МААМ-картинки

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Каменный уголь»

Галина Баранова
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Каменный уголь»

Занятие по экологическому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста «Каменный уголь»

Цель: Через познавательно - исследовательскую деятельность познакомить детей с полезностью каменного угля.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Каменный уголь“» размещена в разделах

Обучающие: Познакомить детей со свойствами каменного угля; закрепить умение исследовать предмет с помощью сравнения с другими предметами, называть его свойства и особенности.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас детей; формировать мышление, внимание, воображение, память, сенсорные ощущения; поддерживать интерес детей к опытнической работе, способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.

Воспитывающие : Воспитывать интерес и любовь к родному краю; бережное и ответственное отношение к неживой природе; испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.

Предварительная работа: Беседы на тему «Полезные ископаемые», «Что находится внутри шахты»; чтение произведений художественной, научно – познавательной литературы, загадывание загадок.

Словарная работа: лаборатория, ископаемое, шахта, горняки, вагонетка, отбойный молоток.

Ожидаемые результаты:

1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о каменном угле.

2. Дети с помощью моделей самостоятельно смогут сделать вывод о свойствах каменного угля, на основе проделанных опытов.

Материалы к занятию : посылка с каменным углем; письмо Хозяйки Медной гор; карточки для игры; загадка про уголь; тарелки с каменным углем, губки на каждого ребенка; лупы по количеству детей; молоток; влажные и сухие салфетки; шапочки одноразовые в лабораторию по количеству детей; модели; доска магнитная, презентация.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель : Ребята, скажите, что нас окружает? (предметы)

- А еще что (природа)

- Какая бывает природа? (живая и неживая)

- Назовите признаки живой природы (дышит, растет, питается, размножается, стареет и умирает)

- Предлагаю вам поиграть в игру: «живое – неживое» (раздать карточки)

- Я буду называть предметы, а вы поднимать карточку нужного цвета; зеленую, если предмет живой природы, красную, если предмет неживой природы (солнце, камень, дерево, небо, цветы, птицы, вода).

- Молодцы, справились.

Стук в дверь. Получите посылку.

Воспитатель : Мне передали посылку. Как проверить, действительно ли она предназначена нам? Высказывания детей : нужно прочитать адрес.

- Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит его номер? (ответы детей)

- Все правильно, посылка для нас. Хотите узнать, что в посылке? (открывает посылку, находит письмо, читает его).

«Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам посылку с предметом неживой природы. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку, которую я вам приготовила. Желаю удачи. «Хозяйка Медной горы»

Воспитатель : Что ж, слушайте загадку.

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластами,

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Под землею огоньки –

Это в шахте горняки.

Отбивают молотками

Этот очень, нужный камень.

Он имеет черный цвет,

Всем дает тепло и свет.

Воспитатель : Догадались, о каком камне идет речь? (Слайд)

Вот он какой, каменный уголь. А что же это такое, каменный уголь? Уголь – это полезное ископаемое неживой природы растительного происхождения. Он образуется, в основном, в болотистых местах. Каменный уголь образовался из торфа, только произошло это очень давно, за долго до того, как появились первые динозавры. (Слайд)

На земле тогда, было тепло и влажно. Деревья были огромных размеров, они старели, погибали, нередко оказывались в болоте. Со временем их накапливалось все больше и больше, они постепенно изменялись превращались в торф и в конце концов из торфа в каменный уголь.

Сейчас я познакомлю вас со свойствами торфа. Если его сжимать в руке, он мягкий, рыхлый, рассыпается (если опустить в воду он плавает, значит он легкий, если на него полить водой, сухой торф впитывает воду.

Мы поговорили с вами о торфе, это тот материал, из которого образуется каменный уголь.

Наша земля имеет много неровностей: горы, склоны, овраги. (Слайд) Если посмотреть, то видно, что деревья, травы, растут по склонам, возвышенностям и когда они погибают, то падают вниз к подножью, где перегнивают, превращаются в торф, а потом в каменный уголь. Но для этого должно пройти не одно тысячелетие.

Воспитатель : Хозяйка Медной горы прислала нам уже готовую породу – каменный уголь, чтобы мы исследовали его свойства, узнали его полезность и рассказали другим. Вы хотите проделать опыты с каменным углем? Тогда закройте глаза, сейчас мы с вами отправимся в детскую научную лабораторию для проведения опытов. (Дети открывают глаза, видна надпись: «Детская научная лаборатория»). Если вы согласны, то я буду вашим научным руководителем. (Слайд)

Чтобы нам весело и дружно работалось, мы сделаем небольшую разминку. Вставайте все в круг:

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

А теперь подойдем к своим рабочим местам.

Наденьте шапочки. Присаживайтесь. Посмотрите, что у вас на столе, это то, что нам нужно для проведения опытов. В тарелках каменный уголь, который прислала Хозяйка Медной горы. В работе нам будут помогать модели.

1. Воспитатель : И так. Каменный уголь имеет цвет? Какого он цвета? (Он черный). (модель – черный)

2. Воспитатель : Уголь твердый или мягкий? (Он твердый). Как вы поняли, что он твердый?

Дети: Пробовали надавить на него или сжать в руке. (Но, чтобы знать точно, давайте сравним два предмета: губку и уголь. Сжимаем в одной руке губку, в другой уголь. Губка мягкая, а уголь твердый.) (модель – твердый)

3. Воспитатель : Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается (модель – пачкает). Положите уголь и вытрите руки влажной салфеткой.

