Инга Петрушева
Занятие по технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон «Деревянное зодчество города Иркутск»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания старших дошкольников через ознакомление с деревянным зодчеством родного города.
Задачи:
Обучающие: познакомиться с особенностями деревянного зодчества города Иркутска, с некоторыми элементами резьбы, расположением на постройках, их названиями; познакомиться со значением слов: зодчий, наличники, ажурная резьба, объемная резьба.
Публикация «Занятие по технологии „Ситуация“ Л, Г, Петерсон „Деревянное зодчество города Иркутск“» размещена в разделах
Развивающие: продолжать развивать связную речь, через составление рассказа о знакомых деревянных объектах культурного наследия (дом-музей Волконских, дом-музей Трубецких, Усадьба Сукачева); обогащать словарный запас через словесные дидактические игры. Развивать внимание, зрительную память. Развивать интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества родного края.
Воспитательные: испытывать гордость за заслуги мастеров и умельцев нашей малой Родины, ценностное отношение к культурному наследию нашей страны.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением дома музея Волконских, дома-музея Трубецких, усадьбы Сукачева, деревянных домов города Иркутска, украшенных разного вида резьбой; иллюстрации с видами резьбы, натуральные элементы объемной резьбы.
Предварительная работа: беседы об исторических деревянных памятниках нашего города, виртуальные экскурсии в дома-музеи г. Иркутска, экскурсии по городу, составление альбомов, рассматривание иллюстраций, поиск информации в различных источниках (совместно с родителями)
1. Введение в ситуацию. - Ребята, мне сегодня на телефон пришло сообщение от мальчика Эдди, который живет в другой стране. Он пишет, что в интернете, совсем случайно, увидел удивительный дом, который был украшен деревянным кружевом. Этот дом так поразил его своей красотой, что Эдди просит рассказать, что за умельцы его украшали? В интернете он увидел, что наш детский сад окружен различными деревянными домами, поэтому попросил нас помочь ему и прислать по почте альбом с фотографиями таких расписных домов и описанием, чтобы он смог познакомить своих друзей с этим чудом – домами.
- Ребята, вы поможете мне составить такой альбом?
- А сможете?
- Посмотрите, какой красивый, расписной дом он увидел.
- А много ли таких расписных домов в нашем городе?
- Почему на самом деле их мало?
- Почему они являются памятниками?
- А давайте сделаем такой альбом и отправим его по почте.
- Вы согласны?
(Дети заинтересованы на выполнение дальнейшей деятельности)
2. Актуализация знаний и умений.
- Ребята, из каких материалов можно построить дом? (из кирпича, дерева, бетона, камня).
- Как называют мастера, который занимается деревом, что-нибудь мастерит, изготавливает, строит дома? Как называется эта профессия?
(плотник)
- Каких домов больше всего в нашем районе? (деревянных).
-Где плотники брали бревна для строительства? (заготавливали в лесу)
- Как вы думаете, почему раньше, в старину именно дома дерева строили Иркутяне? (вокруг много лесов, много древесины).
Дидактическая игра с мячом «Назови правильно»
- Как будет называться дом, построенный из кирпича? (кирпичный)
- Из камня? (каменный)
- Из бетона? (бетонный)
- из дерева? (деревянный)
-из панелей? (панельный)
- Я собрала картинки знаменитых деревянных домов г. Иркутска. Можем ли мы поместить эти фотографии в альбом для Эдди? Кто поможет мне подготовить информацию для альбома? Кто хочет рассказать об этих знаменитых домах?
Составление детьми описательного рассказа по картинкам (дом-музей Трубецких, усадьба Сукачева, дом-музей Волконских).
Дети уверенно отвечают на вопросы, справляются с дидактической задачей игры.
3. Затруднение в ситуации.
- Мы записали очень полную и полезную информацию для нашего альбома.
А сейчас предлагаю немного размяться
Динамическая пауза
Кладу кирпич за кирпичом (согнутыми в локтях руками переменно кладут один кирпич на другой)
Я строю, строю новый дом
Стена все выше, выше (тянутся, подняв руки вверх)
А это будет крыша (изображают крышу)
Вот здесь окно (перед собой рисуют окно)
А тут крыльцо (слегка нагнувшись, показывают на крыльцо)
Ступеньки посчитай (выпрямляются слегка разводя руками в сторону)
1,2,3,4,5 (шагают, высоко поднимая колени)
И дверки открывай (рукой как бы открывают двери на себя)
- Ребята, на наших фотографиях видно, что деревянные дома отличаются друг от друга разными резными украшениями.
- А вы, сможете рассказать, какая бывает резьба, какие элементы резьбы использовали наши предки в старину?
- А почему не сможете?
- А хотите узнать?
У детей происходит расслабление мышц, переключение с одного вида мыслительной деятельности на другой.
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
- Ребята, давайте мы с вами отправимся в прошлое.
- в старину мастера, который строил дома, украшал фасады, вырезал фигурки из дерева, его называли – зодчий. Зодчие украшали дома различной резьбой и дома становились красивыми и неповторимыми.
-посмотрите еще один, живописный, деревянный дом, увитый резьбой, словно белым кружевом (показ картинки).
- Все времена ценились мастера, способные плести кружева. Из чего могли плести кружева? Кружево могло быть из любого материала: лент, ткани, ниток, и даже из дерева и металла. Кружевом из дерева украшали дома, вырезали наличники на окна, украшали крыльцо и многое другое. Считалось, что кружевной ажур защищает от зла (показ элементов ажурной резьбы). Недобрый дух запутывается в кружеве и не может попасть к людям. В ажурной резьбе мастер наносит на дерево рисунок и специальным инструментом просверливает и выпиливает различные отверствия, которые потом превращаются в ажурный узор.
- Еще один вид резьбы – объемная резьба (показ картинки)
Объемная резьба – это самый сложный тип резьбы, создать объемные деревянные изделия не так уж просто. Этот вид характеризуется тем, что, изготавливают изображение как бы отдельно от общего фона, а потом можно украсить крыльцо, крышу и другие части дома. Вы можете подойти к столу поближе рассмотреть и потрогать элементы объемной резьбы.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка
- Посмотрите, у меня на столе много картинок с разными видами резьбы, но они перемешались, а для того чтобы нам положить эти картинки в альбом и отправить нашему другу по почте, нам необходимо разделить их. На один стол положить картинки с ажурной резьбой, на другой стол с объемной резьбой.
Применяют новые знания и способы действия.
6. Осмысление. Рефлексия.
- А теперь давайте посмотрим, получился ли у нас альбом? Сможет мальчик Эдди, просмотрев альбом, познакомить своих друзей с расписными домами города Иркутска? Познакомить с видами резьбы?
-Ребята, что вам понравилось делать сегодня больше всего? Что было самым интересным? А что было самым сложным? Сможете, ли вы сейчас узнать вид резьбы на деревянных домах Иркутска?