Елена Кордяшова
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Разноцветная фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему : «Разноцветная фантазия»
Цель: Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность, развивать познавательные способности.
Задачи:
Обучающие:
1. Продолжать учить детей выделять признаки исследуемого объекта, проверяя свои предположения экспериментальным путем.
Публикация «Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе „Разноцветная фантазия“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивать восприятие, мышление, речь в процессе активных действий с исследуемым материалом.
3. Учить делать выводы, в соответствии с результатами опытов.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать сообща.
Развивающие:
1. Развивать умения работать аккуратно, следуя инструкциям.
2. Развивать творческое воображение.
Здоровьесберегающие:
1. Сохранение уровня здоровья детей.
2. Обеспечение смены динамических поз в организованно образовательной деятельности.
Обогащать словарь детей: пищевые красители, пробирки, колбы.
Оборудование и материалы: пищевые красители, ножницы, пластиковые поддоны, стаканы, тарелки, ложки, контейнеры, ёмкости различной вместимости, колбы, пробирки, штатив для пробирок, палочки, вода, сода, уксус, средство для мытья посуды, молоко, ватные палочки, конфеты «Скитлс», мука, соль, растительное масло, ванилин; ноутбук, проектор.
Ход занятия:
Дети заходят в зал.
- Здравствуйте! Сегодня утром на столе я нашла письмо, но открывать не стала, решила дождаться вас, давайте узнаем, что там написано. (Открывается конверт, в нём лист бумаги)
- Ребята, посмотрите, что там написано? (Ничего).
- Как же нам его прочитать? Как узнать, что там написано? (Варианты ответов детей)
- А помните, в одном из мультфильмов мы видели, как персонаж тоже получил пустое письмо, а оно, как оказалось, написано невидимыми чернилами? (Да)
- У меня совершенно случайно, оказалась такая ручка, с фонариком, который поможет нам прочитать, что там написано.
Содержание письма: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам воспитатели первой младшей группы. У нас к вам есть очень большая просьба, но её не так просто выполнить. Мы хотели бы убедиться, что к выполнению нашей просьбы приступят самые серьёзные и ответственные ребята. Вам предстоит проделать опыты, в результате которых вы узнаете много нового и интересного о природных вещах и явлениях. К письму прилагается коробочка с подсказками».
- Дети, как вы думаете, что нам такого важного поручили? (Ответы детей)
- Думаю, мы скоро все узнаем. А пока, давайте постараемся и покажем какие мы серьёзные и ответственные! Вы согласны? (Да)
- Обратите внимания, сколько всего интересного тут для нас приготовлено. Но, мне кажется, есть, что то в этой коробке, что поможет нам.
Воспитатель открывает коробку, достаёт подсказку, читает её.
(Дальнейший ход занятия зависит только от подсказок, которые направляют детей.).
Подсказка №1. Опыт «Вулкан»
«Подскажу куда идти, поддоны синие найди»
- Расскажите, что вы видите перед собой? (Перед каждым ребё нком на столе стоит: 1 большой пластиковый стакан в пластиковом поддоне, пищевые красители, палочка для размешивания, сода, в стаканах, колбах, пробирках налиты: тёплая вода, средство для мытья посуды, уксус.) (Подсказать, если дети затрудняются ответить).
- Перед тем, как приступить к выполнению опыта, я хочу вам рассказать об основном ингредиенте, который будет присутствовать на протяжении всего нашего занятия, это пищевой краситель. Пищевые красители, являются одним из наиболее популярных видов пищевых добавок. Они используются для придания привлекательного вида продуктам, которые, к примеру, изначально были бесцветными. Пищевые красители бывают двух видов: натуральные и синтетические. Натуральные, например, получают из растений, микроорганизмов. А синтетические красители, которые имеют маркировку «Е», производят химическим путём, в лабораториях. Синтетические красители сейчас намного популярней натуральных, так как их можно найти и купить в магазинах, они не дорогие, дольше хранятся и имеют более насыщенный цвет. Сегодня мы будем использовать синтетические красители, изначально я все их проверила на безвредность, и могу смело вам сказать, что наши пищевые красители безопасны, а некоторые еще и полезны!
- Итак, продолжим. В этом эксперименте надо быть очень внимательными и аккуратными.
- Перед вами в поддоне стоит пластиковый стакан, первым делом налейте в него воды, после чего, насыпьте краситель того цвета, который вам больше всего нравится, размешайте палочкой. Далее добавьте средство для мытья посуды и столовую ложку соды. Размешать до однородной массы. А теперь самое интересное, осторожно наливаем в стакан уксус.
- Что же происходит? (Из стакана выходит пена)
- Ребята, как вы думаете это все получилось? (Ответы детей, подводим их к выводу).
Вывод: Сода вступает в химическую реакцию с уксусом, в результате чего и образуется пена.
- Замечательно! Пора бы открыть коробку и узнать, что нас ждёт дальше.
Подсказка №2. Опыт «Радужный скитлс»
«Если правильно пойдёте, то конфетки вы найдёте»
- Думаю, этот опыт вам тоже понравится. Что стоит на столе? (Перед детьми тарелки, стаканчики с тёплой водой, конфеты «Скитлс»).
- Выкладываем на тарелки конфеты по кругу, чередуя цвета, и в середину тарелки наливаем воду. Наблюдаем. Что вы видите? (Ответы детей).
- Правильно, образовалась «радуга».
- Как вы думаете, почему она получилась? (Ответы детей, делаем вывод).
Вывод: Данная реакция получилась из – за того, что конфеты содержат большое количество красителей и при контакте с тёплой водой они дали цвет.
- Мне кажется, мы немного засиделись, пойдемте немного отдохнём.
Физминутка «Если весело живётся делай так»
- Отдохнули?
- Пора прочитать следующую подсказку.
Подсказка №3. Опыт «Цветной взрыв»
«Не ходите далеко, а найдите молоко!»
- Для опыта нам необходимо : цельное молоко, жидкие пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка. Посмотрите, это всё имеется на столе? (Да)
- Очень хорошо, чтобы все получилось, молоко должно быть комнатной температуры, осторожно выливаем его в тарелку, чтобы дно было полностью заполнено молоком. Далее возьмите жидкие пищевые красители, отрежьте край упаковки и добавьте пару капель в молоко. Можете поменяться с соседом, так как краски во флаконе еще много.
- А теперь нам нужна ватная палочка, которую необходимо опустить в ёмкость с моющим средством, после чего ставим палочку в центр тарелки с молоком. Смотрим, что происходит. (Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться).
Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.
- Молодцы, ребята, предлагаю посмотреть мультфильм: Смешарики «Наука для детей. Как смешивать цвета».
- Вам понравился мультфильм? (Да)
- Ребята, подсказок совсем не осталось! Но обратите внимание, осталось еще одно задание, давайте присядем за стол и узнаем, что нас там ожидает.
Дети проходят за стол, воспитатель обнаруживает письмо, которое также не читается, и с помощью фонарика прочитывает «послание» детям.
Содержание письма: «Мы очень рады, что вы справились с нашими непростыми заданиями, надеемся, что вам очень понравилось. За этим столом сидят самые лучшие ребята, для вас то мы приготовили самое ответственное задание! Сегодня вы проводили опыты с пищевыми красителями, которые являются безопасными для здоровья человека, их добавляют в конфеты, торты, соки и во многие другие вкусности! Еще, пищевые красители можно использовать, для приготовления безопасных детских пальчиковых красок, а наши малыши очень любят рисовать! Помогите нам, ребята!»
- Приготовим краски малышам? (Да)
- Вместе мы справимся, потому что задание и правда, очень ответственное! Я вас сейчас научу, делайте всё, как я скажу и покажу. У нас все получится.
- Что вы видите на столе? (Ответы детей).
- Правильно, перед нами: мука, вода, подсолнечное масло, соль, ванилин, пищевые красители, ложка и ёмкость, в которой мы всё и смешаем.
- Первым делом подвиньте к себе пустой контейнер, насыпьте в него муку, соль и перемешайте их.
- Далее, начинаем наливать воду, одновременно помешивая муку и соль, когда вся вода окажется в контейнере, необходимо все тщательно перемешать, чтобы не оставалось комочков. После чего, добавляем подсолнечное масло. Для аромата, предлагаю добавить ванилин.
- Это, ребята, готовая основа пальчиковой краски, а теперь самое интересное, выберите цвет пищевого красителя, какой бы вы хотели, чтобы была ваша краска, размешайте её в отдельном стакане, чтобы весь краситель размешался. Добавьте его в нашу основу, хорошо перемешайте. Краска готова!
- Как вы думаете, малышам понравится наша краска? (Да)
- Давайте закроем контейнеры, а позже, мы подарим её ребятам младшей группы.
- Поздравляю вас! Вы на отлично справились со всеми заданиями, настоящие молодцы!
- Расскажите, вам понравились задания, которые для вас приготовили?
- Вам было трудно справиться с каким - нибудь из заданий? С каким?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какой ингредиент мы использовали во всех опытах?
- А что вам понравилось больше всего, то чем вы обязательно расскажете дома и может быть, попробуете вместе с родителями?
- Сегодня, я должна сказать, вы стали настоящими юными исследователями, мне было приятно с вами сотрудничать! Спасибо вам, ребята! До свидания!