Наталья Архипова
Занятие по экологии в старшей группе «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать личность ребенка, психические качества (ощущение, восприятие, память,
внимание, речь); мыслительные операции, творческое воображение, познавательные
интересы; расширить знания детей об окружающем мире: свойстве воздуха, земли,
воды, огня, взаимодействие между ними;
Формирование общеучебных умений и навыков; подготовить ребенка к школьной
жизни: воспитание усидчивости, развитие умения слушать, управлять своим
поведением, работать в коллективе.
Материал: целлофановый пакет, кубики, пустой стакан, таз для воды, глина, кирпич, губка,
Публикация «Занятие по экологии в старшей группе „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
бумажные салфетки, стакан с водой, банка стеклянная, спираль для исследования
воздуха, стаканчики с водой для каждого ребенка.
Предварительная
работа: Загадки о воздухе, чтение художественной литературы,
опыты: «Воздух занимает место», «Воздух имеет вес».
Дидактические игры «Кораблик с парусом», «Парашютист» ;
чтение стихотворений о воздухе.
Словарная работа: свойства, воздух, опыт, почва.
Заинтересованный момент
Вводная беседа
Опыт № 1
«Воздух– бесцветный, прозрачный, без запаха и вкуса»
Опыт № 2
«Есть ли воздух в – в воде, в почве, в кирпиче?»
Этюд:
«Свойства воздуха»
Опыт № 3
«Свойства воздуха»
Этюд:
«Надуем шар»
Опыт № 4
«Теплый воздух, холодный воздух»
Чтение стихотворения о воздухе
Анализ занятия
Отгадывают загадку
Слушают и отвечают на вопросы
Наблюдают и выполняют опыт
Экспериментируют и делают выводы
Выполняют этюд
Наблюдают и определяют свойства воздуха
Выполняют этюд по тексту
Наблюдают за опытом
Рассказывают стихи
Отвечают на вопросы, делают выводы
Загадывает детям загадку о воздухе
Проводит опыт
Проводит опыт
Проводит опыты и обобщает ответы детей
Проводит этюд
Проводит опыт
Проводит этюд
Проводит опыт
Поощряет детей
Заключительная беседа обобщает ответы детей
Словесный
Словесно - наглядный
Словесный и практический
Словесно – практический, наглядный
Словесный и игровой
Словесно – практический
Практический, игровой, словесный
Практический,
наглядный
Словесный
Словесный
Ход занятия
- Дети, отгадайте загадку
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем?
(воздух)
- Конечно, вы догадались, что речь идет о воздухе, которым мы дышим.
Давайте вспомним, для чего нам нужен воздух? (для того, чтоб дышать)
- Правильно, воздух нужен е только людям, птицам, зверям, но и растениям, рыбам. Без воздуха нет жизни на земле. Воздух нужен нам для дыхания.
- Как вы думаете, можно увидеть воздух?
(воздух нельзя увидеть)
- Почему? (потому что воздух прозрачный)
- А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате.
(дети – стенки аквариума, стекла окон)
- Молодцы.
- Воздух есть везде, только мы его не видим. Но в опыте его увидеть можно.
Опыт № 1
Попробуйте вдохнуть воздух ртом.
- Какой он на вкус? (без вкуса)
- Какого он запаха? (воздух без запаха)
- Значит воздух бесцветный, прозрачный. У него нет запаха. При дыхании мы поглащаем кислород, выдыхаем углекислый газ.
Воздух – это удивительно прозрачное облачко вокруг нашей планеты. Если бы его не было, все живое погибло бы. Для того, чтобы убедиться, что воздух везде, мы с вами проделаем ряд опытов. Прошу пройти вас в нашу экспериментальную лабораторию.
Опыт № 2 «Есть ли воздух в пакет?»
Показываю детям пакет наполненный кубиками.
- Есть ли что – нибудь в пакете? (в пакете кубики)
- Как вы догадались? (увидели)
(освобождаю пакет от кубиков, аккуратно сверху скручиваю его. В нижней части он обретает выпуклость и упругость)
- Почему пакет выпуклый? Что есть в нем? (ответы – воздух)
Опыт № 3 «Есть ли воздух в воде?»
- Есть ли в воздухе вода?
(Да)
(предлагаю детям налить воду из – под крана в стакан)
- Почему появились пузырьки на стенках стакана?
(ответы – потому что в воде есть воздух)
Опыт № 4 «Есть ли воздух в кирпиче, глине, губке, стекле?»
( дети опускают по очереди в разные стаканы с водой: кирпич, губку, глину, стекло)
- Почему появились пузырьки:
(ответы – потому что в глине, губке, кирпиче, стекле есть воздух)
Этюд: «Камень и почва»
«Камень – дети стоят, прижавшись друг к другу.
«Почва» - частички почвы (дети) - на некотором расстоянии взявшись за руки.
- Мы с вами убедились на опытах, что воздух есть везде.
- Дети, а знаете ли вы о свойствах воздуха?
- Сейчас мы продолжим свои опыты и узнаем о некоторых свойствах воздуха.
Опыт № 5 «Салфетка»
(Предлагаю детям бросить салфетку в таз с водой)
- Что произошло с салфеткой? (ответ – она намокла)
(Предлагаю детям опустить салфетку помещенную в пустой стакан, в воду, предварительно стакан повернуть)
- Что произошло с салфеткой? (ответ – она осталась сухой)
- Почему? (ответы – в стакане воздух и он не пропустил воду)
Дети, давайте проведем еще один эксперимент.
Ко дну стакана, кусочком пластилина прикреплю сложенную вчетверо бумажную салфетку, опускаю в стакан с водой.
- Намокла ли бумага? (ответы – нет)
- Почему? (ответы – в стакане с салфеткой воздух)
Значит воздух не пропускает воду.
Этюд: «Надуваем шар»
Мальчики – шар, девочки – воздух. Один накачивает воздухом шину. Сначала один ребенок приседает, сжимается, потом второй, третий. Когда шина лопнет, дети выпрямляются и произносят: «ш – ш – ш».
- Дети, мы с вами убедились в том, что воздух не пропускает воду.
- Но у воздуха еще есть одно интересное свойство – он плохо пропускает тепло. Растения зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает теплое одеяло укрывающее стебель и корни растений.
- Осенью многие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха. Он и сохраняет тепло тела, и животным в зимнем лесу никакой мороз не страшен.
Теперь ответьте мне на вопросы:
- Что находится между стеклами в двойных рамах? (ответ – воздух)
- Для чего? (ответ – он сохраняет тепло)
- Какое снежное «одеяло» теплее: пушистое или утоптанное? (ответ – пушистое)
- Чем греет меховая шуба? (ответы)- Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись? (ответы)
Вывод: - Значит воздух проводник тепла и холода.
- Дети, давайте с вами проведем еще один опыт.
Опыт № 6 «Теплый воздух поднимается вверх»
Оборудование: Плотный бумажный кружок разрезанный змейкой. Укрепить змейку на конце согнутой проволоки и поднять над огнем свечи.
- Почему змейка вращается? (ответы – потому что теплый воздух от свечи поднимается вверх, змейка вращается)
- Поднесем змейку к форточки. Что происходит? (ответ – холодный воздух опускается вниз и змейка не вращается)
Вывод: Теплый воздух движется вверх, а холодный – вниз. Теплый воздух весит меньше, чем холодный. Поэтому он поднимается вверх.
-Как вы думаете, где воздух лучше в лесу или городе? *ответ – в лесу)
- Лесной воздух не только чистый, но и полезный. Деревья выделяют особые летучие вещества. Особенно полезен тополь.
Благодаря длинному черенку листья тополя очень подвижны, они хорошо улавливают пыль, которая смывается дождем.
- Дети, а вы знаете как сохранить воздух чистым? (ответы)
- прежде всего надои беречь растения. Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают загрязненный воздух от пыли. Помогайте взрослым сажать цветы и деревья.
И в заключении нашего занятия мы послушаем стихотворения о воздухе, которое прочтут наши дети.
1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
3 ребенок: Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахрамой
4 ребенок: Мы его не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
-Дети. О чем мы с вами говорили? (ответы детей)
Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.