Анна Васильевна Черных
Занятие по познавательному развитию «Песочная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о пустыни (почва, растения, животные)
Задачи:
• Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать цели;
• Развивать через экспериментальную деятельность мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;
• Формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов, способствовать воспитанию самостоятельности;
• Развивать эмоционально-чувственный опыт детей;
• Совершенствовать диалогическую речь.
Публикация «Занятие по познавательному развитию „Песочная лаборатория“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Материал: посылка, песочница, сюрприз «Конфета с ребусом»; з стола с надписями: «Изучение растений», «Изучение песка», «Изучение животных», поддоны с песком палочки разной длинны; круглые крышечки; коробка с игрушками «Животные»; изображение кактусов; перчатки; схема «Внешний вид растений пустыни»
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. А теперь повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладонями и улыбнитесь.
2 Вводная часть.
-Сегодня к нам в группу пришла посылка. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней интересного.
-Что это, ребята? (песок)
-Ребята, как вы думаете, что такое песок? Какого он цвета? Какой он? Кто, что интересного может рассказать о песке?
Песок - очень интересный материал, из него можно построить замки и башни, мосты и пустыню, а еще на песке можно отпечатать следы. Хотите оставить следы на песке?
-При помощи чего вы сделаете следы? (кулачками, пальцами, ребром, ладошкой).
Затем дети оставляют следы на песке.
-Что вы почувствовали? (песок мягкий, вязкий, рассыпчатый, сыпучий)
-Прохладный он или теплый, сухой или сырой?
Песок часто таит в себе много тайн и сюрпризов.
-Ребят, здесь в посылке ещё что-то есть. Посмотрите это конфета. Какое странное послание. Ведь новый год еще не скоро. Как вы думаете что там? Вам интересно узнать? Давайте развернем и посмотрим.
Педагог с детьми разворачивает конфету, внутри нее ребус.
-Дети, это ребус. Тут спрятано какое-то слово. Попробуем его разгадать? Нужно определить первый звук в названии каждой картинки и написать под ней соответствующую букву и прочитать слово.
Дети расшифровали слово «песок»
- О каком именно песке идет речь? Непонятно… Ведь песок можно увидеть везде. Ребята, где вы встречали песок? (на берегу моря, в карьере, на участке в песочнице….)
В ребусе есть подсказка: разгадав знак – символ можно узнать, откуда песок, который нам прислала Песочная черепаха.
Дети догадываются, что это песок из пустыни.
- Как вы догадались?
Верблюд – это житель пустыни. Ему не страшна жара, он очень выносливый и сильный.
- Ребята, я знаю, что песок в пустыне движется с помощью ветра, а что еще он делает? (Песок нагревается, охлаждается, кружится, несется, перемещается.)
- Это можно проверить. И сейчас мы силой мысли превратимся в ученых. Для этого нужно взяться за руки, закрыть глаза и сильно-сильно этого захотеть, но сделать это надо обязательно всем, иначе ничего не получится.
3. Основная часть
Игра – превращение «Исследователи»
(Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза. Педагог раскладывает перед ними именные бейджики. Открывают глаза, дети пристегивают их).
-Теперь вы исследователи! С чего же начнется наша экспериментальная работ?
-Ребята, займите свои места в лабораториях «Изучение песка», «Изучение растений», «Изучение животных». (Дети делятся по интересам).
Опытно-экспериментальная деятельность
Педагог подходит к «исследователям песка». На столе у детей стоят поддоны с песком, лежат палочки и круглые крышечки.
-Ребята, скажите, в пустыне много песка? Как думаете хорошо это или плохо?
- Я утверждаю, что песок –это плохо? Ведь ходить по нему тяжело, неудобно….Почему? (потому что песок рассыпчатый, ноги в него проваливаются).
-Машина здесь не проедет, почему? (колеса тоже могут забуксовать на песке, ведь он рассыпчатый)
-Давайте подтвердим это опытом. Выберете себе палочку, представьте, что это нога, и попробуйте пройтись по песку. Что произошло (палочка провалилась)
-А сейчас возьмите крышечку и представьте, что это дом. Поставьте дом на песок. Что произошло? (дом оставил след, но не провалился)
-Какой можно сделать вывод из нашего эксперимента? Все дело в том, что у ваших предметов разная ширина и величина. А теперь продолжим наш разговор о песке. Предположим, что сейчас я считаю, что много песка в пустыне – это хорошо! Почему? Многие животные пустыни прячутся в песке. Там днем прохладнее, а ночью теплее.
- Ребята, так какой можно сделать вывод – нужен песок или не нужен?
-А теперь я приглашаю вас к «исследователям жителей пустыни». В этом нам поможет ветер. Превратимся в легкие песчинки и, кружась перелети.
-Здравствуйте, уважаемый исследователи! Расскажите какие животные есть в пустыне? Как они приспосабливаются к жаре? Какую пищу едят?
Обратите внимание, перед вами лежит коробочка с игрушечными животными. Выберете из них жителей пустыни, расположите на песке этих животных. Как вы думаете, какие трудности они испытывают? Какие опасности могут им грозить?
- Ребята, а как вы думаете, есть ли в пустыне растения?
Релаксационное упражнение – импровизация «Путь в пустыне».
-Сейчас я вам предлагаю отправится к исследователям растений и получить у них ответ на наш вопрос.
Огромна пустыня, солнце высоко
(дети встают на носочки и тянутся как можно выше)
Жарко светит
(садятся на пол, закрывая голову руками)
Тяжелые ноги в песок проваливаются
(дети медленно поднимают ноги от пола, медленно «стряхивают песок»)
Хочется присесть и отдохнуть….
-Ребята, как интересно в вашей лаборатории! Мне захотелось загадать вам загадку:
Они живут только в прохладное время года,
Когда в пустыне больше влаги,
Ранней весной или поздней осенью.
Что это (растения пустыни)
- Я вижу в вашей лаборатории странные растения. Как они называются? Расскажите нам о них.
-На что похожи кактусы? С че или с кем можно их сравнить? Почему они не засыхают в пустыне, ведь там очень жарко и мало воды? И еще – для чего вам перчатки?
Кактусы – этот настоящие деликатесы. Из них готовят варенье, их жарят, пекут, тушат, варят суп. А кроме кактусов в пустыне есть и другие необычные растения.
4. Заключительная часть.
- Вот сколько интересного мы узнали с вами в наших лабораториях! На следующих занятиях мы продолжим наши исследования. Скажите до свидания нашим гостя, и пойдите вымойте руки.