Любовь
Занятие по ознакомлению с творчеством В. М. Васнецова для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ
Цели: Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Учить составлять описательные рассказы по картине.
Развивающие задачи:
- Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, память.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Используемые методы:
- наглядные (демонстрация иллюстраций к сказкам, картина «Аленушка»)
- словесные (беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме)
Публикация «Занятие по ознакомлению с творчеством В, М, Васнецова для детей старшей группы» размещена в разделах
Оборудование: картина «Аленушка», книга со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», аудиозапись сказки
Организация. Картина «Аленушка» висит на магнитной доске. Дети сидят параллельно окну.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Воспитатель находится в группе. Детей заводит в группу помощник воспитателя.
– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости.
(Здороваются с гостями.)
В. заводит детей в хоровод:
Осень тихо так шагает
И листочки обрывает,
Под ноги прохожим
Горстками кидает.
Дождь в окно стучится,
А зайти боится.
Песенка про осень
Льётся и струится.
Жёлтый коврик под ногами –
Это осень между нами,
Ходит, золотая,
Листьями играя.
Дети берут стульчики, рассаживаются перед окном в 2 ряда.
- Ребята, а теперь я хочу проверить, как вы знаете сказки! Посмотрите и скажите, из каких сказок эти иллюстрации.
Демонстрируются по одной, дети называют сказки (Колобок, Теремок, Сказка о старике и золотой рыбке, Дюймовочка).
- А в какой сказке есть персонаж коза, козленок? (Волк и семеро козлят, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Коза-дереза).
-Хотите встретиться с Аленушкой? Кто нам поможет с ней встретиться? (книга)
-Так мы послушаем про Аленушку, а нам надо так встретиться, чтобы мы ее увидели (художник)
2. Рассматривание картины, чтение сказки.
-Ребята, есть такой художник - Виктор Васнецов, он написал картину «Аленушка». Сейчас мы ее рассмотрим. (В. вывешивает на доске картину).
- О ком (о чем) нам рассказал художник?
Дети смотрят, высказывают свои мнения.
-Почему же мы сразу увидели Аленушку? (так ее нарисовал) Да, нарисовал ее в центре. Девушка, сидящая на камне, на берегу заросшей речки, привлекает взгляды своей простой красотой.
-А как мы догадались, что у нее грустное настроение? (ответы детей - колени обхватила руками, голову склонила, глаза печальные).
-А покажите, как сидит Аленушка, сядьте так же, как на картине. Да, так сидит. А теперь давайте послушаем сказку и решим, почему же она так пригорюнилась, опечалилась.
- Но аудиозапись сказки в исполнении диктора мы с вами уже слушали утром, а сейчас я хочу вам предложить послушать сказку из книги, такую, какой ее придумал русский народ.
Воспитатель читает сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
3. Сейчас давайте проведем с вами разминку!
Листопад
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Взмахи руками.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Повороты вокруг себя.
4. Составление описательных рассказов.
- Эту сказку написал русский народ, значит сказка. (русская)
- А как мы еще поймем, что сказка русская (по именам главных героев)
- Молодцы!
-Так почему же Аленушка такая грустная?
(Дети: потому что братец стал козленочком, мамы нет. Потеряла Аленушка братца).
-А как мы догадались, что она печальная? (лицо грустное, братца долго искала, он не послушался ее и выпил из козьего копытца). Сестрица Аленушка, уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись, наклонивши голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль. Где же ты мой братец Иванушка? Может злая Баба Яга превратила братца в козленочка? - все время не покидают Аленушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, даже сама природа грустит вместе с ней.
- Посмотрите на Аленушку, как она выглядит? (платье порвала, ноги грязные, волосы растрепаны). - Почему? (братца потеряла, долго искала по лесу, бегала, все платье порвала об ветки)
-А где же остановилась Аленушка, пригорюнилась? (у озера, речки).
-А есть ли кто-то рядом с ней? (нет)
-Да, тишина кругом, мы слышим эту тишину. Послушайте! Как тихо в лесу! Как будто природа тоже грустит вместе с Аленушкой! Так нарисовал художник. А какое настроение в лесу? (как-то грустно, все желтое, тихо). Девочку окружает лесная непроходимая чаща, которая пугает своей мрачностью. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесном озерце тоже отпугивает своей темнотой, мрачностью и глубиной.
- А какая природа вокруг, давайте поговорим о ней.
Что можно сказать о солнце? (Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет, только светит немного за лесом).
О небе? (Небо на картине хмурое, пасмурное, серое).
Деревья какие? (Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтые, в воду смотрят)
Ветер? (Ветра нет, листочки не колышутся, и вода не движется).
Дождь? (Дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах. Осенью часто идут дожди).
Трава? (Трава желтая и сухая. Все озеро травой заросло).
- Молодцы, все рассказали! - Да, так художник написал картину к сказке. Это была его любимая картина. А в роли его героини была обычная девушка крестьянка, которую художник увидел в одной деревне, в которой отдыхал. Уж такая девушка грустная была, что захотелось ее нарисовать. Так и получилась эта картина, которую мы сейчас с вами рассматривали.
- Вам понравилась картина? Мы сможем завтра нарисовать осенний лес? Договорились!
А на последок мы с вами прослушаем мелодию Иосифа Ахрона Настроение.
Hebrew Melodi op.33
Или Бетховен Грустная мелодия[осень]
Прекрасная мелодия, но скучная. Спасибо вам ребята.