Получи документы

Занятие по правовому образованию детей старшего дошкольного возраста «Если вдруг тебя обидели»

Мария Шехина
Занятие по правовому образованию детей старшего дошкольного возраста «Если вдруг тебя обидели»

Цель: познакомить детей с правом ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации. (ст. 19, п. 1)

Задачи:

1. Формирование у детей понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит нарушают твои права», обсуждение проблемы «Что ты будешь делать, если тебя обижают».

Публикация «Занятие по правовому образованию детей старшего дошкольного возраста „Если вдруг тебя обидели“» размещена в разделах

2. Рассказать о значении и происхождении слова «защита»; формировать теплое отношение к членам семьи, осознание себя как полноправного и любимого члена семьи.

3. Воспитывать у ребенка интерес к собственной личности, дать понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, учить умению общаться со сверстниками, смотреть в глаза друг другу.

4. Способствовать социально-нравственному развитию дошкольников, побуждать использовать ранее полученные знания для защиты своих интересов (отстаивания своих прав).

Ход образовательной деятельности:

1. Чтение рассказа Эдуарда Шим «Не смей!»

Перед нашим домом, на куче песка, играют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят куличики, строят что-то из еловых шишек.

Ерунда, в общем.

Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.

Атаманом на песочной куче давно сделался Фёдор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причёсывают. А может, он и не позволяет себя причёсывать.

Когда Фёдор что-нибудь возводит на песочной куче, то лучше к нему не приближайся.

А самая безответная, самая тихонькая девчонка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она — как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех.

Вдобавок носит очки Татьяна, а в её возрасте это совестно. Всегда прилепится Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревёт громко — стесняется…

Но сегодня Татьяна победила Фёдора.

Строил Фёдор город на вершине кучи. Глянь, бежит по песку паучок-сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Фёдор поднял свою ногу с чёрной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.

— Не смей! — вдруг крикнула Татьяна. — Что он тебе сделал?

Фёдор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьяну не тронул…

Может, вправду задумался — что ему сделали те, которые меньше его и слабей?

Социальный педагог после прочтения рассказа задает детям вопросы.

Что заставило робкую, тихую девочку Таню вступить в борьбу с заводилой и обидчиком Федором?

Что можно сказать о Тане? Какая она?

За кого заступилась смелая Таня?

Как вы думаете, легко ли ей было это сделать?

Как бы ты поступил на ее месте?

После обсуждения социальный педагог с детьми делают вывод: нанесение обиды, жестокое обращение — нарушение права любого ребенка на безопасные условия жизни (карточка).

А на месте паучка кто мог быть? А вместо мальчика Федора мог быть взрослый?

В данной ситуации можно было:

— защитить себя самому;

обратиться за помощью к родителям, воспитателю, к соседям, в полицию.

 Пусть каждый ответит мне на такой  вопрос: кто должен заботиться о вас и защищать вас?

- Родители!

-Бабушки и дедушки!

-Старший брат!

-Воспитатель!

-Государство!

-Вы перечислили так много, но одного, самого главного, почему-то забыли.  Самого себя!

Входит очень грустный Лисенок (картинка)

- Что случилось? Поделись с нами своей бедой.

Лисё нок рассказывает: На лесной полянке всегда было спокойно. Зайчихи сидели на пеньках. Белки скакали с ветку на ветку. Ежи играли в камешки под ветвистым деревом. А лесные малыши резвились в песочнице. Однажды на нашей поляне появились чужие звери, которые были старше нас. Откуда они пришли, никто не знал. С тех пор на поляне собираться стало невозможным. Каждый раз эти звери обижали того, кто попадался на их  пути: ругались плохими словами, дразнили, отнимали игрушки, сладости и просто били нас. Однажды я не выдержал и дал сдачи одному хулигану. Тогда они стали постоянно меня преследовать, избивали, когда я был один, обижали. Мои друзья их боятся и поэтому не защищают меня. Я не знаю, как поступить в данной ситуации. Подскажите, что мне делать?

Предложения детей.

-Рассказать родителям.

-Не быть одному на поляне.

С. п. :Нанесение обиды, жестокое обращение можно предотвратить, защищая себя самого, обратиться за помощью к родителям, другим родственникам, воспитателю, заведующему детским садом, родителям твоих друзей, к хорошим соседям, в милицию.

Помните, что взрослые никогда не оставят вас в беде и всегда постараются помочь! Потому что одна из обязанностей взрослого - защищать детей, заботиться о них! (карточка).

2. Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? (рассматривание иллюстрации)

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала —

Только куклу подержала,

Только с куклой убежала

И сказала: «Не отдам!»

(А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

—   Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

—  А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

—  А что чувствуют те, кто ссорится?

—  А можно обойтись без ссор?

— Подумайте, как девочки могут помириться?

Выслушав ответы, социальный педагог предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю: Дам ей куклу, извинюсь, дам ей мячик, дам трамвай и скажу: «Играть давай!»

   

3. Игра «Хорошие и плохие поступки»

Я буду рассказывать о хороших и плохих поступках, а вы должны оценить поступок - если поступок хороший, то вы хлопаете в ладошки, если плохой - то стучите ножками!

             хорошие       плохие

Твой друг или подруга:

*Люба, здравствуй, я очень рада тебя видеть после выходного дня.

*Наденька, мама подарила мне новую куклу, пойдем играть.

*Уля, принесла конфеты и угостила ими всех.

*Владик пришёл в детский сад, быстро разделся, помыл руки и помог Александре Павловне накрыть  завтрак для всех детей. Твой друг или подруга:

*Эй, рыжий, иди сюда!

*Иди отсюда, мы не возьмём тебя в игру!

*У Андрюши новая игрушка, он принёс её в группу,

прячет за спиной, никому не даёт даже рассмотреть её.

*Принёс конфету и на глазах у детей съел её один.

4. Игра «Ругаемся овощами»

Социальный педагог: Ребята, бывает, что кто-то из вас гневается, обижается, дуется на взрослых как дома, так и в детском саду. Об обиде лучше рассказать обидчику или кому-либо, и тогда она растает, как тает снег весной, как тает мороженое в жаркий день или как тает льдинка в теплой руке. Если у кого-то есть обида на воспитательницу, например, то можно сейчас рассказать об этом, и обида обязательно уменьшится, а может исчезнуть совсем. Если тебя обидят, поступай так, как в игре: «Ругаемся овощами». Я приглашаю вас поиграть в неё. Вставайте в круг: «Ты - огурец», «А ты - редиска», «Ты - морковка», «А ты - тыква», «Ты - квашенная капуста» и др.

С. п. : Обратите внимание, дети, что мы с вами сейчас поругались, а настроение у нас с вами нисколько

не испортилось, а наоборот - всем стало весело.

С. п. : Я знаю, что у вас всё же были ситуации когда вы обижались, ссорились друг с другом. Что в таком случае нужно  сделать?

Дети: Помириться!

С. п. : В этом нам поможет коврик. Он не простой - это «Коврик мира» (садимся на ковер)

     А вы знаете  «Мирилки»? (да)

     Сядем на коврик и проговорим их.

    (Сидя на коврике дети проговаривают мирилки, общаются, жмут друг другу руки)

1-й ребё нок: Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись.

А если будешь драться,

То я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя,

Потому что мы друзья!

2-й ребё нок: Хватит ссориться и злиться!

Ну давай скорей мириться!

Прочь, обида, уходи!

Ждёт нас дружба впереди!

3-й ребенок: Пальчик за пальчик

Крепко возьмем

Раньше дрались,

А теперь ни по чем.

С. п. : Какое правило получилось? -  «Если обидел - помирись и извинись».

Итог: Как хорошо, что рядом с нами есть люди, которые приходят нам на помощь. Нанесение обиды, жестокое обращение – это нарушение права любого ребенка на безопасные условия жизни. Теперь мы знаем, что же можно сделать в данной ситуации: защитить себя самому, обратиться за помощью к родителям, другим родственникам, воспитателю в детском саду, родителям своих друзей, к хорошим соседям, в милицию.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по изготовлению настольной игры «Если с другом вышел в путь!» для детей старшего дошкольного возрастаДетский мастер-класс по изготовлению настольной игры «Если с другом вышел в путь!» для детей старшего дошкольного возраста 15 апреля. День экологических знаний. Цель мастер - класса: закреплять умение детей делать настольные игры своими руками. Задачи мастер.

Игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Встречаем солнышко» Игровое занятие для детей старшего возраста «Встречаем солнышко»Цель. Продолжать учить детей играть в подвижные игры и игры-эстафеты, соблюдая.

Интегрированное занятие по ПДД (для детей старшего дошкольного возраста)Интегрированное занятие по ПДД (для детей старшего дошкольного возраста) Интегрированное занятие по ПДД (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: формировать навыки осознанного поведения на улице в повседневной.

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста «В сказочном лесу» Цель. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений, учить подбирать к словам антонимы, синонимы; обогащать.

Рецензия на логопедическое занятие с подгруппой детей старшего дошкольного возраста Тема: Звук [ы] Дата: 29.10.2018 Направленность: речевое развитие, коррекция речевого развития Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа) Количество.

Сценарий праздника к 8 марта «Всё для тебя, родная» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий праздника к 8 марта «Всё для тебя, родная» для детей старшего дошкольного возраста Ход мероприятия: Ведущий: Один из самых трогательных праздников, которые отмечают в детском саду, без сомнения является Международный.

Тематическое занятие «Кто нас охраняет?» для детей старшего дошкольного возрастаТематическое занятие «Кто нас охраняет?» для детей старшего дошкольного возраста Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Кто нас охраняет?» Реквизит: флажки для упражнения Цветные флажки.

Тематическое занятие, посвященное П. И. Чайковскому для детей старшего дошкольного возрастаТематическое занятие, посвященное П. И. Чайковскому для детей старшего дошкольного возраста Цель – Закрепить знания детей о русском композиторе П. И. Чайковском; Задачи – Вспомнить знакомые пьесы, познакомить с новыми произведениями.

Конспект занятия по рисованию «Колобок, колобок, я тебя съем» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Колобок, колобок, я тебя съем» для детей старшего дошкольного возраста Цель: учить детей рисовать сюжет из сказки «Колобок» Задачи: -закреплять умение располагать изображение на листе бумаги; - передавать.

Занятие «Помогаем Каю» для детей старшего дошкольного возрастаЗанятие «Помогаем Каю» для детей старшего дошкольного возраста Занятие «Помогаем Каю» (для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: - активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по правовому образованию детей старшего дошкольного возраста «Если вдруг тебя обидели»
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 09:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД