Приложение МААМ

Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы 5–6 лет «Здравствуй, зимушка-зима!»

Марина Потькалова
Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы 5–6 лет «Здравствуй, зимушка-зима!»
▼ Скачать + Заказать документы

В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется экологическому образованию. В содержании программы «Детство» познание детьми природы осуществляется за счёт углубления и обогащения их представлений, получения новых знаний, конкретизации усвоенных в предыдущих возрастных группах сведений об окружающем мире.

Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы 5–6 лет „Здравствуй, зимушка-зима!“» размещена в разделах

При выборе образовательной технологии мы учитывали, что к шести годам у детей возрастает познавательный интерес к окружающему миру, развиваются целенаправленность и результативность интеллектуальных операций, желание проникнуть в суть окружающих явлений. В связи с чем, опытная работа была положена нами в основу написания данного конспекта.

Использование нами в образовательном процессе опытов с замерзшей водой позволяет познакомить детей со снегом и льдом, сформировать у них естественно-научные представления, развить высшие психические функции: произвольное внимание, память и мыслительную деятельность. В каждом опыте дети подводятся к раскрытию причин наблюдаемого явления, к суждениям и умозаключениям об установлении зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Наблюдая и рассматривая результаты опытов, дети учатся устанавливать элементарные зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ, их приспособлением к среде обитания.

При разработке занятия мы учитывали, что у детей 5-6 лет доминирует наглядно-образное мышление, в связи с чем, они лучше оперируют наглядными образами. Поэтому в образовательный процесс мы включили разный иллюстративный материал о зимних погодных явлениях, а также показ детям слайдов с иллюстрациями зимней природы, что, в свою очередь, позволяет поддерживать их интерес и познавательную мотивацию на протяжении всего времени занятия. Использование в образовательном процессе развивающей игры В. В. Воскобовича «Прозрачный квадрат» способствует проявлению детьми пространственного воображения, фантазии и творчества.

Тема занятия «Здравствуй, зимушка-зима была выбрана нами неслучайно. Во-первых, данная тема входит в календарно-тематическое планирование образовательного процесса с дошкольниками, поэтому представленный материал будет интересен педагогам, непосредственно работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Во-вторых, она позволяет стимулировать у детей наблюдательность к типичным явлениям зимнего сезона родного края и познавательную активность при установлении элементарных зависимостей в неживой природе и жизнью живых существ. В-третьих, данная тема занятия способствует расширению экологических представлений у детей и воспитанию чувства восхищения уникальностью природы родного хабаровского края, желания сохранять и заботиться о ней.

Цель данного занятия : систематизировать представления детей о зиме, как сезоне года.

Задачи:

1. Углубить представления детей о зиме : типичные осадки и явления погоды, состояние растений, особенности жизни зверей, птиц и насекомых, рыбы в реке.

2. Познакомить детей со строением снежинки, научить её самостоятельно рисовать и придумывать для неё разный узор.

3. Развивать у детей произвольное внимание, любознательность и самостоятельность суждения при проведении опыта по установлению зависимости между состоянием воды и температурой воздуха.

4. Воспитывать чувство красоты и любви к природе родного края, желание сохранять уникальную красоту родного края.

Оборудование к занятию :

иллюстрации «Природа зимой» из альбома А. Плешкова «Оглянись вокруг» : «метель», «вьюга», «зимой на реке»;

иллюстрация со снежинками (см. рис. 1) :

Рис. 1. Снежинки.

аудиозаписи с фонограммами «метель», «вьюга»;

ёмкость для рыхлого снега;

блюдце с водой и банку с водой (для проведения опыта);

мультимедийный диапроектор;

слайды с иллюстрациями природного ландшафта реки.

Раздаточный материал на каждого ребё нка:

увеличительное стекло;

ложечки для снега;

синий карандаш и листочек со снежинками (см. рис. 2) :

Рис. 2. Лист со снежинками.

тетрадь Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2017. Ч. 1, с. 21.

условные обозначения (модели) способов приспособления зверей к зимним условиям (см. рис. 3) :

Рис. 3. Модели приспособления зверей к зимним условиям.

игра В. В. Воскобовича «Прозрачный квадрат» (см. рис. 3);

Рис. 4. Игра В. В. Воскобовича «Прозрачный квадрат».

С детьми нами была проведена большая предварительная работа, включающая:

1. Познавательные беседы о животном и растительном мире Хабаровского края.

