Занятие по психологии «Что такое память?»

Карпова Александра
Занятие по психологии «Что такое память?»

Тема: «Что такое память».

Цель урока:

Образовательная:

§ познакомить учащихся с понятием «память», с типами памяти, с механическим и осмысленным запоминанием;

§ формировать и развивать интерес к когнитивным процессам;

Воспитательная:

§ воспитывать умение слушать друг друга.

Развивающая:

§ показать разные способы запоминания. Мотивировать детей на тренировку своей памяти.

Задачи:

1. Дать представления о видах памяти.

2. Показать связь различных видов память с органами чувств.

3. Научить различным способам запоминания.

Оборудование: презентация, конспект, карточки со словами.

Ход урока:

Этап урока Деятельность педагога

Орг. момент Здравствуйте! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, посмотрите на меня улыбнитесь мне. Присаживайтесь, пожалуйста, сегодня я буду посвящать вас в принцы и в принцесса. И так представьте пожалуйста у себя на столе корону, аккуратно возьмите её и оденьте, и следите за тем что бы ваша корона не упала, что для этого надо? \правильно! Держать спинку прямо! Молодцы!

Ну что-же мои друзья настроение каково?

Объявление темы и целей урока

Мотивация учителя Вы находитесь на занятии по психологии. На протяжении всего периода обучения в школе вы изучаете разные предметы: математика, русский язык, окружающий мир, иностранные языки и многое другое. Получаете знания об окружающем вас. А на занятии по психологии мы с вами изучаем «самого себя». Мы с вами больше узнаем тех процессах, которые в нас протекают, свойствах которыми мы обладаем, состояния в которых мы с вами можем находиться.

А теперь, внимание! Давайте все вместе посмотрим презентацию (отрывки из мультфильмов: «Ну погоди!», «Том и Джерри». «Маша и медведи» и др.).

Можете ли вы вспомнить, что вы увидели? (названия мультфильмов). Наверное, вам легко удалось вспомнить это. Ведь вам не раз приходилось видеть эти мультфильмы, и некоторые персонажи знакомы вам.

Ребята кто может сказать, что помогает человеку получать знания и при необходимости пользоваться ими?

Молодцы ребята! Способность запоминать, а иначе говоря – память человека.

Открыли тетради, записали сегодняшнюю тему, дату на полях. Тема урока: Память; Типы памяти (слайд 2).

Учёные дают памяти такое определение (слайд 3). Давайте его запишем.

ПАМЯТЬ - это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию.

Вот мы и узнали тему нашего урока.

А сейчас обратите внимание на экран, я определила цели нашего урока, но случайно перепутала их местами. Помогите, пожалуйста, правильно их расставить.

На экране:

Познакомиться с понятием «память»;

Узнать о типах памяти;

Научиться различать механическое и осмысленное запоминание;

Молодцы ребята!

Давайте их запишем.

Приготовьтесь внимательно меня слушать:

Люди всех времён относились к памяти как к большой ценности. В Древней Греции память считали даром богов, которому покровительствовала богиня памяти - Мнемозина, (слайд 3)

Есть люди у которых память просто фантастическая. (слайд 4) Это А. С. Пушкин – он мог прочесть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного прочтения. В. А. Моцарт – запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Александр Македонский полководец. знал в лицо и по имени всех своих солдат.

Ребята, а как вы думаете, зачем человеку память? (ответы детей).

Если бы не было памяти люди чувствовали бы себя всю жизнь как новорождённые.

У всех людей память индивидуальна. Она бывает нескольких типов (слайд 5)

зрительная, слуховая, двигательная. Запишите, пожалуйста, в тетради.

Сейчас мы с вами более подробно рассмотрим каждый тип.

Зрительная память

Физ минутка Давайте посмотрим как действует зрительная память. (слайд 6). Посмотрите на слайд постарайтесь запомнить всё что здесь изображено.

Давайте вспомним (слайд 7)

Какой персонаж был изображён в центре? (баба-яга)

Какие сказки с этой героиней вы помните? (Морозко, гуси-лебеди, Василиса-Прекрасная)

Какой персонаж располагался в верхнем левом от вас углу? (Мальвина)

А из какой она сказки? (золотой ключик)

Какой персонаж изображён в левом от вас нижнем углу? (Маша и медведь)

В правом верхнем от вас углу расположился.? (Вини Пух)

А кто расположился в нижнем правом углу (Том и Джерри).

А какой герой был над Бабой Ягой?

Запоминание с помощью зрения и есть зрительный тип памяти.

Закрыли глаза. (музыка пение птиц). Представьте себе лето, солнце, голубое небо теплый ветерок дует вам прямо в лицо, красиво поют птица. К вам навстречу бежит маленький рыжий котенок, он словно маленький лучик солнца, погладьте его мысленно, он мягкий и очень пушистый. Открываем глаза. Понравилось?

Слуховая память А что такое слуховая память? Вы правильно догадались, что слуховая память связана с органами слуха (ушами).

А сейчас мы познакомимся со слуховой памятью.

Послушайте и попробуйте запомнить следующие стихотворение:

Я не зря себя хвалю

Всем и всюду говорю

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю

«Ехал Ваня на коне

Вёл собачку на ремне

А старушка в это время

Мыла кактус на окне»

Ехал Ваня на коне

Вёл собачку на ремне

Ну а кактус в это время

Мыл старушку на окне

Ехал кактус на коне

Вёл старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне

Знаю я что говорю

Говорил, что повторю

Вот и вышло без ошибок

А чего хвалиться зря.

Без ошибок ли получилось у меня повторить? (с ошибками)

А кто попробует без ошибок повторить правильное четверостишье?

Запоминание с помощью слуха – слуховая память

А перед тем как познакомиться с ещё одним типом памяти, давайте проведём шуточный тест

1) Хотите проверить свою память?

2) Какой ёж? (колючий)

3) Сколько пальцев на одной руке(5)

4) Сколько месяцев в году(12)

5) Кто из животных самый длинно шейный? (жираф)

6) Какой самый первый вопрос я задала? (Хотите проверить свою память)

А сейчас мы познакомимся с двигательной памятью

Двигательная память Двигательная память это память на движения, она особенно хорошо развита у танцоров, спортсменов.

(вызывается один из учеников к доске, он показывает ритмическое движение, все повторяют).

Спасибо Саша.

Таким образом, ребята мы познакомились с типами памяти, напомните, пожалуйста

1. зрительная, 2. Слуховая, 3. Двигательная.

Опыт

Итог

Рефлексия Ребята в начале урока мы с вами ставили задачи научиться различать механическое и осмысленное запоминание

Послушайте, какую историю я Вам сейчас прочитаю.

Школьница готовила урок, она 5-6 раз прочитала текст учебника. В классе она хорошо пересказала то, что было написано в учебнике, но не смогла ответить на простые вопросы по этому тексту. Она сказала: «яподряд расскажу, мне трудно отвечать на вопросы»

Ребята как вы думаете, почему так произошло?

Правильно, она всё запомнила, но не поняла содержания, смысла.

Такое запоминание, без понимания смысла называется механическим, а запоминание, вдумчивое, осмысленное – осмысленным. Запишите пожалуйста в тетради.

Как вы думаете какое запоминание более эффективное?

Давайте проведём эксперимент.

Я буду читать пары слов связанные между собой по смыслу, а вы запоминайте и записывайте в тетради.

1. Курица – яйцо

2. Лошадь-подкова

3. Зима-снег

4. Корова-молоко

5. Лес-медведь

6. Река-мост

7. Спичка-пожар

8. Школа-урок

9. Магазин-продавец

10. Дом-окно

Проверяем

А теперь попробуем запомнить слова не связанные друг с другом по смыслу и записывайте в тетради.

1. Жук-кресло

2. Очки-ошибка

3. Сапоги - парта

4. Бумага - коза

5. Рыба - пожар

6. Лес-чашка

7. Карандаш-часы

8. Линейка-дом

9. Лето-диван

10. Луна-книга

Проверяем. Подчитываем, где больше правильных ответов.

Где результат оказался выше?

Какой можно сделать вывод?

Осмысленное запоминание эффективнее механического запоминания.

Помните, в начале урока мы с вами ставили цели? Мы познакомились с понятием «память»?

Узнали о типах памяти? Научились различать механическое и осмысленное запоминание?

И так ребята что такое память?

Какие типы памяти вы запомнили?

Какое запоминание эффективнее механическое или осмысленное?

Что Вам понравилось на занятии, какие задания понравились?

Вот и подошёл наш урок к концу. Я надеюсь, что урок прошёл не зря. и вы уйдете домой с новыми знаниями. Спасибо всем за урок!

Перед уходом, пожалуйста, оцените своё отношение к прошедшему уроку:

Напишите своё имя на листке прикрепите своё имя под одной из этих фраз, уходя из кабинета с урока!

1. А вам большое спасибо за урок!

2. Я был успешным учеником я работал и у меня все получилось!

3. Я был учеником – я работал!

4. Я был на уроке….

Клеят свои имена на заранее приготовленных табличках прикрепленных на стене

анализ

Каждый ряд слов медленно зачитывается два раза. После проведения опыта учащиеся зачитывают выборочно составленные ими предложения. Анализ результатов опыта помогает студентам самостоятельно сделать вывод о том, что установление смысловых связей является необходимым условием запоминания.

Выводы: Память человека — не пассивное запечатление, хранение и воспроизведение того, что воздействует на него. В процессах памяти проявляется внутренняя активность личности, сказывающаяся в избирательном характере запоминания и сохранения, в переработке того, что запоминает, сохраняет и воспроизводит человек.

Литература: А. Ф. Шикун, И. М. Филимонова "Управленческая психология", Р. С. Немов "Общая психология", Ф. Р. Филатов "Общая психология".

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект интегрированного занятия по развитию речи + ОЗОМ +математика во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» по стихам.

Конспект НОД по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.

Конспект по коммуникации в смешанной ранней группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 Конспект по коммуникации в смешанной ранней группе на тему.

Конспект по коммуникации в смешанной ранней группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 Конспект по коммуникации в смешанной ранней группе на тему.

Конспект занятие по речевому развитию «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект открытого занятия для детей младшей группы по речевому развитию «Что такое хорошо, что такое плохо?»Цели: формировать умение детей.

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки. Задачи: Формировать умение детей решать проблемные ситуации. Учить аргументировать.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо». Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Цель. -Продолжать приучать детей внимательно рассматривать.

Конспект ОД в подготовительной группе «Что такое хорошо, что такое плохо» по рассказу Л. Н. Толстого «Лев и собачка» .

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Занятие по психологии «Что такое память?»
Опубликовано: 7 марта 2018 в 20:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

23 июля. День дудлинга / зентагла на МААМ

Большинство из нас, сидя с листочком и ручкой на каком-то скучном собрании или просто задумавшись, совершает неосознанные движения рукой, рисуя непроизвольные линии, точки и фигуры, создавая непонятные...

Консультация для педагогов и родителей «Использование комнатных растений для...
Наверное, комнатные растения с большим правом можно называть домашними, так прочно они вошли в нашу жизнь. Нам всем так хочется создать зелёный уголок не...
Фотоотчет об утренней прогулке на свежем воздухе
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством...
Поощрять или наказывать? Консультация для родителей
Воспитание - процесс длительный, непрерывный и очень сложный. Он намного сложнее, чем процесс обучения. Учить гораздо легче, чем воспитывать. Легко научить...