Светлана Малуева
Занятие по предметному окружению «Путешествие в прошлое счетных устройств» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по предметному окружению «Путешествие в прошлое счетных устройств» (подготовительная группа)
Цель: познакомить с историей счетных устройств, с процессором их преобразования человеком; расширять представления о предметах облегчающих труд людей; закреплять представления о компьютере, его составных частях; активизировать познавательную деятельность; воспитывать интерес к счетным устройствам.
Публикация «Занятие по предметному окружению „Путешествие в прошлое счетных устройств“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Подготовительная группа
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Счеты, счетные устройства
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Материалы и оборудование: картинки с изображением счетных устройств, счеты, калькулятор, компьютер. Презентация «Музей истории вычислительной техники».
Ход занятия:
-Ребята, вы были когда-нибудь в музее?
-Тогда сегодня я приглашаю вас не совсем в обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства: машины, приборы.
-Ребята, вы умеете считать?
-А на пальцах рук мы можем посчитать до 10?
-Давайте посчитаем до 20.
-Ну что получилось (НЕТ).
-Ребята, сейчас у нас много счетных устройств.
-А вы хотите узнать, как люди считали раньше?
-Тогда отправимся в музей счетных устройств, где находятся разные предметы, на которых считали люди в древности.
-А на чем можно отправиться в музей?
- Да, но на чем мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:
Машина отлично задачу решила
Мигала, гудела, старалась, спешила
Рисует, играет, учит меня.
Какое же имя имеет она (машина времени)
-Садитесь поудобнее, закрыв глаза и считаем до 10. Пуск!
-Вот мы и попали в музей.
-Вспомним правила поведения в музее (слайд 1-3)
-Давайте подойдем к первому экспонату.
-Что это такое (руки человека) (слайд 4)
-А как вы думаете, почему они стоят на первом месте?
-Да, они были самыми древними устройствами для счета. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног.
-Удобно считать? Почему?
-Да, пальцевой счет оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30.
-Следующим шагом в развитии счета стало использование палочек, камешков, бусин (слайд 5)
Посмотрите на счеты разных стран и народов: деревянные (делали зарубок на дощечках); узелковые (на веревках) (слайд 6)
-Но вскоре появился специальный прибор-абак. (слайд 7)
Это деревянная счетная доска посыпанная песком и разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их.
-Абак был усовершенствован и на свет появились другие счетные устройства:
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук (счеты) (слайд 8)
-Рассмотрите их внимательно.
-Как устроены счеты?
-Счеты-это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка-цифра.
-Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобретали разные вычислительные машины. (слайды 9-10)
Что то бабушкины счеты
Брать с собою неохота
Лучше я возьму ребята,
В школу новый (калькулятор) (слайд 11)
Вслед за первыми калькуляторами стали появляться электронные вычислительные машины (ЭВМ). Они использовались для расчётов при научных исследованиях (слайд 12)
-А теперь подойдем к следующему экспонату.
-Отгадав загадку, вы узнаете, какое счетное устройство было следующим:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся что за гений?
Ну, конечно же (компьютер) (слайд 13)
-Что можно делать с помощью компьютера?
-Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера?
-Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера (клавиатура).
-С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране (мышка).
-И еще есть системный блок (голова) и монитор.
-А какие вы знаете современные компьютеры (смартфон, нетбук, ноутбук, планшет).
Компьютер-друг детей и взрослых,
Он создан был давно.
Огромный и простой.
Но шли года, века, эпохи,
Компьютер стал другим.
ОН вычитает, прибавляет,
Рисует, с нами говорит!
Передает, хранит, удаляет,
Играет, учит, развивает.
Всем этим занимается глава-
Микропроцессор-голова!
Отсюда следует, друзья,
Компьютер нужен для труда,
Обогащения ума,
С ним просто весело всегда.
Итог занятия: (слайд 14)
-Как считали люди?
-Какие были изобретены предметы для счета?
-О каких предметах мы сегодня беседовали?
-Для чего нужен компьютер?