2. Рассматривание иллюстрированных альбомов «Животный мир Хабаровского края», «Хвойные растения Хабаровского края», иллюстрированных книг, энциклопедий о природе Хабаровского края.

3. Наблюдения за снегопадом.

4. Знакомство с моделями приспособления животных к зиме (см. рис. 4) :

Рис. 4. Наглядный материал к теме «Как звери готовятся к зиме».

5. Выполнение игровых заданий с помощью серии развивающих игр В. В. Воскобовича.

6. Опытно-экспериментальная работа по изучению свойств воды и льда.

Ход занятия:

I. Вводная часть занятия :

Педагог собирает детей возле мольберта с иллюстрациями и репродукциями с изображением зимы и предлагает их рассмотреть:

- Ребята, посмотрите за окошко! Какое у нас сейчас наступило время года? (ответы детей : зима) А как вы узнали? Какие приметы вам на это указали? (ответы детей : стало очень холодно, снег покрывает землю).

- Правильно, ребята, куда ни посмотришь зимой, всё вокруг бело.

Что случилось, приключилось? Стали белыми дома!

Это к нам сама явилась белошубая зима!

- А зима какая? (ответы детей : холодная, белоснежная, вьюжная, студёная, сверкающая, хрустальная пр.).

- А вы знаете, что зима это ещё и самое интересное время года? А хотите проверить? (согласие детей) Тогда давайте с вами поставим на балкон блюдце с водой и банку с водой (педагог ставит с детьми ёмкости на балкон, а зачерпнём немного снега и рассмотрим его. Проходите к столам (дети проходят к столам и встают вокруг них).

II. Основная часть занятия :

1. Опыт «Рассматривание снежинок через увеличительное стекло» :

- Ребята! Снег – признак наступившей зимы. Посмотрите, какой снег? (ответы детей : белый, пушистый, мягкий, искристый, колючий, холодный и пр.)

- А теперь возьмите каждый из баночки по ложечки снега и рассмотрите его через лупу. Что вы заметили? (Правильно, снег состоит из множества снежинок)

- А есть ли похожие снежинки? (Ответы детей : похожих снежинок нет)

- А на что похожи снежинки? (Ответы детей : снежинки похожи на цветы, на звёздочки). Сосчитайте, сколько у них лучей? (у них шесть лучей)

Обобщение педагога: Правильно, ребята! Снег состоит из отдельных снежинок. Они разные, но все похожи на звёздочку. Полюбуйтесь их красотой!

- А вы знаете, как снежинки образуются? (ответы детей) Конечно, когда на улице становится холодно, в небе маленькие дождевые капельки замерзают и превращаются в снег.

2. Рассматривание иллюстрации со снежинками:

- Ребята! Каждый лучик снежинки состоит из белой веточки, на которой тоже растут маленькие белые веточки. Эти ветки по-научному называют кристаллами. Они пересекаются в середине снежной звёздочки. Каждая снежинка начинает расти из центра – с того места, где снежные веточки пересекаются. Рост снежинки похож на рост дерева: из центра вырастает шесть стволов, на каждом из которых начинают расти веточки.

Рис. 1. Иллюстрация со снежинками.

- Посмотрите, звёздочки могут иметь разные веточки – длинные или короткие, толстые или тонкие, но всегда у звёздочки-снежинки растёт только шесть веточек-лучиков.

3. Чтение педагогом отрывка рассказа:

- Послушайте, ребята, как интересно рассказывает о снежинках писатель В. Архангельский: «Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью гранями.

Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар. Зимой он превращается не в капли дождя, а в снежинки».

- Ребята! А вы хотите нарисовать снежинки? (согласие детей)

4. Самостоятельная работа: рисование снежинок (с использованием приёма преднамеренной ошибки)

- Ребята! Я для вас приготовила листочек со снежинками и нарисовала вам уже одну (см. рис. 2). Помогите мне дорисовать узоры на снежинках и мы устроим с вами настоящий снегопад! (дети самостоятельно дорисовывают снежинки на листочке. В процессе работы они замечают снежинку с 8 лучиками и отмечают, что она нарисована неправильно – такой снежинки не бывает. Им предлагается её зачеркнуть).

Рис. 2. Лист со снежинками.

- Ребята! У вас у каждого получились разные снежинки, непохожих друг на друга своим узором. А сейчас я вам предлагаю придумать свой узор для снежинки и нарисовать её вверху, на свободном месте, рядом с другими снежинками. Помните, что одинаковых снежинок практически не бывает, но у всех снежинок всегда шесть лучей! (дети самостоятельно придумывают узор и рисуют снежинку на листочке)

- Ребята! Полюбуйтесь какие красивые и разные у вас получились снежинки. Наша зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Когда нет мороза, снежинки, падая на землю, лепятся друг к другу и образуют хлопья. И я вам предлагаю устроить из наших снежинок снегопад! Выходите из-за столов и становитесь в кружок! (дети берут в руки листочки с нарисованными снежинками и становятся в круг)

5. Пластический этюд «Снегопад» :

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Покружились как снежок,

Собрались опять в кружок! (дети кружатся и затем становятся в круг)

6. Рассматривание иллюстраций «Метель» и «Вьюга» :

- Ребята! Снегопад из пушистого белого снега – настоящее зимнее чудо! Положите свои листочки на столы и подойдите к мольберту.

- Вы знаете, что у зимы, кроме снегопада, ещё помощники есть? Нет! А хотите узнать? Это метель и вьюга. А вы знаете, чем они отличаются? А чтобы узнать, я вам предлагаю посмотреть на эти иллюстрации (педагог обращает внимание детей на иллюстрации, выставленные на мольберте).

- Как вы думаете, чем похожи эти иллюстрации? (ответы детей : на них сильно дует ветер со снегом)

- А где разыгралась метель, а где вьюга? (дети предлагают свои варианты)

- А кто думает иначе? Почему вы так думаете?

- Ребята! Я выслушала ваши варианты и теперь хочу вам сказать, что на первой иллюстрации, посмотрите, действительно разыгралась метель. Метель – это когда дует сильный ветер со снегом. Видите? (педагог показывает на иллюстрацию). Посмотрите, как метель метёт снег по земле, и послушайте, отрывок произведения с таким же названием «Метель» (звучит аудиозапись с фонограммой «Метель»).

- Вы услышали, какая метель? (ответы детей : сильная, снежная, быстрая, колючая и пр.)

А на второй иллюстрации (показывает на вторую картинку) изображена вьюга. Вы верно отметили, что она похожа на метель, потому что сильный ветер также кружит снег над землёй, но вьюга метёт его в разные стороны. Вот в этом и отличие вьюги от метели!

7. Пластический этюд «Вьюга» :

- Ребята! А хотите полетать, как снежинки во время вьюги? (педагог включает отрывок аудиозаписи с фонограммой «Вьюга»).

Снег во все стороны летит,

Весело кружится! …

И на землю тихо,

Падает ложится!

- Ребята! Вьюга покружилась и успокоилась, а всё кругом она засыпала белым снегом. Интересно, а какой снег на ощупь! Вы знаете? Я вам предлагаю подойти к столу и потрогать снег (дети подходят к столам и рукой ощупывают снег)

8. Анализ с детьми проблемной ситуации:

- Ребята! Вот вы взяли снег, потрогали его. А скажите, какой снег на ощупь? (ответы детей : колючий, холодный, белый, мокрый и пр.)

- А как вы считаете, если снег такой холодный, значит под снегом всё должно замёрзнуть? А кто ещё как думает? А кто думает иначе? (Ответы детей)

- А что будет, если снега будет мало? А могут растения без снега перезимовать? Почему? (Ответы детей).

Обобщение педагога: Правильно вы говорите, зима снегом, словно белым покрывалом, землю накрыло. Толстый слой снега согревает землю. Он не подпускает к ней морозный воздух и под ним растения спокойно спят до весны.

Посмотрите на зимний лес!

9. Демонстрация с помощью диапроектора иллюстрации амурской тайги:

Педагог демонстрирует на экране слайды с изображением зимней амурской тайги и обращается к детям:

- Ребята! Какая красивая амурская тайга зимой! На сопках высокие деревья зима укутала снегом, кустарники принакрылись снегом, точно шапкой. Они стали красивым домом и укрытием для животных, поэтому так необходимо беречь и сохранять нашу уникальную природу. Кажется, что в лесу, кроме деревьев, никого нет.

- Ребята! А звери в лесу зимой тоже спят? Нет? А кто думает иначе? Чтобы разобраться, предлагаю вам вначале вспомнить условные обозначения (модели) способов приспособления зверей к зимним условиям. Подходите к столам.

10. Самостоятельная работа в тетради:

- Перед вами модели приспособления зверей к зимним условиям (рис. 3) :

Рис. 3. Модели приспособления зверей к зимним условиям.

Давайте их последовательно назовё м:

1 – животные делают запасы на зиму; 2 – звери меняют окраску;

3 – звери линяют; 4 – звери впадают в спячку;

5 – звери прячутся в дупле; 6 – звери прячутся в норе;

7 – звери готовят жилище к зиме.

А теперь для разных зверей – зайца, медведя, волка, ежа, лося и белки – выберите только те модели, которые показывают, как они приспособились к зимним условиям (рис. 5).

Рис. 5. Работа с моделями в тетради.

- А теперь, ребята, расскажите, какие модели вы выбрали для каждого зверя (дети поочерёдно рассказывают, какие модели они выбрали).

Обобщение педагога: Вот видите, лесные звери зимуют по-разному : одни спят, другие – активные, постоянно ищут себе корм.

11. Вопросы к детям:

- Ребята! А почему в зимнем лесу не видно насекомых? (ответы детей : они спрятались, они под корой деревьев)

- А где же птицы? Все ли птицы улетают в тёплые края? А какие птицы остаются зимовать? А чем мы можем им помочь?

12. Опыт с водой и льдом:

- Ребята! А как вы думаете, как рыба в реке зимует? Не знаете? Тогда давайте достанем с балкона и рассмотрим наши блюдце и банку с водой (педагог достаёт с балкона и ставит ёмкости на стол перед детьми).

- Посмотрите, мы на мороз вынесли два сосуда с водой – блюдце и высокую банку (см. рис. 6). И что вы видите? (ответы детей : на морозе вода в них замёрзла)

Рис. 6. Сосуды с водой.

- Скажите, в каком сосуде вода полностью замёрзла и превратилась в лёд? (дети отмечают, что в блюдце).

- Правильно, в маленьком блюдце вода быстро промёрзла до самого донышка. Вот так же быстро и полностью замерзает вода в маленьких водоёмах и озёрах, когда на улице становится холодно. И вся жизнь в них замирает: населяющие их мелкие рачки и лягушки впадают в спячку.

- А в большой банке вода тоже до дна промёрзла? Правильно, в ней вода промёрзла не до конца, а только сверху. Точно также вода замерзает и на реках, потому что реки – это глубокие водоёмы и у них промерзает только верхний слой. А под ним жизнь в реке зимой не прекращается (педагог показывает на иллюстрацию). Посмотрите! Подо льдом в реке тихо плавают и дремлют рыбы, зарывшись в ил, тихо спят лягушки и раки (см. рис. 7).

13. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» :

- Ребята! Видите, какое зима удивительное время года! А, как вы думаете, зима – это хорошо или плохо? (варианты детей)

- Кто думает, что зима – плохо? Почему? (ответы детей : большие сугробы, очень холодно, короткий день и пр.)

- Кто считает, что зима – хорошо? Почему? (ответы детей : можно строить снежную бабу, зимой празднуем праздник Новый год, получаем подарки и пр.)

- Ребята! А кому из вас нравится зима?

Рис. 7. Зимой на реке.

Обобщение педагога: Ребята, зима действительно удивительное время года, когда мало света и тепла, когда растения находятся в состоянии погода, а животные изменяют свой образ жизни и поведение из-за недостатка еды, когда из-за снижения температуры воздуха земля и вода замерзают. Но зато только зимой можно поиграть в хоккей, покататься на коньках и лыжах, поиграть в снежки. Вот такое замечательное время – зима!

14. Вопросы к детям:

- Ребята! А вы знаете, что только зимой можно увидеть на окнах морозные узоры?

- А вы знаете, что узоры могут быть не только из инея на окнах, но и из льдинок на реках?

- А вы знаете, почему только зимой можно увидеть эти замечательные узоры из инея и льдинок? (ответы детей) Правильно, только зимой вода превращается в иней и лёд, потому что на улице становится холодно.

15. Самостоятельное конструирование детьми рельефных изображений (по замыслу) из пластинок игры «Прозрачный квадрат» :

- Ребята! А вы любите играть с льдинками? У нас в группе есть Нетающие льдинки озера Айс. Давайте подойдём к столам, возьмём льдинки, и каждый выложит из них то изображение, какое захочет. А мы посмотрим у кого получится самое необычное изображение!

Дети выкладывают разные изображения, при затруднении они пользуются образцами изображений, воспитатель оказывает им индивидуальную помощь.

- Ребята, у всех из льдинок получились узоры? Посмотрите друг у друга, какие у вас замечательные силуэты получились! Полюбуйтесь ими! (дети анализируют силуэты друг друга).

III. Рефлексия:

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами узнали, какое интересное время зима. А что было для вас сегодня самым интересным? (ответы детей)

- А что бы вам хотелось повторить? (ответы детей)

- А где вы будете применять эти знания? (ответы детей)

- А что вы расскажете сегодня дома своим родителям о зиме? (ответы)

IV. Заключительная часть занятия :

Воспитатель благодарит детей за активную работу, отмечает участие каждого ребёнка и говорит, что занятие окончено.

В результате данного занятия педагог получит возможность углубить и представления детей об особенностях зимы как сезона года. В свою очередь, дети с помощью педагога научатся исследовать снежинки и рисовать их, уточнят особенности метели и вьюги как погодных явлений зимы, а также в процессе опытной работы смогут проанализировать и выявить зависимость между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ.

В процессе решения проблемных ситуаций у них будет развиваться произвольное внимание, познавательный интерес, оперативная память и объяснительная речь. Занятие также позволит сформировать у детей чувства красоты и любви к природе родного края, желание её беречь и охранять.

Список использованной литературы:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159 с.

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 131 с.

3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2011. – 528 с.

4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2017. – Ч. 1, с. 21, 23, 24. (Библиотека программы «Детство»).

5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.

6. https://3forum.org.ua/viewtopic.php?id=1314

Публикации по теме:

Конспект НОД по музыкальному развитию в старшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима!» Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, выявление образа зимы и умение передавать его в различных музыкальных видах деятельности.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима !»Конспект открытого занятия в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима !» Цель: Обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину.

ООД по рисованию в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима» с интеграцией образовательных областей.ООД по рисованию в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима» с интеграцией образовательных областей. Цель :знакомство с зимнем временем года; учить рисовать дерево. Задачи :знакомить детей с зимнем временем года, с сезонными изменениями,.

Проект по ознакомлению с окружающими миром «Здравствуй, зимушка-зима»Проект по ознакомлению с окружающими миром «Здравствуй, зимушка-зима» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители,.

Квест-занятие по речевому развитию в подготовительной группе с использованием мнемотехники «Здравствуй, Зимушка-зима«Квест-занятие по речевому развитию в подготовительной группе с использованием мнемотехники «Здравствуй, Зимушка-зима« Развивающее квест-занятие по речевому развитию в подгот-ной группе с использованием инновационной технологии по мнемотехнике Тема: «Здравствуй,.

Сценарий праздника Дня здоровья (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы) «Здравствуй Зимушка-Зима» Юлия Крючкова Сценарий праздника Дня здоровья (младшая, средняя, старшая и подготовительная группа) Сценарий праздника Дня здоровья (в.

Сценарий развлечения «Здравствуй, Зимушка-зима» для детей первой младшей группыСценарий развлечения «Здравствуй, Зимушка-зима» для детей первой младшей группы Сценарий развлечения «Здравствуй, Зимушка-зима!» для детей 1 младшей группы. Цель:Формировать представления о зиме и зимних забавах. Задачи:.

Видео и интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в нетрадиционной технике «Зима» Цель: Обогащать представления детей о зимней природе посредством живописи, музыки поэзии, развивать творческие способности детей с использованием.

Экологический проект «Здравствуй, зимушка-зима» (для детей 5–6 лет)Экологический проект «Здравствуй, зимушка-зима» (для детей 5–6 лет) Здравствуйте Уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию экологический проект «Здравствуй.

Здравствуй зимушка-зима! (оформление группы)Здравствуй зимушка-зима! (оформление группы) Здравствуй, в белом сарафане Из серебряной парчи На тебе горят алмазы Словно яркие лучи. Здравствуй, русская молодка Раскрасавица- душа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы 5–6 лет «Здравствуй, зимушка-зима!»
Опубликовано: 26 февраля 2023 в 03:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы 5–6 лет «Здравствуй, зимушка-зима!»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Потькалова (УИ 1272069) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД