Папки-передвижки

«Путешествие в прошлое Крыма». Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе

светлана абрикосова
«Путешествие в прошлое Крыма». Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе

Занятие – исследование путешествие по «реке времени» в подготовительной группе

на тему «История полуострова Крым»

Возрастная группа : старшая

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Технология: Познавательно – исследовательская деятельность. Технология В. Ф. Базарного.

Форма: путешествие по «реке времени».

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Публикация «„Путешествие в прошлое Крыма“, Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе» размещена в разделах

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства: Наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал.

Наглядное панно «Река времени», набор картинок разных времён для сравнения и выстраивания временных рядов, одноразовые картинки – «символ времени» для наклеивания на панно; карта Крыма. Мультимедийные: компьютерная презентация «История Крымского полуострова», раздаточный материал – д/и «Разрезные картинки - древняя посуда и оружия», д/и «Выложи по порядку»(герб Крыма от старины – до наших дней) .

Цель:

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

Развивать волевые качества: выполнять установленные нормы поведения. Формировать умение слушать собеседника. Формировать интерес к учебной деятельности.

Расширять представления о родном крае. На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развивать познавательный интерес.

Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику руки в игровой деятельности.

Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с историей Крыма.

Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, необратимости, последовательности. Учить пользоваться в речи понятиями: древность, наше время.

Развивать интерес к родному краю

Образовательная область «Речевое развитие»

Учить высказывать предположения и излагать свои мысли понятно для окружающих.

Обогащать краеведческий словарь детей. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Развивать эстетическое восприятие детей, формировать интерес к архитектурным достопримечательностям. Знакомить с архитектурными достопримечательностями Крыма в древности. Развивать эстетические чувства.

Образовательная область «Физическое развитие»

Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, организованность, инициативность.

Задачи:

Образовательные задачи:

Формировать представления детей об истории нашего полуострова Крым в историческом времени (древность, старина, современность).

Познакомить детей с профессией – геральдисты. Закрепить представление детей о гербе малой родины Крыма. Познакомить с историей древних городов Крыма.

Развивающая:

Развивать коммуникативные способности. Развивать способность выстраивать умозаключения и выводы. Развивать любознательно – познавательную активность. Воспитательная: воспитывать интерес, любовь к Крыму, гордость за свою Родину; воспитывать патриотические и эстетические чувства. Воспитывать чувство привязанности к своему родному краю. Воспитательные задачи: воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга. Воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной, познавательно-исследовательской деятельности со сверстниками. Методы обучения и воспитания: словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера; наглядные: рассматривание предмета, показ иллюстраций; практические: моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения; игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием.

1 этап. Обсуждение реального события

- Здравствуйте, ребята! Давайте с вами знакомиться. Меня зовут Светлана Владимировна. Я воспитатель из детского сада «Березка» села Червоного. А как вас зовут (воспитатель спрашивает несколько человек).

- Что это у вас изображено на ваших бейджиках? Что обозначает это изображение?

- Наверное, это символ вашего детского сада? У меня тоже вот такое изображение, которое символизирует мое участие в конкурсе «Воспитатель года».

Знаете ли вы, что такое герб? Герб — это эмблема государства, города, района, поселка. На нем изображены разные предметы, рассказывающие об этом государстве, городе, районе. История каждого герба тесно связана с историческими событиями государства.

Есть такая наука о гербах – она называется геральдика. Людей, которые создают гербы, называют геральдисты, исследователи. Как вы думаете, чем занимаются геральдисты- исследователи, прежде чем создать герб какого-то города?

-Прежде чем создать герб города геральдисты изучают его историю.

- Как вы думаете, на чем можно встретить изображение герба (На значках, на плакатах, конвертах)Картинка герба выставляется на мольберт.

- Посмотрите, чей это герб?

-Это герб нашего полуострова Крым!

- Как вы думаете, почему изобразили на нем жемчужину? Почему солнце?

Рассказ детей:

На гербе Грифон изображен с раскрытой ракушкой, в которой голубая жемчужина и стоит он между двумя колоннами, а на заднем плане восходящее солнце. Жемчужина – это и есть Крым, неимоверной красоты уголок планеты, Грифон в свою очередь является хранителем этого уголка природы.

Восходящее солнце – это в первую очередь символ процветания. Так же солнце является символом тепла и света на полуострове.

-Как вы думаете, в какое время был создан герб нашего полуострова? Кто его создал?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Крым – удивительный край с яркой и славной историей, которая уходит далеко в прошлое.

Мотивационный этап.

Ответы детей.

2 этап Планирование совместной деятельности

- Я предлагаю вам стать исследователями, геральдистами, чтобы узнать историю некоторых городов нашего Крыма и предлагаю одеть эмблемы исследователей. Принимаете вы моё предложение?

- О каких гербах Крыма вам хотелось бы узнать? (Ответы детей, хвалю за названные города)

- Где можно найти ответы на любой вопрос?

Дети (в энциклопедии, в книгах, по телевизору). Конечно, мы можем пользоваться интернетом, энциклопедиями и телевидением. Но я предлагаю вам найти ответы на эти вопросы в путешествии и отправиться в путешествие «по реке времени». Вот она. Она имеет три отрезка: древность, старину и современность (указывать на эти части). Пока они обозначены цифрами, но в ходе нашего путешествия мы будем заполнять реку картинками. Со всеми городами познакомиться не сможем, но о некоторых узнаем. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит только всегда вперед и никогда не возвращается назад, так же как и время.

Вначале мы отправимся в древность (попросить кого-нибудь показать этот отрезок).

3 этап. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, кого мы там встретим? (Людей, животных)

- Каким был древний человек?

- Чем занимался древний человек? (Охотился на животных, ловил рыбу)

- Каким было жилище древнего человека?

-Спасибо вам ребята за ваши предположения. А так ли это, мы узнаем, оказавшись в древности. Это наша машина времени, проходите и занимайте свои места. Чтобы оказаться в древности необходимо сказать волшебные слова и выполнить движения за мной:

«Тик- так, тик-так»

Время отмеряет шаг,

По реке времени поплывём

С вами в древность попадём (звучит волшебная музыка)

-Давайте вместе глазками проследим за каждой цифрой произнося обратный отсчет.

Получение новых знаний

Играет волшебная музыка (Слайд 2)

Воспитатель: Вот мы с вами и попали в древность. Выходите из машины времени, занимайте места. (Дети выходят и садятся на стульчики).

Показ презентации. Когда-то, давным-давно наша крымская земля была безлюдной, с богатыми плодородными землями, с теплым климатом. Поэтому здесь и появились древниe люди- киммерийцы. (Слайд 3). Киммерийцы жили вот в таких сооружениях, которые выдалбливали в горах (Слайд 4).Ребята, какими были киммерийцы, если они охотились только с луком, жили в горах (Сильные, мужественные, храбрые, выносливые). В киммерийское время воины носили кафтаны, перехваченные широким боевым поясом, к которому крепилось оружие. Основным оружием конников был небольшой легкий лук со сложным изгибом. Вот такой знак был геральдикой киммерийского племя (Слайд 5). Как вы думаете, почему изображены всадники с луками? (Ответы) Молодцы!

Позже появились - тавры. (Слайд 6). Называли этот народ – таврами, отсюда и пошло первое название Крыма – Таврида.

Вот остатки укрепленных убежищ и жилых построек товаров, их кромлехи – кольцеобразные ограды из вертикально поставленных камней (Слайд 7).

Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. Вот посмотрите, какой герб был у тавров. (Слайд 8)

-Как вы думаете,откуда мы знаем как выглядели древние е гербы киммерийцев и тавров (Ответы)

- Предлагаю представить, что вы- археологи, и нашли на раскопках части предметов.

Дидактическая игра «Находки археологов».

Цель: прививать интерес к историческому прошлому родного края.

Материал: изображение различных предметов, состоящих из 4-8 фрагментов.

Ход игры:

Дети собирают из фрагментов картинку: античные амфоры, различная бытовая утварь.

Воспитатель:

- Проходите за столы. У нас важная задача собрать целое из частей и назвать этот предмет, работайте пожалуйста в парах, помогайте друг другу, действуйте сообща. Воспитатель задает вопросы.

Итог игры.

-Ребята, что вам удалось восстановить? Что это? Как называется? Как вы думаете, для чего нужен был этот предмет?

Звучит аудиозапись «Шум леса»

Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем, прогуляемся в древнем крымском лесу. (Слайд лес10)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И в лодку снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ребята, в древности мы побывали. Давайте оставим на реке метку. (Предлагается ребенку поместить картинку на реку).

- Ну а нас ждет машина времени, я вам предлагаю из древности отправиться в старину.

Актуализация знаний.

- Как вы думаете, что мы встретим в этом времени? (ответы детей).

- Где жили в старину люди? (стали строить землянки из брёвен). Как они жили?

Давайте снова скажем волшебные слова и окажемся в старине.

«Тик- так, тик – так»

Время отмеряет шаг,

По реке времени поплывём

В старину мы с вами попадём.

Глазками моргнули. Упражнения на зрительную координацию по методике используемой в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного. Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению.

Мы смотрим вдаль

На это времени не жаль.

Водим взгляд вправо-влево,

Вверх и вниз.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

А сейчас в игру играем

По дорожке убегаем.

Движение глаз по красной дорожке вправо (упражнение для снятия глазного напряжения)

И снова смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

А теперь опять бежать

И друг друга догонять.

Смотреть прямо перед собой; движение глаз по синей дорожке влево. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- Чтобы мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Круговые вращения глаз по зеленым кругам (совершенствует сложные движения глаз)

Получение новых знаний

-Вот мы и оказались в старине.

Показ презентации.

- В старину люди стали вместе жить. Где жили люди в древности (Ответы).

-Да, ребята, правильно в пещерах. А в старину люди стали строить города.

На берегах Черного моря возникают государства. Республика Херсонес (полуостров) Таврический. Древний Херсонес, повторите. (Слайд 10). Основным занятием херсонеситов являлось земледелие. Вот такой герб был в царстве Херсонеса. (Слайд 11). Другое – Боспорское государство, столицей которого стал Пантикапей (в переводе «путь рыбы») (Слайд11). Посмотрите вот он герб Боспорского царства (Слайд13).

Повторите. Пантикапей означает «рыбный путь», ведь здесь издавна были рыбные заводы. Шли годы и два этих государства развивались, богатели, стали дружить между собой и объединились в могущественное царство Таврическое. Стало называться Тавридой. Вот посмотрите, какой герб Тавриды (Слайд14) Как вы думаете, на какой из этих гербов похож герб Тавриды (Герба Таврики, Херсонеса и Боспора на слайде).

- Ну что будем отправляться дальше. Давайте выложим метку старины на нашу реку времени.

Предлагаю вам вернуться в современность, повторим наши волшебные слова, а часы нам вновь в этом помогут следим глазами и считаем от 1 до 12:

«Тик- так, тик – так»

Время отмеряет шаг,

По реке времени поплывём

В современность попадём.

Счет от 1 до 12.

Игра на развитие мелкой моторики и музыкотерапия.

- Пока мы с вами возвращаемся в наше время, давайте покажем, как мы радуемся этому! (Под классическую музыку Чайковский «Китайский танец» дети выполняют за воспитателем движения, стоя в машине времени).

- Вот мы и вернулись в наше время. Современный герб Крыма вы все прекрасно знаете. Вот он, посмотрите на экран. В начале нашего путешествия мы рассматривали его. Как выдумаете, почему на гербе изображены колонны? А что обозначает изображение солнца? Что обозначает жемчужина? Колонны на гербе обвиты лентой на которой есть надпись «Процветание в единстве». Что такое единство? Единство- это единение народа. Да, ребята, на крымском полуострове проживает много народов разных национальностей, все они живут дружно, сплоченно! И эта лента с надписью символизирует это единение народа, его дружбу и силу.

-А можно ли сказать, что вы едины? (ответы). Вот мы свами и раскрыли, почему геральдисты создали такой герб Крыма!

Игра «Расставь по порядку» (ДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ на 3 семейки – 5+5+5(4).

-Ой, ребята, посмотрите, вот они все гербы из нашего путешествия. Но они все перепутались. Давайте расставим все по порядку, чтобы было понятно, какая геральдика была на Крымском полуострове в разное время. Предлагаю поделиться на группы по 4 человека по цвету на ваших значках геральдистов.

Дети собирают в цепочку этапы геральдики Крыма и называют их (Герб киммерийцев, тавров, Херсонес, Боспорское царство, Герб Таврической губернии, современный герб Крыма). (Дети выполняют задание, по желанию, стоя, по технологии Базарного).

Итог игры. Ребята, сложно было выполнить это задание, вы справились? Как вы думаете, легко ли незнающему человеку выполнить это задание? Почему?

5 этап. Введение нового знания в деятельность

Переходят на ковер к реке времени.

Ребята мы много всего встретили, пока путешествовали по реке времени.

- Обратите внимание на панно – «Река времени», которое символизирует движение времени: от прошлого к настоящему и наше с вами путешествие. Посмотрите, здесь собраны все картинки нашего путешествия, давайте заполним нашу реку времени. - Я предлагаю каждой подгруппе по пять человек и выбрать картинки, которые относятся к древности, старине и современности.

Молодцы, теперь разместите их на «реке времени». Вот таким образом геральдисты изучают историю разных городов и понимают, что главное нужно изобразить на гербе города. Изучив историю возникновения Крыма, геральдисты поняли, что очень важное значение в жизни нашего полуострова имеют солнце и единение народа. А также голубая жемчужина, которая символизирует Крым, неимоверной красоты уголок планеты!

РЕФЛЕКСИЯ Анализ деятельности

-Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

Мне очень приятно, что вы умете дружить!

Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое солнышко.

Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах.

-Где мы побывали?

-Сегодня не все ребята из вашей группы смогли попутешествовать с нами, что вы интересного им расскажете?

-О чём бы вы хотели узнать в следующем путешествии?

- Мне очень приятно было с вами путешествовать! Вы очень много знаете, и уважаете друг друга, спасибо вам огромное, ребята! До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по окружающему миру «Откуда хлеб пришел» в подготовительной группе Конспект НОД по окружающему миру «Откуда хлеб пришел» в подготовительной группе Задачи: Образовательные *обобщить и систематизировать.

Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие в страну насекомых» (вторая младшая группа) Конспект интегрированной образовательной деятельности (для детей 2 младшей группы) «Путешествие в страну насекомых» Цель: обобщить и расширить.

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе «Хвойные деревья» Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе «Хвойные деревья» Цель: познакомить детей с представителями хвойных деревьев.

Конспект НОД по окружающему миру для детей средней группы «Путешествие в зимний лес» Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом зимы. Задачи: Закрепить знания детей о птицах,живущих в лесу и.

Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие в сказочную страну» в средней группе ТЕМА: «Путешествие в сказочную страну». Доминирующая область: «познавательное развитие». Интеграционные области: «социально –коммуникативное.

Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие в зимний лес» для детей 5–6 лет «Путешествие в зимний лес» Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-ритмичная. Цель:.

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе «Растительный и животный мир тундры» Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе «Растительный и животный мир тундры» Цель: Познакомить детей с растительным и.

Конспект по окружающему миру в подготовительной группе «Осень» Конспект занятия в подготовительной группе «Осень» Программное содержание: - Формировать знание детей о признаках осени, осенних месяцах.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование у.

НОД по окружающему миру в подготовительной группе «Дары осени» НОД по окружающему миру в подготовительной группе «Дары осени» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие в прошлое Крыма». Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе
Опубликовано: 8 января 2019 в 13:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД