МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению воспитанников развертыванию устойчивых формул речевого этикета «Если вы вежливы»

Надежда Коробочкина
Конспект занятия по обучению воспитанников развертыванию устойчивых формул речевого этикета «Если вы вежливы»

"Ежели вы вежливы. Устные формулы приглашения"

Цели этого занятия по этикету : показать способы развертывания устойчивых формул приглашения; научить пользоваться развернутыми формулами в речи для того, чтобы сделать общение более вежливым, деликатным; формировать у несовершеннолетних навыки культуры общения, умение определять такие нравственные категории, как воспитанность, вежливость.

Публикация «Конспект занятия по обучению воспитанников развертыванию устойчивых формул речевого этикета „Если вы вежливы“» размещена в разделах

Оборудование занятия : на доске — красочные изображения героев мультфильма Чипа и Дэйла, речевые формулы, употребляющиеся в ситуации приглашения: «Будьте добры, приходите», «Просим вас к нам», «Приходите, пожалуйста», «Не могли бы вы прийти» и т. д., плакат- приглашение от сказочных героев, ТСО — с записью музыки из мультфильма «Чип и Дэйл спешат на помощь».

Первый этап — динамичное, экспрессивное начало, настраивающее детей на проведение занятия по этикету. Слова учителя:

— Я хочу пригласить сегодня на занятие ваших любимых героев — Чипа и Дэйла. Как вы думаете, стоит ли отправить им приглашение? Хорошо, я отправлю это письмо (педагог держит конверт с заранее приготовленным приглашением) и думаю, что герои мультфильма не откажутся к нам прийти. Но мы должны встретить их, как следует, т. е. так, как это делают все воспитанные, вежливые люди (называются цели урока). Итак, письмо отправлено, и мы начинаем занятие.

Второй этап — актуализация опорных знаний по этикету (беседа с детьми, решение ситуативных задач) :

- Какого человека вы считаете вежливым?

- Всегда ли человек, который знает вежливые слова, может быть назван воспитанным? Почему? (Анализ стихотворения И. Антонова «Вежлив Витя или нет)

Малыша обидел Витя.

Перед школою в строю

Витя просит:- Извините,

Я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:- Извините,

Я немного опоздал.

- Тихомиров! Покажите

Нам на карте город Псков.

- Извините, -шепчет Витя -

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите свой ответ.

Вывод: не всякий человек, который знает вежливые слова, воспитан. Воспитанный человек не только знает вежливые слова, но и поступает всегда правильно, он порядочен по отношению к другим людям. Очень хорошо сказал об этом С. Я. Маршак в своем стихотворении «Ежели вы вежливы». (Чтение стихотворения.)

Ежели вы Вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите Старухе.

Ежели вы Вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус Вы поможете

Взобраться Инвалиду.

И ежели вы Вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы Вежливы,

Поможете Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы то есть сами.

И ежели вы Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы Вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда,

Не тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

И ежели вы Вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

И ежели вы Вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку Воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших Мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» - говорил.

Нет, ежели вы Вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

Основной структурный компонент данного типа занятия — обучение воспитанников развертыванию и правильному употреблению устойчивых формул речевого этикета, в данном случае — формул приглашения.

- Мы выяснили, что значит быть вежливым. Но скоро появятся гости, а вы еще не умеете правильно приглашать. А куда, по-вашему, можно пригласить друзей, родителей, учителя, знакомых? — спрашивает педагог.

1) Анализ ситуаций: пересказ отрывка «Винни-Пух идет в гости». Что Винни-Пух делал неправильно?

- Чтобы человек захотел к нам прийти, его нужно уметь правильно пригласить, такой вывод делают дети.

Чтение стихотворения Б. Заходера «Вежливый индюк».

- Как вы думаете, почему к индюку никто не пришел? Что же индюк делал неправильно? А как нужно было сказать?

Обыгрывание ситуаций: 4 ученика придумывают «приглашения» гостям, используя разные словесные формы.

2) Знакомство со способами развертывания речевых формул.

Какие слова-приглашения вы запомнили? Прочитайте формулы, записанные на доске, посмотрите свои словники. (Детям предлагаются словники, включающие в себя формулы приглашения; см. книгу Н. И. Формановской «Русский речевой этикет». Такие словники, содержащие в себе различные выражения русского речевого этикета, необходимая принадлежность занятий по культуре общения.)

- Чтобы сделать ваше приглашение более вежливым, надо ввести в формулу приглашения обращение, одиночное или распространенное (педагог приводит примеры.). Это первый способ.

Второй способ — надо приглашение сопроводить убедительной мотивировкой, например: «Дорогие друзья! Приглашаю вас на мой день рождения. Я буду очень рад вашему приходу. Заранее благодарю». Включение в приглашение слов

благодарности делает его по-настоящему вежливым.

Третий, завершающий, этап — решение речевых ситуаций. Слова педагога: «Ну вот, теперь вы знаете, как правильно приглашать в гости. (После этих слов звучит музыка из мультфильма «Чип и Дэйл спешат на помощь».) Вы слышите, кажется, ваши друзья спешат к вам? Но что это? Они стесняются зайти. Давайте, ребята, пригласим их к нам. Используйте, пожалуйста, те формулы приглашения, которые вы узнали.

Дети составляют устные приглашения.

Практическая работа с элементами ролевой игры.

- У Чипа и Дэйла завтра день рождения. Они хотят пригласить к себе Гайку и Вжика, но не знают, как это правильно сделать. Помогите им, пожалуйста.

- Чип и Дэйл приглашают вас поиграть. «Веселая викторина. Кто больше назовет слов приветствия, прощания, приглашения, благодарности?»

- Решите задачу, предложенную вам Чипом и Дэйлом. Пробегая мимо одноклассника, мальчик громко крикнул: «Слушай, забегай ко мне завтра, у меня день рождения! Смотри, подарок не забудь!» Обращаясь к однокласснику, мальчик сделал 4 ошибки. Исправьте их.

- А теперь Чип и Дэйл покажут нам, умеют ли они правильно приглашать. (Чип и Дэйл приглашают ребят в воскресенье к телевизорам на просмотр мультфильма.)

Подведение итогов занятия.

Публикации по теме:

Секрет волшебных словСекрет волшебных слов Беседа с использованием стихотворения "Что значит быть вежливым?" Сегодня отмечается международный день "СПАСИБО". Культура общения,.

Занятие по речевому этикету «Волшебное слово» цели: ввести воспитанников в раздел «Речевой этикет и культура общения»; раскрыть перспективы работы по этой теме; убедить воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению воспитанников развертыванию устойчивых формул речевого этикета «Если вы вежливы»
Опубликовано: 11 апреля 2014 в 13:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД