Показывают отворот «ушей» у шапки.

В этой шапке можно

Бегать зимой.

Бегут.

Бабушка вязала

Шапку не спеша,

«Вяжут спицами».

Шапка шерстяная

Вышла хороша.

Руки на поясе, а затем показывают на воображаемую шапку.

Логопед: Но у девочек еще много осталось игрушек в песке. Помоги им отыскать остальные игрушки.

Дети находят игрушки со звуком [М]

Мак, машина, замок, дом, мыло, монета, морковь, альбом.

Логопед: Определите место звука [м] в словах.

Дети определяют местонахождение звука [м] в словах.

Логопед: Маша и Марина любят фантазировать. Составьте предложения с этими игрушками.

Воспитанники составляют предложения с этими словами.

Логопед: А теперь, давайте расставим игрушки по полкам. Где 1 слог на 1 полку, 2 слога на 2 полку.

Дети делят слова на слоги и раскладывают на полки.

Логопед: Давайте все вместе, дружно вместе с Машей и Мариной повторим слова этого стихотворения и выполним движения.

Закрепление звука М в тексте.

Мы топаем ногами,

Мы руки поднимаем,

Мы руки разведем,

И побежим

Логопед: пора нашим гостям возвращаться домой. И чтоб они не заблудились, давай проложим им звуковую дорожку.

Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов.

По следам анализа дети выкладывают схему.

Логопед: Сколько в этой схеме гласных звуков?

(Один.) Сколько согласных? (Один.) Что подсказало вам правильный ответ?

Логопед: Теперь наши гости благополучно доберутся домой.

3. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Дайте полную характеристику этому звуку. Назовите слова со звуком [м].

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема: Звук Г, буква Г.Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема: Звук Г, буква Г. Цель: автоматизация звука Г в слогах, словах, знакомство с буквой Г. Задачи: - Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком.

Занятие по знакомству со звуком и буквой Щ Тема занятия: Звук и буква «Щ». Программное содержание: 1 Образовательные задачи. Знакомство со звуком и буквой «Щ». Характеристика звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Звук и буква М
Опубликовано: 16 января 2015 в 09:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД