Мацепуро Елена
Занятие по развитию речи в подготовительной логогруппе. Составление описательного рассказа о животных с помощью мнемотаблицы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию монологической речи в подготовительной логопедической группе, составление описательного рассказа
Проводила учитель-логопед Мацепуро Е. В. МБДОУ ДС КВ №22
п. Стрелка, Темрюкского района, Краснодарского края.
Программные задачи:
Коррекционно - развивающие:
• развивать долговременную память;
• развивать произвольное внимание;
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной логогруппе, Составление описательного рассказа о животных с помощью мнемотаблицы» размещена в разделах
- Животные. Составление рассказов, описание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
• развивать связную монологическую речь, умение составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу – описание животных леса;
• упражнять детей в употреблении выразительных словосочетаний и оборотов при составлении распространенных предложений, посредством употребления сравнений, эпитетов, притяжательных местоимений;
• развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес.
Обучающие:
• расширять представления детей о диких животных;
• закреплять знания детей об особенностях жизни животных, обучать установлению причинно-следственных связей.
Воспитывающие:
• формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;
• формировать умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять, анализировать их.
Предварительная работа:
Чтение рассказов о животных наших лесов, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций о животных, отпечатков следов животных, проведение различных дидактических игр, например: «Бегает, летает, плавает», словесные игры: «Угадай, кто это?», «Про кого можно сказать?», «Назови семью», «Кто где живёт?», «Кому что дадим?», беседа с детьми о животных леса, рисование и лепка на тему «Животные леса», придумывание загадок и составление мнемотаблиц по ним.
Материал:
Отпечатки следов зверей на снегу, иллюстрации животных, фотоаппарат, магнитофон с записью этюдов, конверт, лес из елей и деревьев. Мольберт, указка, мнемотаблица. Литература: Н. Рубцов «Про зайца», Саша Чёрный «Волк», Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
Сюрпризные моменты:
Выход детей переодетых в животного, о котором составлен рассказ.
Ход занятия:
1. Вводная беседа.
-Ребята, помните, к нам в гости прилетал северный мишка Умка? Благодаря вам, он тогда много узнал о нашем крае, в которой мы живем, но забыл спросить, какие звери живут в наших лесах. Сам он прилететь уже не может, но он очень просил рассказать о наших лесных жителях и прислать их фотографии. Ну, что выручим нашего северного мишку?
-Вы любите чудеса? Тогда я приглашаю вас в лес чудес.
Глазки закрываются, чудеса начинаются. Раз! Два! Три! Смотри!
(На ветке и полу искусственного леса находятся следы животных, изображённых на листах бумаги).
-Ребята, в какой странный лес мы попали! Здесь никого нет, только чьи- то следы. Вот по следам мы и будем искать обитателей нашего леса. Весь секрет в том, что если вы составите подробные, оригинальные рассказы о животных, используя красивые слова, то зверь выбежит из своего убежища, и мы сможем его сфотографировать. Но, чтобы сделать фотографии для Умки, нам понадобится фотограф. Мы любезно попросим нашу Евгению Борисовну нам помочь - запечатлеть жителей леса.
2. Дидактическое упражнение «Красивые слова».
-Ребята, прежде чем составлять рассказы, давайте придумаем красивые слова о зверях.
Воспитатель побуждает детей к использованию сравнений, эпитетов, словообразованию. Обращает внимание детей, как на внешние, так и на внутренние характеристики животных леса.
- Заяц какой? (белоснежный, как комочек снега, пушистый, быстрый, озорной, длинноухий, косой, острозубый).
-А белочка какая? (грациозная, проворная, зимой – серебристо-серая. Летом рыжевато-золотистая, пушистая, хлопотливая и запасливая).
- О лисе мы, что можем сказать? (рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный, пушистый, мордочка вытянутая, лапки стройные, рыжая красавица, хитроумная).
- Медведь какой? (громадный, бурый, неповоротливый, косолапый, неуклюжий, могучий зверь, добродушный, доверчивый, простодушный, миролюбивый, подслеповатый,
3. Составление описательного рассказа о зайце.
- Ребята, посмотрите внимательно, это чей след? (заячий). Кто из вас хочет рассказать о нем?
- Прежде чем, начать рассказывать, вспомним по какому плану нужно строить свой рассказ:
(выставляется на мольберт мнемотаблица с условными обозначениями):
а) внешний вид зверя.
б) чем питается?
в) где живет?
г) кто его враги и как он от них спасается.
Один из детей составляет рассказ о зайце, опираясь на мнемотаблицу. Остальные дети дополняют рассказ сверстника.
После полного и детализированного описания животного детьми, воспитатель создает игровую ситуацию: зверь услышал красивый и полный рассказ о себе и как - будто выбежал на полянку. Фотограф фотографирует его. (Зайка приглашается поиграть с детьми).
4. Массаж лица «Заяц».
Тили – тили – тили – бом!
Сбил сосну Зайчишка лбом!
(Приставить ладони козырьком ко лбу и водить вправо-влево).
Жалко мне Зайчишку,
Носит Зайка шишку.
(Кулачками по крыльям носа делать вращательные движения).
Поскорее сбегай в лес,
Сделай Заиньке компресс.
(Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак,массировать точки, находящиеся перед и за ухом).
5. Дидактическая игра на образование притяжательных прилагательных.
(Педагог показывает игрушку из забытой Зайкой корзины и задаёт вопросы).
-У медведя хвост чей? - медвежий
-Лапа чья? – медвежья
-Ухо чье? - медвежье
-У зайца лапы чьи? – заячьи
-У зайца шёрстка чья? - заячья
-У лисы хвост чей? - лисий
-У волка голова чья? - волчья
-Ухо чье? - волчье
-У белки хвост чей? – беличий
-Лапы чьи? – беличьи
6. Составление описательного рассказа о медведе.
-Ребята, а это чьи следы? И почему они запорошены снегом? (медвежьи следы, запорошены снегом, потому что зимой медведь спит)
-Кто расскажет о медведе?
Воспитатель предлагает напомнить план рассказа – мнемотаблицу одному из детей. Дети слушают рассказ ребенка, дополняют его. После чего появляется медвежонок, фотограф его снимает.
-Хороший получился рассказ. Ребята, у меня уже есть фотография бурого лежебоки, ее мы и отправим Умке. (Мишка приглашается поиграть с детьми).
7. Динамическое упражнение «Мишка».
Спал в берлоге мишка, (имитируем сон стоя)
К нему упал зайчишка. (присели и встали)
Хоть зайчишка был трусишкой, (заяц дрожит)
Поиграл он с нашим мишкой. (хлопки в ладоши)
Вдруг на них упала шишка, (приседаем, закрывая голову руками. Встаём)
Её бросила вниз мышка: (имитация броска вперёд)
- Зайка с мишкой, вылезайте, (зовём рукой)
Вместе с нами поиграйте! (хлопки в ладоши)
8. Составление сравнительно-описательного рассказа о лисе и белке.
-Ребята, а это чьи следы? (лисьи и беличьи).
Воспитатель приглашает для составления сравнительно-описательного рассказа двух детей. Одному из них предлагается рассказывать о белке, другому о лисе. Причем педагог нацеливает детей на то, что описание должно строиться параллельно по сходному признаку по мнемотаблице.
Примерный вариант сравнительно-описательного рассказа.
-Белочка - чудесный, проворный, грациозный зверек. Лисица - хитрая и осторожная.
-Весной и летом шубка у белки рыжевато-золотистая. Такая окраска подходит к ожившей весенней природе. Зимой мех у белочки серебристо-серый, густой и теплый. А лиса круглый год ходит в рыжей с золотистым отливом шубке, мех у нее теплый и пушистый.
-Главная гордость белочки - это ее великолепный пушистый хвост. Он согревает белку в ненастные дни и помогает перепрыгивать с ветки на ветку, словно руль. А у лисы хвост длинный, пушистый, на кончике совсем белый, чтобы в сумерках лисята не потерялись.
- Глаза у белочки черные, как угольки, смотрят задорно и весело. А у лисы глазки хитрые и умные, как черносливы.
-У белки уши большие, стоячие с кисточками на концах. У лисы уши треугольничками, без кисточек.
-Белочка ловко прыгает, потому что у нее задние лапы, длиннее, чем передние, а у лисы лапки стройные, тонкие.
-Белочка питается орехами и шишками. готовит запасы на зиму А лиса ловит мышей и зайцев, запасов не делает.
-Белочка живет на дереве в дупле и бельчата прыгают по веткам. А лиса живет в норе и лисята играют на земле.
-Белочка боится на деревьях сову, филина, ястреба, а на земле – лису, куницу. Она прячется от них среди густых ветвей и в дупле. А кумушка-лиса боится волка, рысь и людей, потому что людям нравиться ее пушистый и теплый мех. Лиса спасается бегством и прячется в норе.
Воспитатель фотографирует, выбежавших на полянку лису и белочку.
Воспитатель анализирует рассказы, детей по ходу занятия. Отмечает среди них наиболее развернутые и оригинальные. Белочка и лиса приглашаются поиграть с детьми.
9. Гимнастика для глаз «Белочка».
Белка дятла поджидала. (водим глазами вправо-влево)
Гостя вкусно угощала:
-Ну-ка, дятел, посмотри- (водим глазами вверх-вниз)
Вот орехи: раз. два, три!
Пообедал дятел с белкой (помигать глазами)
И пошёл играть в горелки. (закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).
10. Пальчиковая гимнастика «Лиса».
В море лодочка плыла,
В ней лиса веслом гребла.
Притомилася лиса,
Распустила паруса.
Теперь на лавочке сидит,
И на море в бинокль глядит.
11. Итог занятия.
-Ну, что ж, ребята, посмотрите, вот и готовы наши фотографии для медвежонка Умки. (Рассматривает вместе с детьми изображения животных, еще раз называют их).
-Запечатаем их в конверт и отправим по почте на Северный полюс – нашему другу.