Ольга Бутько
Занятие по познавательному развитию «Кто с мечом к нам придет, тот от него и погибнет. Бородинское сражение»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по познавательному развитию
«Кто с мечом к нам придет, тот от него и погибнет.
в подготовительной группе
Тема: «Кто с мечом к нам придёт, тот от него и погибнет» -
Бородинское сражение 1812г».
Цель:
- продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний.
Задачи:
Публикация «Занятие по познавательному развитию „Кто с мечом к нам придет, тот от него и погибнет, Бородинское сражение“» размещена в разделах
-познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой отечества - Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа; с тем, кто защищал Россию в те времена;
-познакомить детей с Днем воинской славы России – 8 сентября 1812 года – Бородинское сражение;
- воспитывать в детях чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость;
-пополнить словарный запас детей: редут, картечь, кивер, уланы, драгуны;
- продолжать формировать умение рисовать ватными палочками;
- развивать воображение, творчество.
Материал к занятию :
Мультимедийная установка, презентация к занятию, краски акварельные, ватные палочки, салфетки.
Ход занятия:
1. Вводное слово воспитателя.
-Я предлагаю совершить путешествие в прошлое нашей страны. Кто мне скажет, а в какой стране мы живём? (Мы живём в России). (слайд 2)
2. Основная часть.
Воспитатель. Что изображено на этом макете? (слайд 3)
Дети. Бой, сражение.
Воспитатель. Почему вы так думаете?
Дети. Сражаются две армии.
Воспитатель. Да, воины одной армии одеты в зеленые мундиры, а воины другой – в синие. Как вы думаете, когда происходило это сражение?
Дети. Давно, так как нет современной боевой техники – танков, самолетов и т. д., а есть конница.
Воспитатель. Как вооружены солдаты? Есть ли луки, копья, мечи?
Дети. Нет. Есть ружья, пушки.
Воспитатель. Да, солдаты, вооруженные ружьями – пехотинцы; солдаты, стреляющие из пушек – артиллеристы.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы очень внимательны! Вы заметили очень важные детали: вооружение, одежда, укрепления! Вы, верно, определили, что сражение это происходило очень давно! И сегодня мы с вами познакомимся с этой славной страницей русской истории – с Отечественной войной 1812 г., войной русских людей с французскими захватчиками, и главной битвой – Бородинским сражением.
(портрет Наполеона) (слайд4)
Воспитатель: В далекой стране Франции появился новый император. Звали его Наполеон. Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. Но его иначе как «великий император», «великий полководец» не называли. Захотелось ему стать властелином всей Земли. И начал он воевать. Много государств покорилось ему – он завоевал почти все страны Европы. Но ему этого было мало. Огромные просторы России манили его. Подчинить себе Россию, а там и Индия, и Китай будут его. И вот напал он на Россию. Но не покорились ему земля русская, не покорился ему народ смелый. Стеной встал он на защиту Родины и дал отпор врагу. Война с Наполеоном, с французской армией получила название Отечественной, так как все русские люди: и бедные, и богатые, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества.
(портрет Кутузова) (слайд 5)
- Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. М. И. Кутузов участвовал в военных походах. В июне 1774 при штурме он получил ранение в голову, и его правый глаз перестал видеть. Он носил черную повязку. Солдаты уже давно его знали и любили. Они говорили: «Пришел Кутузов бить французов!» Кутузов остановил русскую армию возле села Бородино под Москвой, где произошло самое знаменитое сражение.
(иллюстрация Бородинского сражения). (слайд 5)
8 сентября 1812 года М. И. Кутузов решил дать бой армии Наполеона у деревни Бородино. Кутузов выбрал удачное место для сражения. Посмотрите на макет. Справа русские войска были защищены рекой, а слева – за короткое время солдаты соорудили земляные укрепления – редуты и флеши.
(слайд 6)
Редуты -отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, как правило (но не обязательно) земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны.
Флеши (фр. fleche — стрела) — полевые, иногда долговременные, укрепления. Состоят из двух фасов длиной 20—30 метров каждый под острым углом. Угол вершиной обращён в сторону противника.
Ребенок: И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
Воспитатель: И вот битва началась! Врагов было в два раза больше.
(слайд 12)
Ребенок: И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом…
И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Воспитатель: Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное сражение.
Только темная ночь остановила бой. Наполеон потом сказал: «Самое страшное сражение из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!» (слайд 13-14)
«Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала.
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой удалый.
Наш рукопашный бой.» (слайд 15)
Русских было намного меньше, чем французов, и Кутузов приказал отступить, чтобы сохранить войска и потом вновь ударить по врагу. «С потерей Москвы ещё не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна, - эти слова Кутузова вошли в историю.
(слайд 16) Гордо вошёл Наполеон в Москву и стал ждать, когда к нему явятся русские. Но никто к нему и не думал идти на поклон. Москва была пуста. Жители ушли из нее.
(слайд 17)
Ребенок: Напрасно ждал Наполеон
Последним счастьем упоенный.
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою
Не праздник, не приемный дар
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
(иллюстрации Пожара Москвы)
(слайд 18)
Воспитатель: Город горел. Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир. Но никто ему мира не предлагал. Французам нечего, было, есть, они мёрзли, и тогда Наполеон решил уйти из Москвы, так и не дождавшись покорности русского народа.
(слайд 19)
Кутузов заставил Наполеона идти по той же дороге, по которой Наполеон пришел в Россию. А там все было разрушено и пусто. Французские солдаты мёрзли. Голодали. Во время одного из боев на реке Березине Наполеон чуть не попал в плен. И тогда он бросил своё войско и убежал во Францию. Так и не удалось ему покорить Россию!
Оружие войны 1812г. (слайд 20-22)
Одежда солдат (слайд 23-24)
Ки вер — военный головной убор цилиндрической формы с плоским верхом, с козырьком, часто с украшением в виде султана.
Род войск (слайд 25-33)
(слайд 27) Ула ны — наряду с гусарами род легковооружённой (в противовес кирасирам) новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор (уланка).
(слайд 28)Драгу ны (фр. dragon букв. «дракон») — название рода войск (устар. «род оружия») конницы (кавалерии, способной также действовать и в пешем строю.
В Российской Империи были драгуны конной службы, то есть кавалерия, способная действовать в спешенном состоянии, и драгуны пешей службы, действующие, в основном, лишь в спешенном состоянии, но использующие лошадей для перемещений.
(слайд 34-36) В память о победе русских войск над Наполеоном в разных городах России строились памятники, храмы. В Москве это храм Христа Спасителя, Триумфальная арка, памятник М. И. Кутузову.
Физминутка
Вверх ладошки!
(Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа.)
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим.
(Руки сложили накрест перед грудью.)
Практическая часть
А сейчас мы с вами поработаем за столами. Мы с вами покрасим лошадь акварельными красками с помощью ватных палочек.
Дети выполняют задание.
Итог занятия.