Оксана Вишнякова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Ярмарка фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о русском народном творчестве, развивать интерес к традициям русского народа, прививать любовь к фольклору.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к устному народному творчеству, традициям и на основании их – патриотические чувства.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Ярмарка фольклора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные задачи: Обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи через знакомство с малыми формами устного народного творчества. Познакомить с характерными чертами фольклора, учить составлять небылицы.
Закреплять умение сочетать движения с речью, развивать умение доказывать и аргументировать, совершенствовать выразительность стихотворной речи.
Развивающие задачи : развивать эстетические чувства, музыкальный слух, внимание и память.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети в старину, да и сейчас проходят ярмарки. Для чего люди устраивают ярмарки?
Ребё нок:
Ярмарки организовывались для того, чтобы люди из разных городов и деревень могли привести свой товар, рассказать о нем, продать и чему-то научиться, обменятся опытом, знаниями. Ещё на ярмарках люди развлекаются, общаются.
Как говорили на Руси на ярмарку ходили «Себя показать – на людей посмотреть».
На ярмарках есть весёлые скоморохи. Они наряжаются и веселят людей. В старину иногда торговцы нанимали таких скоморохов, что бы те нахваливали их товар. Они громко расхваливали товар, при этом плясали и ходили колесом, чтобы привлечь покупателей.
Воспитатель:
Дело в том, что благодаря ярмаркам на Руси расцветали различные народные промыслы, в том числе и словесные (на ярмарке сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.) Все эти виды народного творчества принято называть английским словом «Фольклор» (повторите) — переводится это слово, как «народная мудрость».
-Ребята хотите, мы с вами отправимся на праздник.
У наших предков было много развлечений и одно из них – карусель!
- На карусели мы и отправимся на русскую ярмарку. (Дети берутся за ленточки и произносят скороговорку).
Скороговорка:
Нас за тридевять земель
Не укатит карусель.
Но куда же без оглядки
Мчатся зайцы и лошадки?
Едем мы на карусели
От веселья и к веселью.
Воспитатель:
Вот мы и на ярмарке.
К нам, сюда скорее просим
Заходи честной народ!
Веселее не зевайте
Всех вас ярмарка зовет!
Ярмарка, ярмарка!
Русская ярмарка!
Кто на ярмарку – придет
Что захочет – все найдет!
(Все изделия стоят вразброс, дети полукругом)
– Посмотрите сколько изделий народного искусства!
– Внимательно рассмотрите их, из чего же этот товар сделан.
Дидактическая игра «Назови какой…» (образование относительных прилагательных)
Полотенце из льна- льняное полотенце, (отвечают дети)
Ложка из дерева- деревянная ложка,
Коврик из лоскутков- лоскутный коврик,
Варежки из шерсти- шерстяные варежки,
Игрушка из глины- глиняная игрушка
Воротник из меха- меховой воротник,
Солонка из бересты- берестяная солонка,
Кукла из тряпок- тряпичная кукла и т. д.
Воспитатель:
Много товара на ярмарке. Ребята, а кто из вас хочет попробовать себя в качестве продавца? Ну-ка опишите, нахвалите свой товар. (описательный рассказ)
Ребёнок берёт игрушку, описывает её и ставит, и так 2-3 человека.
Воспитатель:
Чтобы сделать эти предметы, нужно потрудиться. Издавна русский народ славится своим трудолюбием, об этом говориться в пословицах. Кто из вас помнит пословицы о труде?
«Меньше говори - больше делай»
«Умные руки не знают скуки»
«Делу время потехе час»
- Как вы её понимаете? (Ответы детей)
-Это значит что делу нужно уделять основное время, а потом уже и повеселиться можно.
Игра: «Угадай пословицу по картинке». Воспитатель показывает картинки, а дети угадывают пословицы.
Воспитатель: сейчас у нас на ярмарке потехи час. Давайте не будем скучать, а будем развлекаться. Скороговорками соревноваться.
А для этого нам надо выбрать ведущего, кто знает считалку.
Я пойду куплю дуду
Я на улицу пойду.
Громко, дудочка, дуди
Мы играем – ты води!
Водящий бросает мяч, кто поймал читает скороговорку.
Шёл Егорка по пригорку
И учил скороговорку,
Он учил скороговорку
Про Егорку и про горку.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторя, тараторят,
Тараторят, тарахтят.
Глядят подсолнушки
На солнышко,
А солнышко –
На подсолнушки.
Воспитатель:
Давайте посмотрим, что на следующем прилавке:
Ребё нок:
1. Кто отгадает наши загадки.
2. Тот и получит товар.
- В огород с ней пойдёшь
Урожай соберёшь,
На базар пойдёшь –
Продукты в ней несёшь (корзина).
- Висит, болтается,
Всяк за него хватается (полотенце).
- Маленький. Кругленький,
А за хвост не поднимешь (клубок).
-Деревянная подружка,
Без неё я как без рук,
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот.
И обжечься не даёт (деревянная ложка).
А, как ложка может быть веселушкой
Логоритмическое упражнение
Тень – тень – потетень,
В огороде – то плетень
В избе печка топится
Бабушка торопиться
Она репу печет,
По тарелочкам кладет.
Воспитатель: На Руси веками существует такой жанр – как небылицы. Небылица – шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает на самом деле.
Основателями этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и деревням, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках
Предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Ты мне веришь или нет?» Я произношу фразу. Если это правда, вы прыгаете, а если нет – приседаете».
• У людей три глаза.
• Вода мокрая.
• Все птицы летают
• Зимой постоянно идёт снег.
• Почтальон лечит людей.
• Чай всегда горячий.
• Конфета солёная.
• Кошка летит по небу.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает небылицы? Предлагаю надеть колпачок, и превратится в скомороха, чтобы рассказать небылицу.
У козла в бороде
Живут две лягушки.
На спине сидит медведь –
Держится за уши!
Иду, смотрю, летит гора,
На той горе поет свинья,
А мимо пролетает слон,
Махая розовым хвостом.
Иду я дальше, вижу в речке
Плывут две желтые овечки,
А рядом щуки ходят по дорожке,
Мышки гонятся за кошкой,
Чтоб посадить ее в лукошко.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился…
Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.
Заяц гонится за львом,
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом,
Из рябины красной.
Воспитатель: Послушайте, какие же еще есть небылицы, бывает ли такое в жизни?
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерёжкой.
Угли бьёт поварёшкой.
И очень доволен он.
То- то был винегрет,
Когда починили свет.
Воспитатель: А теперь скажите из чего нельзя сварить обед?
(ответы детей).
Ну, что же, может, и мы попробуем сочинить небылицу, я говорю строку, а вы добавляете слово.
Составление небылицы.
Дядя Петя – классный повар,
Он готовит все подряд.
Если спросите любого,
Люди сразу подтвердят.
Он готовит суп из веток (ниток, салфеток табуреток таблеток, сеток ракеток жилеток конфеток)
Борщ готовит из камней (вещей, кирпичей, фонарей, карандашей, гвоздей)
Пироги печет из скрепок (кушеток, монеток)
Торт готовит из ремней (лещей, костей)
Очень вкусный винегрет
Получает из конфет (газет, монет)
К сожаленью, тот обед
Принести нам может (вред, бед)
Итог занятия.
Воспитатель: Где мы побывали сегодня (–На ярмарке.)
-Для чего люди устраивали ярмарки (–Развлекались, покупали и продавали разные товары, общались. Сочиняли и рассказывали загадки, небылицы, сказки, пословицы и поговорки.)
- Как одним словом можно назвать эти формы словесного народного творчества? – фольклор, т. е. «народная мудрость».
-А ещё люди угощали друг друга и сами угощались. Давайте угостим наших гостей и сами угостимся. (дети приглашают к столу гостей и сами угощаются).