МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению воспитанников развертыванию устойчивых формул речевого этикета «Если вы вежливы»

Надежда Коробочкина
Конспект занятия по обучению воспитанников развертыванию устойчивых формул речевого этикета «Если вы вежливы»
▼ Скачать + Заказать документы

"Ежели вы вежливы. Устные формулы приглашения"

Цели этого занятия по этикету : показать способы развертывания устойчивых формул приглашения; научить пользоваться развернутыми формулами в речи для того, чтобы сделать общение более вежливым, деликатным; формировать у несовершеннолетних навыки культуры общения, умение определять такие нравственные категории, как воспитанность, вежливость.

Публикация «Конспект занятия по обучению воспитанников развертыванию устойчивых формул речевого этикета „Если вы вежливы“» размещена в разделах

Оборудование занятия : на доске — красочные изображения героев мультфильма Чипа и Дэйла, речевые формулы, употребляющиеся в ситуации приглашения: «Будьте добры, приходите», «Просим вас к нам», «Приходите, пожалуйста», «Не могли бы вы прийти» и т. д., плакат- приглашение от сказочных героев, ТСО — с записью музыки из мультфильма «Чип и Дэйл спешат на помощь».

Первый этап — динамичное, экспрессивное начало, настраивающее детей на проведение занятия по этикету. Слова учителя:

— Я хочу пригласить сегодня на занятие ваших любимых героев — Чипа и Дэйла. Как вы думаете, стоит ли отправить им приглашение? Хорошо, я отправлю это письмо (педагог держит конверт с заранее приготовленным приглашением) и думаю, что герои мультфильма не откажутся к нам прийти. Но мы должны встретить их, как следует, т. е. так, как это делают все воспитанные, вежливые люди (называются цели урока). Итак, письмо отправлено, и мы начинаем занятие.

Второй этап — актуализация опорных знаний по этикету (беседа с детьми, решение ситуативных задач) :

- Какого человека вы считаете вежливым?

- Всегда ли человек, который знает вежливые слова, может быть назван воспитанным? Почему? (Анализ стихотворения И. Антонова «Вежлив Витя или нет)

Малыша обидел Витя.

Перед школою в строю

Витя просит:- Извините,

Я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:- Извините,

Я немного опоздал.

- Тихомиров! Покажите

Нам на карте город Псков.

- Извините, -шепчет Витя -

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите свой ответ.

Вывод: не всякий человек, который знает вежливые слова, воспитан. Воспитанный человек не только знает вежливые слова, но и поступает всегда правильно, он порядочен по отношению к другим людям. Очень хорошо сказал об этом С. Я. Маршак в своем стихотворении «Ежели вы вежливы». (Чтение стихотворения.)

Ежели вы Вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите Старухе.

Ежели вы Вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус Вы поможете

Взобраться Инвалиду.

И ежели вы Вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы Вежливы,

Поможете Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы то есть сами.

И ежели вы Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы Вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда,

Не тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы Вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

И ежели вы Вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку Воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших Мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» - говорил.

Нет, ежели вы Вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

Основной структурный компонент данного типа занятия — обучение воспитанников развертыванию и правильному употреблению устойчивых формул речевого этикета, в данном случае — формул приглашения.

- Мы выяснили, что значит быть вежливым. Но скоро появятся гости, а вы еще не умеете правильно приглашать. А куда, по-вашему, можно пригласить друзей, родителей, учителя, знакомых? — спрашивает педагог.

1) Анализ ситуаций: пересказ отрывка «Винни-Пух идет в гости». Что Винни-Пух делал неправильно?

- Чтобы человек захотел к нам прийти, его нужно уметь правильно пригласить, такой вывод делают дети.

Чтение стихотворения Б. Заходера «Вежливый индюк».

- Как вы думаете, почему к индюку никто не пришел? Что же индюк делал неправильно? А как нужно было сказать?

Обыгрывание ситуаций: 4 ученика придумывают «приглашения» гостям, используя разные словесные формы.

2) Знакомство со способами развертывания речевых формул.

Какие слова-приглашения вы запомнили? Прочитайте формулы, записанные на доске, посмотрите свои словники. (Детям предлагаются словники, включающие в себя формулы приглашения; см. книгу Н. И. Формановской «Русский речевой этикет». Такие словники, содержащие в себе различные выражения русского речевого этикета, необходимая принадлежность занятий по культуре общения.)

- Чтобы сделать ваше приглашение более вежливым, надо ввести в формулу приглашения обращение, одиночное или распространенное (педагог приводит примеры.). Это первый способ.

Второй способ — надо приглашение сопроводить убедительной мотивировкой, например: «Дорогие друзья! Приглашаю вас на мой день рождения. Я буду очень рад вашему приходу. Заранее благодарю». Включение в приглашение слов

благодарности делает его по-настоящему вежливым.

Третий, завершающий, этап — решение речевых ситуаций. Слова педагога: «Ну вот, теперь вы знаете, как правильно приглашать в гости. (После этих слов звучит музыка из мультфильма «Чип и Дэйл спешат на помощь».) Вы слышите, кажется, ваши друзья спешат к вам? Но что это? Они стесняются зайти. Давайте, ребята, пригласим их к нам. Используйте, пожалуйста, те формулы приглашения, которые вы узнали.

Дети составляют устные приглашения.

Практическая работа с элементами ролевой игры.

- У Чипа и Дэйла завтра день рождения. Они хотят пригласить к себе Гайку и Вжика, но не знают, как это правильно сделать. Помогите им, пожалуйста.

- Чип и Дэйл приглашают вас поиграть. «Веселая викторина. Кто больше назовет слов приветствия, прощания, приглашения, благодарности?»

- Решите задачу, предложенную вам Чипом и Дэйлом. Пробегая мимо одноклассника, мальчик громко крикнул: «Слушай, забегай ко мне завтра, у меня день рождения! Смотри, подарок не забудь!» Обращаясь к однокласснику, мальчик сделал 4 ошибки. Исправьте их.

- А теперь Чип и Дэйл покажут нам, умеют ли они правильно приглашать. (Чип и Дэйл приглашают ребят в воскресенье к телевизорам на просмотр мультфильма.)

Подведение итогов занятия.

Публикации по теме:

Секрет волшебных словСекрет волшебных слов Беседа с использованием стихотворения "Что значит быть вежливым?" Сегодня отмечается международный день "СПАСИБО". Культура общения,.

Занятие по речевому этикету «Волшебное слово» цели: ввести воспитанников в раздел «Речевой этикет и культура общения»; раскрыть перспективы работы по этой теме; убедить воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению воспитанников развертыванию устойчивых формул речевого этикета «Если вы вежливы»
Опубликовано: 11 апреля 2014 в 13:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению воспитанников развертыванию устойчивых формул речевого этикета «Если вы вежливы»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Коробочкина (УИ 107787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД