Галина Баранова
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Каменный уголь»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста «Каменный уголь»
Цель: Через познавательно - исследовательскую деятельность познакомить детей с полезностью каменного угля.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Каменный уголь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обучающие: Познакомить детей со свойствами каменного угля; закрепить умение исследовать предмет с помощью сравнения с другими предметами, называть его свойства и особенности.
Развивающие: Развивать познавательный интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас детей; формировать мышление, внимание, воображение, память, сенсорные ощущения; поддерживать интерес детей к опытнической работе, способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.
Воспитывающие : Воспитывать интерес и любовь к родному краю; бережное и ответственное отношение к неживой природе; испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.
Предварительная работа: Беседы на тему «Полезные ископаемые», «Что находится внутри шахты»; чтение произведений художественной, научно – познавательной литературы, загадывание загадок.
Словарная работа: лаборатория, ископаемое, шахта, горняки, вагонетка, отбойный молоток.
Ожидаемые результаты:
1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о каменном угле.
2. Дети с помощью моделей самостоятельно смогут сделать вывод о свойствах каменного угля, на основе проделанных опытов.
Материалы к занятию : посылка с каменным углем; письмо Хозяйки Медной гор; карточки для игры; загадка про уголь; тарелки с каменным углем, губки на каждого ребенка; лупы по количеству детей; молоток; влажные и сухие салфетки; шапочки одноразовые в лабораторию по количеству детей; модели; доска магнитная, презентация.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель : Ребята, скажите, что нас окружает? (предметы)
- А еще что (природа)
- Какая бывает природа? (живая и неживая)
- Назовите признаки живой природы (дышит, растет, питается, размножается, стареет и умирает)
- Предлагаю вам поиграть в игру: «живое – неживое» (раздать карточки)
- Я буду называть предметы, а вы поднимать карточку нужного цвета; зеленую, если предмет живой природы, красную, если предмет неживой природы (солнце, камень, дерево, небо, цветы, птицы, вода).
- Молодцы, справились.
Стук в дверь. Получите посылку.
Воспитатель : Мне передали посылку. Как проверить, действительно ли она предназначена нам? Высказывания детей : нужно прочитать адрес.
- Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит его номер? (ответы детей)
- Все правильно, посылка для нас. Хотите узнать, что в посылке? (открывает посылку, находит письмо, читает его).
«Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам посылку с предметом неживой природы. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку, которую я вам приготовила. Желаю удачи. «Хозяйка Медной горы»
Воспитатель : Что ж, слушайте загадку.
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами,
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землею огоньки –
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень, нужный камень.
Он имеет черный цвет,
Всем дает тепло и свет.
Воспитатель : Догадались, о каком камне идет речь? (Слайд)
Вот он какой, каменный уголь. А что же это такое, каменный уголь? Уголь – это полезное ископаемое неживой природы растительного происхождения. Он образуется, в основном, в болотистых местах. Каменный уголь образовался из торфа, только произошло это очень давно, за долго до того, как появились первые динозавры. (Слайд)
На земле тогда, было тепло и влажно. Деревья были огромных размеров, они старели, погибали, нередко оказывались в болоте. Со временем их накапливалось все больше и больше, они постепенно изменялись превращались в торф и в конце концов из торфа в каменный уголь.
Сейчас я познакомлю вас со свойствами торфа. Если его сжимать в руке, он мягкий, рыхлый, рассыпается (если опустить в воду он плавает, значит он легкий, если на него полить водой, сухой торф впитывает воду.
Мы поговорили с вами о торфе, это тот материал, из которого образуется каменный уголь.
Наша земля имеет много неровностей: горы, склоны, овраги. (Слайд) Если посмотреть, то видно, что деревья, травы, растут по склонам, возвышенностям и когда они погибают, то падают вниз к подножью, где перегнивают, превращаются в торф, а потом в каменный уголь. Но для этого должно пройти не одно тысячелетие.
Воспитатель : Хозяйка Медной горы прислала нам уже готовую породу – каменный уголь, чтобы мы исследовали его свойства, узнали его полезность и рассказали другим. Вы хотите проделать опыты с каменным углем? Тогда закройте глаза, сейчас мы с вами отправимся в детскую научную лабораторию для проведения опытов. (Дети открывают глаза, видна надпись: «Детская научная лаборатория»). Если вы согласны, то я буду вашим научным руководителем. (Слайд)
Чтобы нам весело и дружно работалось, мы сделаем небольшую разминку. Вставайте все в круг:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо встать.
А теперь подойдем к своим рабочим местам.
Наденьте шапочки. Присаживайтесь. Посмотрите, что у вас на столе, это то, что нам нужно для проведения опытов. В тарелках каменный уголь, который прислала Хозяйка Медной горы. В работе нам будут помогать модели.
1. Воспитатель : И так. Каменный уголь имеет цвет? Какого он цвета? (Он черный). (модель – черный)
2. Воспитатель : Уголь твердый или мягкий? (Он твердый). Как вы поняли, что он твердый?
Дети: Пробовали надавить на него или сжать в руке. (Но, чтобы знать точно, давайте сравним два предмета: губку и уголь. Сжимаем в одной руке губку, в другой уголь. Губка мягкая, а уголь твердый.) (модель – твердый)
3. Воспитатель : Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается (модель – пачкает). Положите уголь и вытрите руки влажной салфеткой.
4. Воспитатель : Как вы думаете, каменный уголь прочный или хрупкий? (Ответ детей)
Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что с ним произойдет (ударяю по куску каменного угля молотком – он рассыпается на несколько мелких кусочков).
Как вы думаете, что произойдет, если ударить молотком по камню (Предположения детей) давайте проверим (ударяю по камню, с ним ничего не происходит, показываю результат, дети делают вывод).
Дети: Каменный уголь твердый, но не такой прочный, как камень. Вывод: он хрупкий, легко крошится от удара, много мелких кусочков. (модель – хрупкий)
5. Воспитатель : Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите? (Ответ детей) сейчас сравните с корой дерева. Дети: Он бугристый, как дерево (модель – бугристый)
6. Воспитатель : как вы думаете, что произойдет, если мы опустим уголь в воду? (Предположения)
- Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит? (Появляются пузырьки).
Дети: Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею – появляются пузырьки. Уголь что сделал, утонул. Почему? Он тяжелый. (Для сравнения можно посмотреть на перышко и уголь. Перышко легкое плавает на поверхности воды, а уголь утонул. (модель – тяжелый)
7. Воспитатель : Как вы думаете, он растворяется в воде или нет? Как это можно проверить? (Помешать воду палочкой).
- Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?
Дети: Не растворяется. (модель – не растворяется)
Воспитатель : Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.
Какой вывод можно сделать на основе проделанных опытов? (В этом нам помогут все модули)
Вывод: Уголь черный, он твердый, но при ударе рассыпается на кусочки, значит хрупкий, он пачкается, бугристый как дерево, тяжелый, не растворяется в воде и других жидкостях.
Воспитатель : Ребята, наша работа в лаборатории закончена.
- Какое настроение у вас от проделанной работы?
- Что вас больше всего порадовало во время работы?
- Что интересного вы узнали?
Вы дружно поработали, давайте разомнемся. Вставайте все в круг: (повторение физминутки).
А теперь все отправимся на стульчики.
Воспитатель : Сейчас мы поговорим о профессии шахтера. Людей, которые добывают уголь, называют шахтерами. (Слайд)
Уголь добывают в шахтах, глубоко под землей. Для этого используют отбойные молотки. (Слайд)
Уголь загружают в вагонетки и вывозят из шахты. (Слайд)
Еще уголь добывают открытым способом. Для этого снимают большой верхний слой земли, потом пускают шагающий экскаватор, который огромным ковшом берет породу и грузит в огромные машины. Такие машины называются Белазы. (Слайд)
Воспитатель : Как, по вашему мнению, используют уголь? Для чего он нужен?
Дети: Уголь используют в качестве топлива, его сжигают в печах и в домах становится тепло.
Воспитатель : Правильно, каменный уголь используют в качестве топлива, как в быту, так и в котельных, на заводах. (Слайд)
Уголь был первым ископаемым материалом, который люди стали использовать как топливо. В прошлые века много угля использовалось для транспорта: пароходы, паровозы. (Слайд)
Продукты переработки каменного угля используются в разных промышленностях. Из продуктов угля производят разноцветные краски, керамическую плитку, линолеум, строительные материалы, пластмассу. (Слайд)
Кокс продукт угля, используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из продуктов угля делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. (Слайд)
Уголь ничем не пахнет, его продукты переработки также используют в косметике: при изготовлении духов, лака для ногтей, краски для волос и в других областях промышленности: таких как пищевой, фармацевтической и других. (Слайд)
Делают из угля прочные нити, удобрения и самое лучшее стекло.
И так, каменный уголь – это ценное полезное ископаемое, которое необходимо для жизни человека.
Воспитатель : нам в подарок Хозяйка Медной горы принесла много кусочков каменного угля, я вам их раздам на память о нашем занятии. Вы дома поделитесь своими знаниями со своими родителями. Все спасибо за работу.