Получи документы

Занятие по развитию речи в подготовительной логогруппе. Составление описательного рассказа о животных с помощью мнемотаблицы

Мацепуро Елена
Занятие по развитию речи в подготовительной логогруппе. Составление описательного рассказа о животных с помощью мнемотаблицы
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по развитию монологической речи в подготовительной логопедической группе, составление описательного рассказа

о животных леса.

Проводила учитель-логопед Мацепуро Е. В. МБДОУ ДС КВ №22

п. Стрелка, Темрюкского района, Краснодарского края.

Программные задачи:

Коррекционно - развивающие:

• развивать долговременную память;

• развивать произвольное внимание;

Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной логогруппе, Составление описательного рассказа о животных с помощью мнемотаблицы» размещена в разделах

• развивать связную монологическую речь, умение составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу – описание животных леса;

• упражнять детей в употреблении выразительных словосочетаний и оборотов при составлении распространенных предложений, посредством употребления сравнений, эпитетов, притяжательных местоимений;

• развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес.

Обучающие:

• расширять представления детей о диких животных;

• закреплять знания детей об особенностях жизни животных, обучать установлению причинно-следственных связей.

Воспитывающие:

• формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;

• формировать умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять, анализировать их.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о животных наших лесов, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций о животных, отпечатков следов животных, проведение различных дидактических игр, например: «Бегает, летает, плавает», словесные игры: «Угадай, кто это?», «Про кого можно сказать?», «Назови семью», «Кто где живёт?», «Кому что дадим?», беседа с детьми о животных леса, рисование и лепка на тему «Животные леса», придумывание загадок и составление мнемотаблиц по ним.

Материал:

Отпечатки следов зверей на снегу, иллюстрации животных, фотоаппарат, магнитофон с записью этюдов, конверт, лес из елей и деревьев. Мольберт, указка, мнемотаблица. Литература: Н. Рубцов «Про зайца», Саша Чёрный «Волк», Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».

Сюрпризные моменты:

Выход детей переодетых в животного, о котором составлен рассказ.

Ход занятия:

1. Вводная беседа.

-Ребята, помните, к нам в гости прилетал северный мишка Умка? Благодаря вам, он тогда много узнал о нашем крае, в которой мы живем, но забыл спросить, какие звери живут в наших лесах. Сам он прилететь уже не может, но он очень просил рассказать о наших лесных жителях и прислать их фотографии. Ну, что выручим нашего северного мишку?

-Вы любите чудеса? Тогда я приглашаю вас в лес чудес.

Глазки закрываются, чудеса начинаются. Раз! Два! Три! Смотри!

(На ветке и полу искусственного леса находятся следы животных, изображённых на листах бумаги).

-Ребята, в какой странный лес мы попали! Здесь никого нет, только чьи- то следы. Вот по следам мы и будем искать обитателей нашего леса. Весь секрет в том, что если вы составите подробные, оригинальные рассказы о животных, используя красивые слова, то зверь выбежит из своего убежища, и мы сможем его сфотографировать. Но, чтобы сделать фотографии для Умки, нам понадобится фотограф. Мы любезно попросим нашу Евгению Борисовну нам помочь - запечатлеть жителей леса.

2. Дидактическое упражнение «Красивые слова».

-Ребята, прежде чем составлять рассказы, давайте придумаем красивые слова о зверях.

Воспитатель побуждает детей к использованию сравнений, эпитетов, словообразованию. Обращает внимание детей, как на внешние, так и на внутренние характеристики животных леса.

- Заяц какой? (белоснежный, как комочек снега, пушистый, быстрый, озорной, длинноухий, косой, острозубый).

-А белочка какая? (грациозная, проворная, зимой – серебристо-серая. Летом рыжевато-золотистая, пушистая, хлопотливая и запасливая).

- О лисе мы, что можем сказать? (рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный, пушистый, мордочка вытянутая, лапки стройные, рыжая красавица, хитроумная).

- Медведь какой? (громадный, бурый, неповоротливый, косолапый, неуклюжий, могучий зверь, добродушный, доверчивый, простодушный, миролюбивый, подслеповатый,

3. Составление описательного рассказа о зайце.

- Ребята, посмотрите внимательно, это чей след? (заячий). Кто из вас хочет рассказать о нем?

- Прежде чем, начать рассказывать, вспомним по какому плану нужно строить свой рассказ:

(выставляется на мольберт мнемотаблица с условными обозначениями):

а) внешний вид зверя.

б) чем питается?

в) где живет?

г) кто его враги и как он от них спасается.

Один из детей составляет рассказ о зайце, опираясь на мнемотаблицу. Остальные дети дополняют рассказ сверстника.

После полного и детализированного описания животного детьми, воспитатель создает игровую ситуацию: зверь услышал красивый и полный рассказ о себе и как - будто выбежал на полянку. Фотограф фотографирует его. (Зайка приглашается поиграть с детьми).

4. Массаж лица «Заяц».

Тили – тили – тили – бом!

Сбил сосну Зайчишка лбом!

(Приставить ладони козырьком ко лбу и водить вправо-влево).

Жалко мне Зайчишку,

Носит Зайка шишку.

(Кулачками по крыльям носа делать вращательные движения).

Поскорее сбегай в лес,

Сделай Заиньке компресс.

(Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак,массировать точки, находящиеся перед и за ухом).

5. Дидактическая игра на образование притяжательных прилагательных.

(Педагог показывает игрушку из забытой Зайкой корзины и задаёт вопросы).

-У медведя хвост чей? - медвежий

-Лапа чья? – медвежья

-Ухо чье? - медвежье

-У зайца лапы чьи? – заячьи

-У зайца шёрстка чья? - заячья

-У лисы хвост чей? - лисий

-У волка голова чья? - волчья

-Ухо чье? - волчье

-У белки хвост чей? – беличий

-Лапы чьи? – беличьи

6. Составление описательного рассказа о медведе.

-Ребята, а это чьи следы? И почему они запорошены снегом? (медвежьи следы, запорошены снегом, потому что зимой медведь спит)

-Кто расскажет о медведе?

Воспитатель предлагает напомнить план рассказа – мнемотаблицу одному из детей. Дети слушают рассказ ребенка, дополняют его. После чего появляется медвежонок, фотограф его снимает.

-Хороший получился рассказ. Ребята, у меня уже есть фотография бурого лежебоки, ее мы и отправим Умке. (Мишка приглашается поиграть с детьми).

7. Динамическое упражнение «Мишка».

Спал в берлоге мишка, (имитируем сон стоя)

К нему упал зайчишка. (присели и встали)

Хоть зайчишка был трусишкой, (заяц дрожит)

Поиграл он с нашим мишкой. (хлопки в ладоши)

Вдруг на них упала шишка, (приседаем, закрывая голову руками. Встаём)

Её бросила вниз мышка: (имитация броска вперёд)

- Зайка с мишкой, вылезайте, (зовём рукой)

Вместе с нами поиграйте! (хлопки в ладоши)

8. Составление сравнительно-описательного рассказа о лисе и белке.

-Ребята, а это чьи следы? (лисьи и беличьи).

Воспитатель приглашает для составления сравнительно-описательного рассказа двух детей. Одному из них предлагается рассказывать о белке, другому о лисе. Причем педагог нацеливает детей на то, что описание должно строиться параллельно по сходному признаку по мнемотаблице.

Примерный вариант сравнительно-описательного рассказа.

-Белочка - чудесный, проворный, грациозный зверек. Лисица - хитрая и осторожная.

-Весной и летом шубка у белки рыжевато-золотистая. Такая окраска подходит к ожившей весенней природе. Зимой мех у белочки серебристо-серый, густой и теплый. А лиса круглый год ходит в рыжей с золотистым отливом шубке, мех у нее теплый и пушистый.

-Главная гордость белочки - это ее великолепный пушистый хвост. Он согревает белку в ненастные дни и помогает перепрыгивать с ветки на ветку, словно руль. А у лисы хвост длинный, пушистый, на кончике совсем белый, чтобы в сумерках лисята не потерялись.

- Глаза у белочки черные, как угольки, смотрят задорно и весело. А у лисы глазки хитрые и умные, как черносливы.

-У белки уши большие, стоячие с кисточками на концах. У лисы уши треугольничками, без кисточек.

-Белочка ловко прыгает, потому что у нее задние лапы, длиннее, чем передние, а у лисы лапки стройные, тонкие.

-Белочка питается орехами и шишками. готовит запасы на зиму А лиса ловит мышей и зайцев, запасов не делает.

-Белочка живет на дереве в дупле и бельчата прыгают по веткам. А лиса живет в норе и лисята играют на земле.

-Белочка боится на деревьях сову, филина, ястреба, а на земле – лису, куницу. Она прячется от них среди густых ветвей и в дупле. А кумушка-лиса боится волка, рысь и людей, потому что людям нравиться ее пушистый и теплый мех. Лиса спасается бегством и прячется в норе.

Воспитатель фотографирует, выбежавших на полянку лису и белочку.

Воспитатель анализирует рассказы, детей по ходу занятия. Отмечает среди них наиболее развернутые и оригинальные. Белочка и лиса приглашаются поиграть с детьми.

9. Гимнастика для глаз «Белочка».

Белка дятла поджидала. (водим глазами вправо-влево)

Гостя вкусно угощала:

-Ну-ка, дятел, посмотри- (водим глазами вверх-вниз)

Вот орехи: раз. два, три!

Пообедал дятел с белкой (помигать глазами)

И пошёл играть в горелки. (закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).

10. Пальчиковая гимнастика «Лиса».

В море лодочка плыла,

В ней лиса веслом гребла.

Притомилася лиса,

Распустила паруса.

Теперь на лавочке сидит,

И на море в бинокль глядит.

11. Итог занятия.

-Ну, что ж, ребята, посмотрите, вот и готовы наши фотографии для медвежонка Умки. (Рассматривает вместе с детьми изображения животных, еще раз называют их).

-Запечатаем их в конверт и отправим по почте на Северный полюс – нашему другу.

Публикации по теме:

Информационный буклет для родителей дошкольников С - связность, самооценка, систематичность. В – восприятие, важность, возможность, взаимодействие. Я - ясность З – знание, занимательность,.

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на октябрь 1. Тема недели:«Животный мир» 1 - е занятие:Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить выразительно пересказывать литературный текст;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи в подготовительной логогруппе. Составление описательного рассказа о животных с помощью мнемотаблицы
Опубликовано: 26 января 2014 в 13:23
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной логогруппе. Составление описательного рассказа о животных с помощью мнемотаблицы» (включая файлы) размещена пользователем Мацепуро Елена (УИ 100346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД