Любовь Михайловна Балабанова
Занятие по теме «Плетение поясов на специальном приспособлении»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ :
НА СПЕЦИАЛЬНОМ
ПРИСПОСОБЛЕНИИ.
Провела:
Руководитель кружка «Самоделкин»
Балабанова Л. М.
МДОУ ДСКВ №12 «Непоседы» город Талдом
Московской области
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ :
Познакомить детей с новым видом народного декоративно - прикладного искусства – ткачество поясов
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ :
Публикация «Занятие по теме „Плетение поясов на специальном приспособлении“» размещена в разделах
1. Познакомить детей с плетением пояса – шнура на специальном приспособлении.
2. Воспитывать уважение к обычаям русского народа, прививать любовь к народной культуре.
3. Развивать память, внимание, воображение.
4. Воспитывать желание узнавать новое о занятиях своих предков.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Фотографии и образцы тканых поясов.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ:
Специальные приспособления для плетения поясов.
Шерстяные нити различной окраски в мотках, шнуры.
Специальный крючок для снятия петель.
Всю историю славянского ткачества можно рассказать по предметам крестьянского быта. Наиболее распространёнными видами народного бытового искусства были вышивка, узорное ткачество, вязание, резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла. Такое многообразие форм изобразительного творчества обуславливалось самой жизнью народа. Условия натурального хозяйства заставляли создавать домашнюю обстановку, утварь, орудия труда и одежду своими руками. Эти вещи сопровождали человека в течение всей жизни, и потому крестьянин стремился делать не только полезные и удобные, но и красивые предметы.
На примитивных ткацких станках они вырабатывали гладкие полотна и прекрасные по своим художественным достоинствам рисунчатые ткани. Часть узорных изделий украшала одежду, другая – крестьянский интерьер.
Пояс является частью древнерусского костюма. Пояса носили и взрослые и дети. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью, Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.
Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются браные пояса на ниту, бердо, сволочке – от слова сволакивать.
Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных или шелковых ниток. Узоры их были очень разнообразны. Народные пояса делались длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками.
Цвета для пояса подбирали большей частью яркие и контрастные, но народные мастерицы умели при этом избегать излишней пестроты – все многоцветные гаммы подчинялись одному ведущему цвету: красному, оранжево-жёлтому или другому.
Народный красочный пояс служил дополнением к народному костюму, как женскому, так и мужскому. Женские пояса отличались от мужских длиной: мужские - однорядные, женские - двухрядовые (обвивали талию два раза).
Изготавливались пояса разными способами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Прыгали зайки /Складываем руки на груди,
на большой лужайке как заячьи лапки, и прыгаем. /
Прыгали, играли, /Приставляем ладони к голове,
ушками махали. Шевелим ими и прыгаем. /
Расшумелись, разругались! /Поворачиваемся друг к другу и
По лужайке разбежались. машем руками.
Разбегаемся в разные стороны.
Вдруг лиса! Где мой обед? /Садимся на корточки и
Где зайчата? Нет как нет! закрываем лицо руками. /
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Посмотрите, дети, я принесла вам образцы разных поясов.
Одни пояса связаны па пальчиках, другие на дощечках, третьи на бердо, четвёртые на специальном приспособлении.
Вот на этом приспособлении мы и будем плести пояса.
Внимательно следите за моими руками.
Конец нити пропускаем через отверстие снизу наверх и наматываем рабочую нить последовательно на все скобки или гвоздики. Располагаем рабочую нить перед скобкой, чуть выше петли, крючком снаружи вовнутрь снимаем петлю со скобки, и сбрасываем её. На скобке остаётся новая петля. Далее переходим к следующей скобке. Периодически подтягиваем за нить, которая выходит из отверстия, затягивая петли. Плетём шнур до нужной длины. Затем снимаем петли со скобок, закрепляем их. К концам пояса – шнура прикрепить кисти или помпоны.
А теперь, ребята, попробуйте вы.
Во время выполнения детьми работы, педагог контролирует и поправляет процесс плетения пояса – шнура. После окончания подводим итог, что получилось, а что вызвало затруднения.
Наше занятие подходит к концу. Мы узнали много нового о назначении пояса в русском народном костюме и сами сплели пояса – шнуры. Все пояса получились красивыми, яркими.
Пояс, сплетенный на специальном приспособлении.
Пояс, сплетенный на пальцах.