4. Воспитатель : Как вы думаете, каменный уголь прочный или хрупкий? (Ответ детей)

Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что с ним произойдет (ударяю по куску каменного угля молотком – он рассыпается на несколько мелких кусочков).

Как вы думаете, что произойдет, если ударить молотком по камню (Предположения детей) давайте проверим (ударяю по камню, с ним ничего не происходит, показываю результат, дети делают вывод).

Дети: Каменный уголь твердый, но не такой прочный, как камень. Вывод: он хрупкий, легко крошится от удара, много мелких кусочков. (модель – хрупкий)

5. Воспитатель : Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите? (Ответ детей) сейчас сравните с корой дерева. Дети: Он бугристый, как дерево (модель – бугристый)

6. Воспитатель : как вы думаете, что произойдет, если мы опустим уголь в воду? (Предположения)

- Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит? (Появляются пузырьки).

Дети: Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею – появляются пузырьки. Уголь что сделал, утонул. Почему? Он тяжелый. (Для сравнения можно посмотреть на перышко и уголь. Перышко легкое плавает на поверхности воды, а уголь утонул. (модель – тяжелый)

7. Воспитатель : Как вы думаете, он растворяется в воде или нет? Как это можно проверить? (Помешать воду палочкой).

- Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети: Не растворяется. (модель – не растворяется)

Воспитатель : Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.

Какой вывод можно сделать на основе проделанных опытов? (В этом нам помогут все модули)

Вывод: Уголь черный, он твердый, но при ударе рассыпается на кусочки, значит хрупкий, он пачкается, бугристый как дерево, тяжелый, не растворяется в воде и других жидкостях.

Воспитатель : Ребята, наша работа в лаборатории закончена.

- Какое настроение у вас от проделанной работы?

- Что вас больше всего порадовало во время работы?

- Что интересного вы узнали?

Вы дружно поработали, давайте разомнемся. Вставайте все в круг: (повторение физминутки).

А теперь все отправимся на стульчики.

Воспитатель : Сейчас мы поговорим о профессии шахтера. Людей, которые добывают уголь, называют шахтерами. (Слайд)

Уголь добывают в шахтах, глубоко под землей. Для этого используют отбойные молотки. (Слайд)

Уголь загружают в вагонетки и вывозят из шахты. (Слайд)

Еще уголь добывают открытым способом. Для этого снимают большой верхний слой земли, потом пускают шагающий экскаватор, который огромным ковшом берет породу и грузит в огромные машины. Такие машины называются Белазы. (Слайд)

Воспитатель : Как, по вашему мнению, используют уголь? Для чего он нужен?

Дети: Уголь используют в качестве топлива, его сжигают в печах и в домах становится тепло.

Воспитатель : Правильно, каменный уголь используют в качестве топлива, как в быту, так и в котельных, на заводах. (Слайд)

Уголь был первым ископаемым материалом, который люди стали использовать как топливо. В прошлые века много угля использовалось для транспорта: пароходы, паровозы. (Слайд)

Продукты переработки каменного угля используются в разных промышленностях. Из продуктов угля производят разноцветные краски, керамическую плитку, линолеум, строительные материалы, пластмассу. (Слайд)

Кокс продукт угля, используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из продуктов угля делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. (Слайд)

Уголь ничем не пахнет, его продукты переработки также используют в косметике: при изготовлении духов, лака для ногтей, краски для волос и в других областях промышленности: таких как пищевой, фармацевтической и других. (Слайд)

Делают из угля прочные нити, удобрения и самое лучшее стекло.

И так, каменный уголь – это ценное полезное ископаемое, которое необходимо для жизни человека.

Воспитатель : нам в подарок Хозяйка Медной горы принесла много кусочков каменного угля, я вам их раздам на память о нашем занятии. Вы дома поделитесь своими знаниями со своими родителями. Все спасибо за работу.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что растёт в огороде?»Дидактическая игра по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что растёт в огороде?» Цель игры:Продолжать формировать представления детей об овощных культурах,правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека. В игру возможно.

Конспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель:Уточнить и закрепить представления детей о знакомых зимующих птицах родного края, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый: польза и вред» Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый -польза и вред». Тема: «Лук репчатый – польза.

Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Вырастим цветы для нашей группы».Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Вырастим цветы для нашей группы». Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Вырастим цветы для нашей группы». Воспитатель: Должикова Александра.

Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник»Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник» Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо ягода-шиповник». Тема: «Чудо ягода-шиповник». Возрастная.

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Каменный уголь-богатство Междуреченска»Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста «Каменный уголь-богатство Междуреченска» Цели: Познакомить детей с главным богатством города Междуреченска, каменным углем, его основными свойствами опытным путем. Задачи:Закреплять.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 6Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 6 МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ. 1. Представления. Цель: Выявить характер представлений ребенка о живом. 1. Как ты узнал, что все это живое? 2. Почему.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 14Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 14 ПЛАНИРОВАНИЕ. КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ НА ВЕСНУ. МАРТ. o Наблюдение за СОЛНЦЕМ. Как изменилось солнышко? Каким оно стало, а каким было зимой?.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15 Исследовательская деятельность в работе с дошкольниками!.Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому необходимо.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 9Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 9 ПЛАНИРОВАНИЕ. В старшем дошкольном возрасте необходимо систематизировать знания о природе и природных явлениях, полученные в младшем возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Каменный уголь»
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 15:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД